Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ спорте, как ни в каком другом виде человеческой деятельности, полностью оправдывает себя известное педагогическое требование: «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо его знать во всех отношениях». Многообразие видов спортивной деятельности, характерная для каждого из них острота психических переживаний спортсмена заставляют психологов спорта прежде всего обратиться к изучению особенностей протекания психических функций и особенностей характера спортсмена. Большое количество исследований посвящено изучение вопроса взаимосвязи спортивных успехов в разных видах спорта и психологических особенностей спортсмена. Вместе с тем, исследователи данного вопроса сосредотачивают свое внимание на выявлении специфики, которую каждый вид спорта предъявляет к психологии спортсмена, тогда как вопрос – влияние психологических особенностей на уровень физической подготовки, от которого и зависит, в общем, успех в различных видах спортивной деятельности, так и не решен.
Теоретическую основу исследования составили работы Г.С. Абрамовой, Н.М. Амосова, В.А. Бальсевича и В.А. Запорожанова, Ю. В. Верхошанского, В. М. Зациорского Л.П. Матвеева [1-6].
Исследование проводилось на базе СОШ с. Кочетное Саратовской области. Для выявления личностных особенностей занимающихся использовались методики 16ФЛО (модификации теста Кеттела) и тест ОХД (особенности характеристик деятельности).
Для оценки уровня развития физических качеств, проводились классические тестовые испытания:
Результаты по данным испытаниям обобщались в единый показатель с помощью первоначального ранжирования результатов по каждому из них.
Всего в исследовании приняли участие 14 человек в возрасте 15 лет, отдельные результаты были отсеяны по критерию достоверности и для анализа использовались результаты 11 человек.
Для оценки степени взаимосвязи параметра с успешностью производился расчет корреляций. Для выводов учитывались найденные линейные связи, достоверность наличия которых находилась на уровне 0,95. Для данной выборки выявление значимых корреляций производился по формуле:
где r - коэффициент корреляции,
n - число наблюдений,
t - число связанных рангов
В нашем случае значимыми корреляциями являются те, модульное значение которых превышает 0,55 (-0,55). Корреляции, модульное значение которых превышает 0,7 значимы на уровне 0,99. Корреляции, модульное значение которых находится в диапазоне 0,31-0,55 признаются сомнительными. Связи с коэффициентом менее 0,31 не учитывались.
Для оценки уровня физических качеств мы проводили ранжирование итоговых результатов отдельно в группах юношей и девушек. Сама процедура ранжирования позволила сгладить негативное влияние фактора малой выборки. Ранжирование по отдельным группам позволило скорректировать влияние исключительно физиологических параметров. В противном случае получаемые результаты слишком сильно отражали бы мускулинность или феминность, поскольку наилучшие результаты по объективным физическим причинам наблюдаются у юношей. При нашем подходе «лучшая» среди девушек и «лучший» среди юношей получают одинаковое большое количество баллов, что позволяет более точно оценить влияние не физиологических, а собственно психологических особенностей.
Нас в исследовании интересовал не только уровень актуального развития. В связи с этим, в качестве параметров для анализа мы взяли не только абсолютные значения развития физических качеств на определенный момент, но и их развитие за определенный период (с осени 2015 г. по весну 2016 г.). В итоге мы получили показатели, которые отражают уровень развития данных характеристик у испытуемых и сопоставили с особенностями психологических характеристик. Это позволило нам выявить те качества, от развития которых будет зависеть собственно физическое развитие.
В таблице 1 представлены корреляции между особенностями самооценки испытуемых и уровнем и скоростью развития физических качеств.
Таблица 1. Связь самооценки и развития физических качеств
|
Уровень развития |
Скорость развития |
Адекватность самооценки |
-0,22 |
0,62 |
Уверенность в себе |
0,46 |
0,04 |
Как можно видеть из таблицы 1, уверенность в себе у подростков во многом связана с высоким уровнем развития физических качеств. Однако динамика развития, рост показателей не связан с уверенностью в собственных силах. Показывающие относительно высокие результаты могут в данном случае останавливаться на определенном уровне развития, не считая необходимым дальнейший рост. Наиболее важным для перспективы оказывается такой компонент самооценки как ее адекватность, соответствие реальному положению вещей. Именно те, которые способны «трезво» оценить собственные возможности, и обладают наибольшим потенциалом развития, улучшая свои результаты с большей скоростью.
В таблице 2 представлены корреляции между базовыми психологическими процессами и развитием физических качеств.
Таблица 2. Связь между уровнем развития памяти, внимания, мышления и развитием физических качеств
Уровень развития |
Скорость развития |
|
Память |
0,4 |
0,54 |
Устойчивость внимания |
0,21 |
0,41 |
Мышление |
0,01 |
0,34 |
Креативность |
-0,05 |
-0,35 |
Наибольшее значение при развитии физических качеств, как можно видеть из таблицы 2, имеют такие базовые характеристики как уровень внимательности и развитие памяти, которая, ко всему прочему, связана с запоминанием правильных движений. Вместе с этим, на первый взгляд, интеллектуальные способности (уровень развития мышления, способность к анализу) не связаны с уровнем развития силы, ловкости или выносливости. Однако, анализ динамики развития физических качеств показывает, что уровень развития мышления при определенных условиях может позитивно сказаться на скорости развития данных характеристик. При прочих равных условиях, лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей способны улучшать предыдущие результаты в большей мере, нежели лица с невысоким уровнем интеллекта. Здесь определенное значение, на наш взгляд, могут играть рефлексия прошлого опыта, умение критически подойти к собственным ошибкам и лучшее осознание собственных возможностей.
С другой стороны влияния такой характеристики как «креативность» на развитие физических качеств выявлено не было. Даже более того, обнаружено, что способность к творчеству, ориентация на новые, собственные способы действий, тяга к экспериментам в данной группе могут быть связаны отрицательно.
В используемых психодиагностических методиках имеется достаточно большое количество параметров, имеющих отношение к особенностям планирования, особенностям выполнения действий, волевым и динамическим особенностям личности.
Результаты сопоставления данных характеристик представлены в таблице 3.
Таблица 3. Связь между индивидуальными особенностями и развитием физических качеств
|
Уровень |
Скорость развития |
устойчивость к монотонии |
0,42 |
0,72 |
определенность жизненных целей |
0,12 |
0,04 |
ориентация на отдаленные цели |
0,21 |
0,42 |
ответственность |
0,38 |
0,63 |
чувство времени |
0,37 |
0,71 |
настойчивость |
0,25 |
0,63 |
скорость мобилизации, оперативность |
0,46 |
0,49 |
активная жизненная позиция |
0,3 |
0,71 |
умение планировать |
0,18 |
-0,09 |
терпеливость |
-0,16 |
0,67 |
упрямство |
-0,12 |
-0,32 |
реакция на неудачи |
0,09 |
0,37 |
перфекционизм |
-0,17 |
0,59 |
предпочтение двигательной активности |
0,71 |
0,82 |
решительность |
0,5 |
0,21 |
исполнительность |
-0,18 |
0,46 |
Данные, приведенные в таблице 3, позволяют сделать ряд обобщений:
Влияние особенностей эмоциональной сферы на развитие физических способностей представлено в таблице 4.
Таблица 4. Связь между эмоциональными особенностями и развитием физических качеств
|
Уровень |
Скорость развития |
Эмоциональная устойчивость |
-0,22 |
-0,64 |
Контроль эмоций |
0,02 |
-0,59 |
Тревожность |
-0,14 |
0,16 |
Подверженность стрессам |
-0,68 |
0,36 |
Следует отметить, что в нашем исследовании существенного влияния эмоциональных особенностей на отдельные физические способности мы не обнаружили. Вместе с этим, такая характеристика как подверженность стрессам, при высокой выраженности может сказаться на результатах первичного, первоначального круга испытаний, но не сказывается на результатах, получаемых позже. С другой стороны, более высокие показатели на повторных испытаниях демонстрировали более эмоциональные и одновременно с этим более сдержанные обучающиеся. Это частично подтверждает выводы других исследователей в области спорта, которые выявили, что оптимальным для спортсмена является сочетание «высокая эмоциональность + контроль», которое и позволяет добиваться высоких спортивных результатов.
Интересные результаты удалось получить при сопоставлении показателей физического развития и референтного круга[1] лиц (см таблица 5).
Таблица 5. Связь между индивидуальными особенностями и развитием физических качеств
Уровень развития |
Перспектива развития |
|
отношение педагога, тренера |
0,32 |
0,81 |
отношение сверстников |
0,83 |
-0,34 |
отношение родителей |
-0,02 |
-0,52 |
Данные, приведенные в табл. 5, показывают следующее:
Последний пункт, на наш взгляд, отражает не самую положительную тенденцию в учете необходимости физического развития современными родителями и может показывать необходимость просветительской деятельности в данном вопросе. С другой стороны, следует учесть, что важным условием развития является отношение занимающегося к педагогу. Не является секретом, что отношение к педагогу и тренеру в данном возрасте очень часто переносится на сам предмет, на деятельность и от того, как именно выстраиваются отношения с тренером, будут зависеть и отношение самого занимающегося и его стремление к успеху.
Следует отметить еще два немаловажных аспекта.
Во-первых, в ходе проведенного анализа влияния социально-психологических характеристик на физические способности мы не обнаружили значимых взаимосвязей. Такие характеристики как конформизм, общительность, агрессивность, подозрительность и другие не оказывают влияние на развитие физических способностей. И обнаруженные в ходе других исследований особенности личности социально-психологического плана, на наш взгляд скорее отражают специфику спортивной деятельности отдельных видов спорта, но не со спортивной деятельностью в целом.
Во-вторых, в ходе рассмотрения полученных данных мы не обнаружили существенных отличий между влиянием личностных особенностей на различные физические способности. Вместе с этим, у нас возникло мнение, что подобные взаимосвязи можно обнаружить на «нижнем» уровне, который в большей степени связан не с личностью и отношением, а скорее с психофизиологическими динамическими характеристиками. Подобное предположение у нас возникло при рассмотрении влияния такого параметра как «скорость мобилизации». Данный показатель положительно коррелировал с выполнением всех видов упражнений за исключением результатов по бегу на 2000 м. В последнем случае скорость мобилизации была связана с общим результатом отрицательно, т.е. чем быстрее обучающийся способен мобилизоваться, тем худшие результаты он показывал. Вместе с тем, количество наших испытуемых и имеющиеся данные не позволяют провести более дифференцированный анализ данного вопроса.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Список источников:
Оригинал работы:
Влияние индивидуальных психологических качеств подростков на физическое развитие
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.