Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние индивидуальных психологических качеств подростков на физическое развитие

20.10.2016 922 1557
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Арсланова Зульфия Мансуровна
Арсланова Зульфия Мансуровна, студент

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

В спорте, как ни в каком  другом виде человеческой деятельности, полностью оправдывает себя известное  педагогическое требование: «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо его знать во всех отношениях». Многообразие видов спортивной деятельности, характерная для каждого из них острота психических переживаний спортсмена заставляют психологов спорта прежде всего обратиться к изучению особенностей протекания психических функций и особенностей характера спортсмена. Большое количество исследований посвящено изучение вопроса взаимосвязи спортивных успехов в разных видах спорта и психологических особенностей спортсмена. Вместе с тем,  исследователи данного вопроса сосредотачивают свое внимание на выявлении специфики, которую каждый вид спорта предъявляет к психологии спортсмена, тогда как вопрос – влияние психологических особенностей на уровень физической подготовки, от которого и зависит, в общем, успех в различных видах спортивной деятельности, так и не решен.

Теоретическую основу исследования составили работы Г.С. Абрамовой, Н.М. Амосова, В.А. Бальсевича и В.А. Запорожанова, Ю. В. Верхошанского, В. М. Зациорского Л.П. Матвеева [1-6].

Исследование проводилось на базе СОШ с. Кочетное Саратовской области. Для выявления личностных особенностей занимающихся использовались методики 16ФЛО (модификации теста Кеттела) и тест ОХД (особенности характеристик деятельности).

Для оценки уровня развития физических качеств,  проводились классические тестовые испытания:

  • бег на 60м;
  • бег на 2000м;
  • метание меча;
  • прыжки в длину с места;
  • подтягивания на перекладине;
  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
  • наклон вперед из положения стоя.

Результаты по данным испытаниям обобщались в единый показатель с помощью первоначального ранжирования результатов по каждому из них.

Всего в исследовании приняли участие 14 человек в возрасте 15 лет, отдельные результаты были отсеяны по критерию достоверности и для анализа использовались результаты 11 человек.

Для оценки степени взаимосвязи параметра с успешностью производился расчет корреляций. Для выводов учитывались найденные линейные связи, достоверность наличия которых находилась на уровне 0,95. Для данной выборки выявление значимых корреляций производился по формуле:

 

где r - коэффициент корреляции,

      n - число наблюдений,

      t - число связанных рангов

В нашем случае значимыми корреляциями являются те, модульное значение которых превышает 0,55 (-0,55). Корреляции, модульное значение которых превышает 0,7 значимы на уровне 0,99. Корреляции, модульное значение которых находится в диапазоне 0,31-0,55 признаются сомнительными. Связи с коэффициентом менее 0,31 не учитывались.

Для оценки уровня физических качеств мы проводили ранжирование итоговых результатов отдельно в группах юношей и девушек. Сама процедура ранжирования позволила сгладить негативное влияние фактора малой выборки. Ранжирование по отдельным группам позволило скорректировать влияние исключительно физиологических параметров. В противном случае получаемые результаты слишком сильно отражали бы мускулинность или феминность, поскольку наилучшие результаты по объективным физическим причинам наблюдаются у юношей. При нашем подходе «лучшая»  среди девушек и «лучший» среди юношей получают одинаковое большое количество баллов, что позволяет более точно оценить влияние не физиологических, а собственно психологических особенностей.

Нас в исследовании интересовал не только уровень актуального развития. В связи с этим, в качестве параметров для анализа мы взяли не только абсолютные значения развития физических качеств на определенный момент, но и их развитие за определенный период (с осени 2015 г. по весну 2016 г.).  В итоге мы получили показатели, которые отражают уровень развития данных характеристик у испытуемых и сопоставили с особенностями психологических характеристик. Это позволило нам выявить те качества, от развития которых будет зависеть собственно физическое развитие.

 

  1. Влияние самооценки на развитие физических возможностей

 

В таблице 1 представлены корреляции между особенностями самооценки испытуемых и уровнем и скоростью развития физических качеств.

 

Таблица 1. Связь самооценки и развития физических качеств

 

 

Уровень развития

Скорость развития

Адекватность самооценки

-0,22

0,62

Уверенность в себе

0,46

0,04

 

Как можно видеть из таблицы 1, уверенность в себе у подростков во многом связана с высоким уровнем развития физических качеств. Однако динамика развития, рост показателей не связан с уверенностью в собственных силах. Показывающие относительно высокие результаты могут в данном случае останавливаться на определенном уровне развития, не считая необходимым дальнейший рост. Наиболее важным для перспективы оказывается такой компонент самооценки как ее адекватность, соответствие реальному положению вещей. Именно те, которые способны «трезво» оценить собственные возможности, и обладают наибольшим потенциалом развития, улучшая свои результаты с большей скоростью.

 

  1. Влияние памяти, внимания, креативности и мышления на физические способности

 

В таблице 2 представлены корреляции между базовыми психологическими процессами и развитием физических качеств.

 

Таблица 2. Связь между уровнем развития памяти, внимания, мышления и развитием физических качеств

 

 

Уровень развития

Скорость развития

Память

0,4

0,54

Устойчивость внимания

0,21

0,41

Мышление

0,01

0,34

Креативность

-0,05

-0,35

 

Наибольшее значение при развитии физических качеств, как можно видеть из таблицы 2, имеют такие базовые характеристики как уровень внимательности и развитие памяти, которая, ко всему прочему, связана с запоминанием правильных движений. Вместе с этим, на первый взгляд, интеллектуальные способности (уровень развития мышления, способность к анализу) не связаны с уровнем развития силы, ловкости или выносливости. Однако, анализ динамики развития физических качеств показывает, что уровень развития мышления при определенных условиях может позитивно сказаться на скорости развития данных характеристик. При прочих равных условиях, лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей способны улучшать предыдущие результаты в большей мере, нежели лица с невысоким уровнем интеллекта. Здесь определенное значение, на наш взгляд, могут играть рефлексия прошлого опыта, умение критически подойти к собственным ошибкам и лучшее осознание собственных возможностей.

С другой стороны влияния такой характеристики как «креативность» на развитие физических качеств выявлено не было. Даже более того, обнаружено, что способность к творчеству, ориентация на новые, собственные способы действий, тяга к экспериментам в данной группе могут быть связаны отрицательно.

 

  1. Влияние деятельностных особенностей на уровень физического развития

 

В используемых психодиагностических методиках имеется достаточно большое количество параметров, имеющих отношение к особенностям планирования, особенностям выполнения действий, волевым  и динамическим особенностям личности. 

Результаты сопоставления данных характеристик представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Связь между индивидуальными особенностями и развитием физических качеств

 

 

Уровень

Скорость развития

устойчивость к монотонии

0,42

0,72

определенность жизненных целей

0,12

0,04

ориентация на отдаленные цели

0,21

0,42

ответственность

0,38

0,63

чувство времени

0,37

0,71

настойчивость

0,25

0,63

скорость мобилизации, оперативность

0,46

0,49

активная жизненная позиция

0,3

0,71

умение планировать

0,18

-0,09

терпеливость

-0,16

0,67

упрямство

-0,12

-0,32

реакция на неудачи

0,09

0,37

перфекционизм

-0,17

0,59

предпочтение двигательной активности

0,71

0,82

решительность

0,5

0,21

исполнительность

-0,18

0,46

 

Данные, приведенные в таблице 3, позволяют сделать ряд обобщений:

  • Наиболее важными для развития физических способностей являются такие характеристики как устойчивость к монотонии, предпочтение двигательной активности, ощущение времени (умение объективно оценивать временные интервалы), скорость мобилизации. Данные характеристики не только способствуют наилучшему физическому развитию, но и позволяют реализовывать данный потенциал в разных условиях.
  • Такие характеристики как настойчивость, ответственность, ориентация на отдаленные цели, исполнительность, стремление к развитию и совершенствованию (перфекционизм), терпеливость, активная жизненная позиция имеют большее отношение не к актуальному, а к потенциальному уровню развития физических качеств, т.е. способствуют развитию физических качеств, независимо от актуального состояния. Испытуемые с данными особенностями на начальных этапах могут показывать невысокие результаты, однако в процессе тренировок улучшают свои результаты на порядок. Обладающие противоположенными характеристиками, такими как безответственность, пассивность, нетерпеливость, равнодушие к развитию, пассивность жизненной позиции, склонность к апатии, отсутствие исполнительности имеют даже при наличии изначально высоких показателей, или остаются на том же уровне или же даже ухудшают свои результаты при дальнейших испытаниях.
  • Некоторые характеристики не обладают выраженным влиянием на физическое развитие. Таковыми в нашем случае (в случае нашей возрастной группы) оказались умение планировать, определенность жизненных целей. Неоднозначное влияние оказывает такая волевая особенность как «решительность». Лица, которым данная характеристика свойственна, в целом получают более высокие средние баллы по испытаниям, однако данная характеристики не оказывает существенного влияния на совершенствование собственно физических качеств.
  • Неоднозначным оказывается влияние такого показателя как «реакция на неудачи». Более подробный анализ отдельных случаев показал, что равнодушие к неудачам однозначно негативно сказывается на развитии физических способностей. Получившие низкие значения (т.е слабо реагирующие на неудачи) на более ранних испытаниях не улучшили, а в ряде случаев даже ухудшили свои результаты на последующих. С другой стороны, более острая реакция не неудачи уже сказывается не так однозначно. В этих случаях может наблюдаться как ухудшение результатов, так и резкое их улучшение.

 

  1. Влияние эмоциональных особенностей на уровень физического развития

 

Влияние особенностей эмоциональной сферы на развитие физических способностей представлено в таблице 4.

 

Таблица 4. Связь между эмоциональными особенностями и развитием физических качеств

 

 

Уровень

Скорость развития

Эмоциональная устойчивость

-0,22

-0,64

Контроль эмоций

0,02

-0,59

Тревожность

-0,14

0,16

Подверженность стрессам

-0,68

0,36

 

Следует отметить, что в нашем исследовании существенного влияния эмоциональных особенностей на отдельные физические способности мы не обнаружили. Вместе с этим, такая характеристика как подверженность стрессам, при высокой выраженности может сказаться на результатах первичного, первоначального круга испытаний, но не сказывается на результатах, получаемых позже. С другой стороны, более высокие показатели на повторных испытаниях демонстрировали более эмоциональные и одновременно с этим более сдержанные обучающиеся. Это частично подтверждает выводы других исследователей  в области спорта, которые выявили, что оптимальным для спортсмена является сочетание «высокая эмоциональность + контроль», которое и позволяет добиваться высоких спортивных результатов.

 

  1. Особенности референтного круга респондентов

           

Интересные результаты удалось получить при сопоставлении показателей физического развития и референтного круга[1] лиц  (см таблица 5).

 

Таблица 5. Связь между индивидуальными особенностями и развитием физических качеств

 

 

Уровень развития

Перспектива развития

отношение педагога, тренера

0,32

0,81

отношение сверстников

0,83

-0,34

отношение родителей

-0,02

-0,52

 

Данные, приведенные в табл. 5, показывают следующее:

  • подростки, в большей степени ценящие мнение сверстников, достигают неплохих результатов по уровню развития физических качеств, однако, достигая определенного уровня развития, не двигаются дальше;
  • подростки, для которых важно мнение преподавателя, тренера достигают хороших результатов и продолжают свое развитие;
  • подростки, опирающиеся на мнение родителей, обычно не проявляют серьезных усилий по совершенствованию физических возможностей.

Последний пункт, на наш взгляд, отражает не самую положительную тенденцию в учете необходимости физического развития современными родителями и может показывать необходимость просветительской деятельности в данном вопросе.  С другой стороны, следует учесть, что важным условием развития является отношение занимающегося к педагогу. Не является секретом, что отношение к педагогу и тренеру в данном возрасте очень часто переносится на сам предмет, на деятельность и от того, как именно выстраиваются отношения с тренером, будут зависеть и отношение самого занимающегося и его стремление к успеху.

Следует отметить еще два немаловажных аспекта.

Во-первых, в ходе проведенного анализа влияния социально-психологических характеристик на физические способности мы не обнаружили значимых взаимосвязей. Такие характеристики как конформизм, общительность, агрессивность, подозрительность и другие не оказывают влияние на развитие физических способностей. И обнаруженные в ходе других исследований особенности личности социально-психологического плана, на наш взгляд скорее отражают специфику спортивной деятельности отдельных видов спорта, но не со спортивной деятельностью в целом. 

Во-вторых, в ходе рассмотрения полученных данных мы не обнаружили существенных отличий между влиянием личностных особенностей на различные физические способности. Вместе с этим, у нас возникло мнение, что подобные взаимосвязи можно обнаружить на «нижнем» уровне, который в большей степени связан не с личностью и отношением, а скорее с психофизиологическими динамическими характеристиками. Подобное предположение у нас возникло при рассмотрении влияния такого параметра как «скорость мобилизации». Данный показатель положительно коррелировал с выполнением всех видов упражнений за исключением результатов по бегу на 2000 м. В последнем случае скорость мобилизации была связана с общим результатом отрицательно, т.е. чем быстрее обучающийся способен мобилизоваться, тем худшие результаты он показывал. Вместе с тем, количество наших испытуемых и имеющиеся данные не позволяют провести более дифференцированный анализ данного вопроса.

 

Проведенное исследование позволило  сделать следующие выводы:

  • У подростков исследуемой возрастной группы мы не обнаружили существенных отличий между влиянием личностных особенностей на различные физические способности. Например, терпеливость способствует развитию в ходе занятий как гибкости, так и выносливости, силовых характеристик. Вместе с этим, у нас возникло мнение, что подобные взаимосвязи можно обнаружить при рассмотрении психологических особенностей, которые больше связаны не с личностью и отношением, а скорее с психофизиологическими динамическими характеристиками.
  • Занимающиеся, способные оценить собственные возможности и обладают наибольшим потенциалом развития, улучшая свои результаты с большей скоростью. В связи с этим, целесообразной оказывается воспитание умения правильно оценить собственные особенности, что положительно сказывается на продуктивности развития физических качеств.
  • Наиболее важными для развития физических способностей являются такие характеристики как устойчивость к монотонии, предпочтение двигательной активности, ощущение времени (умение объективно оценивать временные интервалы), скорость мобилизации. Данные характеристики не только способствуют наилучшему физическому развитию, но и позволяют реализовывать данный потенциал в разных условиях.
  • Такие характеристики как настойчивость, ответственность, ориентация на отдаленные цели, исполнительность, стремление к развитию и совершенствованию (перфекционизм), терпеливость, активная жизненная позиция имеют большее отношение не к актуальному, а к потенциальному уровню развития физических качеств, т.е. способствуют развитию физических качеств, независимо от актуального состояния. Обладающие противоположенными характеристиками, такими как безответственность, пассивность, нетерпеливость, равнодушие к развитию, пассивность жизненной позиции, склонность к апатии, отсутствие исполнительности имеют даже при наличии высоких показателей изначально, или остаются на том же уровне или же даже ухудшают свои результаты при дальнейших испытаниях.
  • Неоднозначное влияние оказывают такие особенности как «решительность» и «реакция на неудачи». Равнодушие к неудачам однозначно негативно сказывается на развитии физических способностей. Получившие низкие значения (т.е слабо реагирующие на неудачи) на более ранних испытаниях не улучшили, а в ряде случаев даже ухудшили свои результаты на последующих. С другой стороны, более острая реакция не неудачи уже сказывается не так однозначно. В этих случаях может наблюдаться как ухудшение результатов, так и резкое их улучшение.
  • В ходе проведенного анализа влияния социально-психологических характеристик, таких как конформизм, общительность, агрессивность, подозрительность и др., на физические способности мы не обнаружили значимых взаимосвязей. Их наличие в других исследованиях возможно связано со спецификой этих видов спорта.
  • Большое значение при развитии физических качеств имеют такие базовые характеристики как уровень внимательности и развитие памяти, которая, ко всему прочему, связана с запоминанием правильных движений. Анализ динамики развития физических качеств также показал, что уровень развития мышления при определенных условиях может позитивно сказаться на скорости развития данных характеристик, т.е. при прочих равных условиях, лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей способны улучшать предыдущие результаты в большей мере, нежели лица с невысоким уровнем интеллекта.
  • Важным условием развития физических способностей является отношение занимающегося к педагогу. Отношение к педагогу и тренеру в данном возрасте очень часто переносится на сам предмет, на деятельность и от того, как именно выстраиваются отношения с тренером, будут зависеть и отношение самого занимающегося и его стремление к успеху.

 

Список источников:

 

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: ФиС, 1987. – 64 с
  3. Бальсевич В.А. Физическая активность человека / В.А. Бальсевич, В.А. Запорожанов. – Киев. Здоровья, 1987. – 217 с.
  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М.:, Физкультура и спорт, 1988. – 327 с.
  5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 200 с.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессио­нально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС,1991. – 543 с.

 

Оригинал работы:

Влияние индивидуальных психологических качеств подростков на физическое развитие

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*