Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПеремены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которые направлены на формирование важнейшей компетенции личности - умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся. [1]
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку и литературе является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Содержание документа ориентировано не только на обучение основам языка, но и на развитие личности, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, на совершенствование у него всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать), грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умение говорить и писать).
Разумеется, на уроках русского языка основным видом учебной деятельности является письмо, его содержательная и нормативная составляющие. Но необходимо признать, что не менее важным для уроков должны стать чтение и аудирование. Именно они предопределяют успех в овладении умениями и навыками, связанными с письмом.
Чтение играет важную роль в составе познавательных универсальных учебных действий, так как является составляющей не только коммуникативной компетенции, но и лингвистической, языковой и культуроведческой.
Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. С помощью чтения человек реализует возможности опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствует о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его сознание. [2] Полноценное чтение - сложный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В отечественной педагогике разработано достаточно много подходов к совершенствованию обучения чтению. Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов); 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота понимания текста.
Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Научить пониманию очень сложно, тем не менее нужно создать благоприятные условия для овладения учащимися приёмами понимания и совершенствования чтения в целом.
Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе обучающимся: на выделении структурных и логических единиц текста, связей, которые есть между ними, фиксировании их в плане, схеме или таблице. Такая работа помогает ему привести всю полученную информацию в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от обучающегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, выписок, аннотаций, кодированию информации в графических схемах и т.д. [1]
Обучение чтению как одному из видов речевой деятельности – важнейшая задача, которую должен решать преподаватель русского языка и литературы. Цель обучения чтению заключается в том, чтобы научить рациональным приёмам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах разных типов и стилей в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. [2]
Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т.е. включал психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.
Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют второму уровню грамотности чтения из пяти). [3]
Следует отметить, что на уроках русского языка и литературы обучающиеся нередко затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что ещё раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в профессиональных образовательных организациях.
В ходе обучения студенты должны овладевать различными видами и типами чтения в зависимости от коммуникативной задачи, которая будет определять характер восприятия текста. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда и для чего будет использована извлечённая из текста информация. [2]
Поэтому выделяют такие виды чтения, как ознакомительное, направленное на извлечение основной информации или выделения основного содержания текста; изучающее, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, выразительное чтение отрывка художественного произведения в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста, рефлексивное, направленное на развитие ассоциативного мышления.
Таким образом, при чтении текста обучающийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приёмы одного из видов чтения. Следовательно, нужно учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приёмам осмысления того или иного текста, решение определённых мыслительных задач в процессе его восприятия. [2]
Основными видами чтения в учебной деятельности является изучающее и усваивающее чтение. Основными приёмами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются: приём составления вопросов к тексту, приём составления плана, граф-схемы, сводной таблицы, приёмы тезирования, конспектирования, комментирования и приём логического запоминания учебной информации.
Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путём вспоминания, рассуждения или путём обращения к учителю или другому обучающемуся) являются основным приёмом в процессе уяснения содержания и включают вопросы к логическим связям частей текста с другими текстами на эту же тему, к отдельным непонятным словам и выражениям.
В работе с вопросами часто используется классификация Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:
Такая классификация помогает научить обучающихся самостоятельно задавать вопросы к тексту. Им нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы). Данную работу обычно проводят в парах и группах. Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как чтение с остановками. Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции и отстаивании её. [1]
Помимо постановки вопросов, эффективным приёмом работы над текстом является составление вопросного плана, т. е. умение выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе составления плана текста обучающийся проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана между собой. Содержание и структура плана зависят от цели работы. В одном случае план может отражать только фабулу художественного произведения или только фактологический материал, а может и выявлять причинно-следственные связи. Приведём последовательные шаги по организации самостоятельной деятельности обучающихся с целью составления плана:
Приём составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. План представляет собой перечисление всех текстовых субъектов текста. Для построения плана целесообразно по мере чтения текста последовательно задавать себе вопрос «О чём здесь говорится?». План представляет собой перечисление тем, составляющих пункты плана.
Приём составления граф-схемы. Граф-схема - это способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста. Выделяют два вида граф-схемы - линейную и разветвлённую. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т. д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно видны связи между элементами.
Приём тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
Приём составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Приём комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Приём логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверку по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовку докладов и написание рефератов текста двух видов - констатирующего и критического - с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, в том числе с опорой на Интернет и публикации в средствах массовой информации. [4]
Приём конспектирования может включать в себя методику «Инсерт» (интерактивную систему пометок для эффективного чтения и мышления).
Градация текста: + - то, что я знаю, V- новая информация, ? - то, что я не знаю, не понял. [5]
Усваивающее чтение включает следующие приёмы: умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам. [4]
Одним из наиболее эффективных видов чтения является рефлексивное чтение.
Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс и представляет собой наиболее развитый вид чтения.
В исследовании Л.П. Доблаева структура текста при рефлексивном чтении представляется как совокупность проблемных ситуаций со скрытыми вопросами, т.е. система данных без явно выраженного вопроса, но с наличием условий, порождающих вопросы и необходимых для ответов на них. Основным приёмом эффективного понимания текста автор считает самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. [6]
Т.Е. Ембулаева выделяет следующие этапы в самопостановке скрытых вопросов к тексту:
I этап. Цель: показать учащимся различие между двумя видами вопросов - обычных и скрытых.
-Предлагается прочесть текст и самим учащимся сформулировать вопросы (обычные: Какие степени сравнения могут иметь прилагательные? Что показывает сравнительная (превосходная) степень?) - и найти ответы на них в тексте;
-далее учитель открывает записанные на доске образцы скрытых вопросов – Что такое степени сравнения? В чём различие сравнительной и превосходной степени? – и просит найти ответы в тексте;
-сравнить, на какие вопросы было легче ответить.
II этап. Цель: научить видеть в тексте ситуацию скрытого вопроса. Для этого можно использовать два приёма:
-учитель читает вслух текст и сам показывает ситуацию скрытого вопроса;
-учитель читает вслух текст (учащиеся следят за чтением по учебнику), но место скрытого вопроса указывают учащиеся (игра «СТОП!»); учитель приостанавливает чтение и формулирует скрытый вопрос.
Обычные вопросы направлены на воспроизведение информации текста, на них есть прямой ответ. Например: 1. Как изменяются прилагательные в форме составной сравнительной степени? 2. Каким членом предложения являются прилагательные в форме составной сравнительной степени? В форме простой сравнительной степени?
Скрытые вопросы (СТОП!): ответа на них либо нет (информацию нужно искать в другом источнике, в предыдущей теме), либо он «размыт» в тексте (но найти его можно, так как информация для него есть в тексте).
Например: 1. Почему в форме составной сравнительной степени изменяется только второе слово? 2. Почему прилагательные в форме составной сравнительной степени бывают сказуемыми и определениями, а в форме простой сравнительной степени только сказуемыми?
III этап. К этому этапу нужно приступать, убедившись, что учащиеся способны уловить ситуацию скрытого вопроса. Задача этого этапа – научить формулировать вопрос. Основные способы выработки этого умения - постановка вопросов учителем в качестве образца и побуждение учащихся к самостоятельному формулированию вопросов. [7]
Итак, обучение различным видам чтения, развитие и совершенствование приёмов осмысления прочитанного – важнейшая методическая задача, стоящая перед преподавателем русского языка и литературы. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создаёт необходимую базу для развития умений студентов в написании изложений, сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций.
В связи с этим в работе преподавателя-словесника необходимым является использование программы обучения работе с текстом. Основой для разработки программы обучения пониманию текста стала модель «идеального читателя» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, JI.А. Концевая). Программа включает четыре этапа, на каждом из которых ставится задача формирования определённого приёма работы с текстом: 1) формирование приёма «диалог с текстом» (умения ставить вопросы к тексту); 2) формирование умения выделять концепт текста (основную идею текста, используя приём озаглавливания); 3) целенаправленное развитие читательского воображения (умение прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, событий); 4) интеграция сформированных приёмов в целостную деятельность понимания. Особая роль в программе уделялась подбору текстового материала. При этом тексты должны были отличаться доступностью понимания для данной возрастной группы, небольшим объёмом, разнообразием жанров. [8]
Таким образом, полноценное чтение представляет собой сложный и многогранный процесс, предполагающий решение познавательных и коммуникативных задач, необходимых для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся и их личностного развития.
Литература
Оригинал работы:
Чтение в составе познавательных универсальных учебных действий
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.