Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАнализ современной ситуации в системе среднего профессионального образования позволяет сделать вывод, что существует ряд противоречий разрешение которых возможно только при участии педагогической науки. Одно из таких противоречий - несоответствие личностных, а из-за этого нередко и профессиональных характеристик выпускников требованиям, предъявляемым на рынке труда.
Профессиональные образовательные системы нередко не обеспечивают должного уровня сформированности у выпускников необходимых навыков коммуникации, нужных для их успешной адаптации в профессиональной среде. Среди социально-психологических характеристик выпускников проявляются такие, совокупность которых порождает явление, получившее название социального инфантилизма.
Инфантилизм - (от лат. infantilis - младенческий, детский) - понимается как сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Незрелость эмоциональной сферы является важной характеристикой инфантилизма. Индивид, которому свойственен инфантилизм, может быть нормально развит физически и умственно, но в его поведении обнаруживается несамостоятельность решений и действий; он ощущает чувство незащищенности; не способен воспринимать себя критично; требует к себе повышенного внимания со стороны окружающих. В педагогических исследованиях определены два вида инфантилизма: психологический и социальный (Г.П. Буданова, О.С. Газман, М.Б. Коваль, Н.Ф. Родионова, А.Н. Шевченко).
Мы понимаем социальный инфантилизм подростка как негативную форму адаптации к окружающей действительности в результате отсутствия мотивационно-ценностных установок к личностному развитию в процессе социальной деятельности, проявляющуюся в неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления, пассивном отношении к любым кризисным ситуациям, возложении на другого человека ответственности за принятие решения.
Феномен социального инфантилизма стал характерной чертой социально психологического портрета значительной части учащейся молодежи, который проявляется в стремлении возлагать ответственность за принятие решений на других, находиться в позиции «вечного ребенка». Социальный инфантилизм следует рассматривать как показатель недостаточной активности, особый негативный вид адаптации подростка к учебной, а затем и профессиональной деятельности.
Социальная инфантильность проявляется в таких качествах молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Другими словами это все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Такой точки зрения придерживается Н.А. Шевченко.
Анализ психологических и социологических исследований (Р.Парка, СЛ.Беличевой, И.С.Кона, А.Н.Майорова, К.М.Гуревича, Ф. Райса, Дж.Джибса, К.Бэсинджера, Д.Фуллера и др.) позволил выявить факторы и причины появления социального инфантилизма: конформное (приспособление к требованиям), импульсивное (при сильном возбуждении и временной утрате самоконтроля), компулъсивное (принудительное) поведение учащихся.
К числу социально-психологических факторов, влияющих на девиантное поведение молодежи и подростков относятся: ценностная дезориентация общества; неблагополучная семья; неблагоприятные условия для адаптации в учебных и трудовых коллективах; наличие влияния криминальных и девиантных субкультур; нарушения социализации индивида.
Предварительный разговор о причинах социального инфантилизма можно завершить следующим утверждением. В любом случае, при проявлении социально-профессионального инфантилизма, взаимодействуют три группы факторов: социальные нормы; особенности личности; особенности конкретной ситуации.
Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость серьезной корректировки образовательного процесса в колледже, с целью обеспечения условий для преодоления социального инфантилизма выпускников. Главная цель, которая при этом преследуется - формирование условий для преодоления социального инфантилизма выпускников. Одним из условий может выступать социальное партнерство.
Рефлексивный анализ сущности понятия «Социальное партнерство» позволяет утверждать о его неоднозначности.
Социальное партнерство:
Цель и способ достижения единства действий различных по потребностям, интересам социальных субъектов (О.В. Деникаева).
Вид социального взаимодействия, в котором достигается единство цели и действий, которое позволяет управлять социальным общением, взаимодействием (А.В. Бородина).
В профессиональном образовании – конструктивное взаимодействие учебного заведения с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг.
Цели социального партнерства у различных субъектов отличаются. Для учебного заведения основная цель социального партнерства заключается в поиске дополнительных (к тем, которые заложены в государственных образовательных стандартах) возможностей для улучшении условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических и других) подготовки конкретного специалистa, решения вопросов приема студентов и трудоустройства выпускников, создание баз для практики студентов и другие.
Как свидетельствуют исследования В. Павлова, социальное партнерство может проявляться в рамках проектирования. Существует несколько типов проектирования: идеальное (существует в сознании как идеальная возможность, идеализация бытия); социальное (структурное преобразование социальной системы по схеме «идея - вещь», при котором процессы реализации и функционирования поглощают идею, овеществляют ее, она редуцируется в технологическую идеологию). Синтезом первых двух типов выступает социокультурное проектирование, в рамках которого происходит выращивание принципиально новой мыследеятельности, за счет которой и осуществляются процессы преобразования по схеме «замысел - реализация - рефлексия».
Организационная схема проектирования включает в себя четыре компонента и соответствующие им деятельностные позиции.
Проявление различных позиций учащегося колледжа в процессе культурно-социального проектирования.
№ |
Технология социального проектирования |
Позиция учащегося колледжа |
1 |
знания о проектировании |
методологическая позиция |
2 |
анализ особенностей и выделения специфики проектирования в социуме |
исследовательская позиция |
3 |
формирование социокультурной среды |
позиция технолога - конструктора |
4 |
образование полипрофессионального сообщества |
коммуникативно-управленческая позиция |
5 |
построение широких кооперативных связей как культурная организация проектирования |
позиция организатора коммуникации субъектная позиция |
Участие студентов в разработке и реализации социально или профессионально значимых проектов позволяет им:
Приобретение учащимися колледжа опыта социально-педагогического проектирования позволяет, с одной стороны, самостоятельно приобретать профессионально значимые качества личности, а, с другой, - интенсивно происходит преодоление характеристик, свойственных социальному инфантилизму.
На основе анализа исследований А.Н. Шевченко, О.С. Газмана, Н.Ф. Родионовой, Г.А. Федотовой были выявлены организационно-педагогические условия преодоления социального инфантилизма. К организационным условиям предполагается отнести следующее:
Важным организационным условием преодоления социального инфантилизма является формирование системы социального партнерства, дающей дополнительные и весьма существенные возможности для достижения обозначенной выше цели.
Понятие социального партнерства в данном контексте раскрывает Г.А. Федотова: «Партнерство - (от английского слова «part»- часть единого целого) понятие, обозначающее систему взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников образовательных процессов»(№1 с. 134). Она же отмечает, что «содержание образования есть выстраивание отношений участия субъектов в проблемной деятельности в целях личностного развития. Такой ситуации, ориентированной на перспективу личностного развития, лучше всего соответствуют отношения кооперации и взаимодействия». (1,135).
Социальное партнерство способно обеспечить также кооперацию и взаимодействие и тем самым, создать условия, позволяющие развивать те личностные качества, которые необходимы выпускникам колледжа для самостоятельной и полноценной профессиональной деятельности. К профессиональным умениям можно отнести: умения целеполагания; умения аналитические, умения деятельностные; умения оценочно-результатирующие; умения прогностические. Любое умение предполагает наличие определенной совокупности профессиональных навыков. Развитие профессиональных умений позволяет преодолевать социально-профессиональный инфантилизм, повышая качество подготовки учащихся колледжа. Социальный контекст понимания категории качества связан с понятиями социальной потребности, соответствия назначению, а также цели и результату человеческой деятельности. В этом смысле само определение качества невозможно без участия социальных партнеров колледжа.
К педагогическим условиям относятся следующие:
Использование обозначенных возможностей социального партнерства им способно обеспечить «сглаживание» проявлений социального инфантилизма. Это, в свою очередь, позволяет повысить качество профессиональном» обучения.
Кроме того, педагогические условия преодоления социальною инфантилизма включают:
Литература:
Оригинал работы:
Организационно-педагогические условия преодоления социального инфантилизма учащихся колледжа
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.