Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРазвитие российского общества в целом неизменно связано с развитием образования.
Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы определены стратегические направления развития образовательной системы России - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, современным потребностям общества и каждого гражданина.
При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются:
а)приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда;
б)повышение доступности качественных образовательных услуг.
Приоритетными стали требования потребителя. Рынок производителя образовательных услуг постепенно сменился рынком потребителя. На данный момент рынок потребителя — это объективная реальность, с которой следует считаться образовательной организации. Конечно, не все требования потребителя можно выполнить, так как зачастую это или слишком дорого, или технически невыполнимо. Но необходимо попытаться сделать это в максимальной степени, осознав, что развитие образования возможно только по пути все большего удовлетворения потребителей.
Точка зрения, согласно которой качество определяется потребителем, является сейчас доминирующей. Но развитие общества продолжается.
Дополнительно к требованиям потребителя при планировании подготовки выпускников той или иной специальности, разработке образовательных программ учитывают интересы всех, кто так или иначе заинтересован в деятельности образовательной организации т.е заинтересованных сторон. .
Главные изменения в системе среднего профессионального образования сводятся к следующему:
а)созданию на различных уровнях наблюдательных советов, в которые входят представители основных заинтересованных сторон (государства, работодателей, трудящихся, родителей и т.д.);
б)введению стратегического планирования;
в)проведении профессиональной общественной аккредитации;
г)трансформации производственного обучения.
д)широкого применения нетрадиционных методов для практического обеспечения доступа различных социальных групп к профессиональному образованию.
Эффективность управления развитием качественного и доступного профессионального образования в образовательной организации обеспечивается системным подходом в решении комплекса существующих задач. Для эффективности организации процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия и система по качеству образовательной организации.
Под системой управления качеством профессионального образования в образовательном учреждении понимается комплекс средств и способов организации деятельности управляющей и управляемой подсистем, который обеспечивает целенаправленное изменение образовательного процесса с целью придания ему свойств, гарантирующих удовлетворение общественных и личных потребностей и государственных требований по подготовке специалистов с заданными показателями качества. Политика образовательной организации в области качества представлена на рис.1.
Рисунок 1 Политика образовательной организации в области качества
Управление качеством образовательных услуг - это достижение определенного (необходимого) уровня квалификации выпускников путем его установления, обеспечения, поддержания.
Планирование повышения качества - предмет установления обоснованного количества выпускников с определенными значениями показателей (в данном случае - профессиональными и общими компетенциями, заложенными ФГОС), которые должны быть достигнуты к государственной итоговой аттестации за период обучения.
Данные мероприятия по повышению качества разрабатываются с учетом результатов анализа качества выпускников исходя из составляющих системы качества.
Полная система образовательной деятельности является операционной cucmeмoй, которая состоит из подсистем. Для полного описания системы нужно знать состояние элементов системы, а также состояние связей между ними - состояние входов и выходов. Одной из подсистем образовательной деятельности является подсистема планирования и контроля, которая получает информацию о состоянии системы. Такая информация может поступать из внутренней и внешней среды организации путем проводимых исследований. Например, информация о спросе на выпускников по соответствующей специальности поступает путем проведения маркетинговых исследований, из правительственных источников, а информация о запросах будущих абитуриентов и потенциальных работодателей, об отношении абитуриентов, выпускников, преподавателей, родителей и работодателей к проблеме повышения качества образования - проведением социологических исследований.
Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, в организациях среднего профессионального образования являются:
-ситуация на рынке труда;
-конкурентоспособность выпускников;
-инновационные процессы в среднем профессиональном образовании;
-состояние учебно-воспитательного процесса внутри организации;
-вложение инвестиций в развитие организации.
Обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества образовательных услуг в рамках среднего профессионального образования возможно лишь владея наиболее полной информацией о состоянии основных факторов, применяя научные подходы и методы к получению и анализу исходной информации.
На сегодняшнем этапе развития среднего профессионального образования возросла роль социологических методов получения информации: анкетирование, интервью, контент-анализ, метод экспертной оценки, использования статистических методов обработки и анализа собранной социологической информации для управления социальным взаимодействием внешней и внутренней среды образовательной организации.
Современная система среднего профессионального образования, как и вся система российского образования в целом, находится в состоянии значительного отрыва от рынка труда в силу своей социальной замкнутости и ограниченности взаимодействия с социальными партнерами. Она не несет ответственности перед отечественной экономикой и заказчиками за подготовку кадров. Свидетельством социальной замкнутости системы среднего профессионального образования и ее оторванности от экономики России является несоответствие структуры подготовки кадров потребностям рынка труда. Преодоление социальной замкнутости образовательной системы лежит через построение открытого образовательного пространства, опираясь на научные методы проведения исследований сферы внешнего и внутреннего взаимодействия.
Открытое социальное взаимодействие неизбежно должно стать естественным условием функционирования системы среднего профессионального образования, источником ее саморазвития.
Аспектом, усиливающим актуальность исследований в сфере социального взаимодействия, является внедрение в практику управления социально-экономическим развитием общества государственно-общественного подхода. Реализация данного подхода возможна через организацию социального взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Уровень социального взаимодействия, безусловно, оказывает решающее влияние на качество подготовки выпускников и уровень образовательного процесса, его соответствие требованиям и запросам потребителей образовательных услуг.
Одним из направлений социологических исследований в ГБПОУ «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов» является социальное партнерство с работодателями, родителями, общественными организациями и его влияние на повышение качества подготовки специалиста в техникуме.
Задачами исследования стали:
-выявление состояния проблемы социального партнерства в теории и практике профессионального образования;
-выявление потребности и требования различных субъектов социального партнерства к качеству подготовки специалистов в техникуме;
-разработка организационно-педагогической модели социального партнерства техникума;
-проведение опытно-экспериментальной проверки комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективной реализации возможностей социального партнерства в повышении качества подготовки специалистов.
Научно-методологической основой исследования явлись: системный подход к исследованию общественных явлений (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.); исследования, раскрывающие роль и место социального партнерства в системе профессионального образования (Г.В. Мухаметзянова, О.Н. Олейникова, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Т.М. Трегубова и др.); теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия личности и общества (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.В. Петровский); идеи компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, В. Болотов, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, A.M. Новиков, В.В. Сериков и др.) .
Осуществление мониторинга проводилось следующими методами: анализ социологической, психологической, педагогической литературы по проблемам исследования; анализ и обобщение инновационного педагогического опыта осуществления социального партнерства в системе профессионального образования; беседы с главами администраций, руководителями предприятий и средних профессиональных образовательных организаций, родителями, с целью выяснения их мнений по проблемам социального партнерства и его роли в формировании компетентного специалиста; анкетирование; наблюдение; социально-педагогический эксперимент; методы математической статистики.
В результате мониторинга по данному направлению:
-раскрыто содержание понятия «социальное партнерство в системе среднего профессионального образования», выделены его основные признаки (конструктивное взаимодействие учебного заведения с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг; ориентация на удовлетворение интересов всех взаимодействующих сторон);
-разработана и обоснована структурная организационно - педагогическая модель социального партнерства организации среднего профессионального образования (создание «Совета по социальному партнерству и сетевому взаимодействию» и «Маркетинговой службы»);
-выявлены организационно-педагогические условия эффективной реализации возможностей социального партнерства техникума в повышении качества подготовки специалистов (создание комплекса «общее образование- техникум – инновационное развитие региона»);
-выявлены потребности и требования основных субъектов социального партнерства к качеству подготовки специалистов в техникуме;
-проведена дальнейшая реализация организационных форм и методов взаимодействия техникума с социальными партнерами (корректировка планов общественных структур в форме Попечительского Совета, Родительского Совета и др.).
Значимость данного мониторинговых исследований состоит в разработке новых для среднего профессионального образования концептуальных аспектов о социальном партнерстве в профессиональной школе, обогащающих и развивающих педагогику среднего профессионального образования, для формирования пакета локальной нормативной документации, методических пособий и материалов.
Еще одним направлением мониторинговых исследований в техникуме является состояние учебно-воспитательного процесса внутри организации в рамках профессиональной компетентности педагога.
Так, например, в рамках профессиональной компетентности педагога было проведено социологическое исследование «Современный урок - урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от образовательной среды, условиях».
Научно-методологическую основу исследования составили идеи реформирования российской системы образования и перехода её к новому этапу развития, заложенные в работах крупных отечественных ученых-философов, социологов, педагогов.
Исследование проводилось среди педагогов и студентов техникума методом анкетирования и статистическими методами анализа.
Результатом исследования стали показатели профессиональных и личностных качества педагогов, необходимых для проведения занятий, отвечающих требованиям применения современных педагогических технологий.
Анализ результатов данного исследования позволил:
-определить основные теоретико-методологические подходы к изучению профессиональной компетентности педагога;
-теоретически обосновать необходимость и возможность использования социальных факторов в управлении повышением профессиональной компетентности педагога;
-исследовать и смоделировать управление повышением профессиональной компетентности как систему деятельности любого руководителя;
-разработать на этой основе и экспериментально проверить «Программу по повышению качества педагогических кадров»;
-разработать методические рекомендации по совершенствованию и обогащению профессиональной компетентности педагога.
Значимость данного исследования состоит в создании материально-технических, организационных и социальных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, способствующих эффективной реализации педагогического потенциала в повышении качества подготовки специалистов.
Также в рамках анализа состояния учебно-воспитательного процесса внутри организации в ГБПОУ «ВПТКР» ведется мониторинг «Социально-психологической адаптации первокурсников».
Целью данного социологического исследования стало выявление уровня адаптации вновь поступивших обучающихся к изменившимся условиям деятельности.
Задачи исследования:
-учебной мотивации,
-профессиональной ориентации первокурсников,
-социальной адаптации студентов,
-тревожности первокурсников.
Практическая значимость данного исследования
-выявление сочетания познавательных и социальных мотивов обучения первокурсников,
-выявление основной мотивации выбора специальности и профессии,
-выявление уровня социализации у студентов и обучающихся,
-выявление уровня тревожности, связанной с изменением условий деятельности у первокурсников.
Использования данных мониторинга позволило создать благоприятную среду и комфортные условия обучения, что, несомненно, сказывается на качестве процесса обучения и результаты подготовки будущих выпускников.
Повышение требований к уровню и качеству образования будущих специалистов «определяет актуальность проблем управления образовательными организациями с учетом социализации основных участников образовательного процесса; интеллектуальными ресурсами научных школ в области проведения социологических исследований». Проводимые исследования призваны обеспечить решение актуальных проблем научного обоснования и методического обеспечения модернизации среднего профессионального образования за счет новых знаний в области теории управления образованием.
Проводимые социологические исследования направлены на совершенствование подходов и механизмов управления в организациях среднего профессионального образования с целью подготовки квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Обобщение эффективных практик мониторинговых исследований и создание новых моделей развития организаций среднего профессионального образования, разработка стратегии, тактики в области менеджмента качества обеспечивает выполнение государственных задач по «увеличению доступности качественного образования, соответствующего инновационному социально ориентированному развитию Российской Федерации, современным потребностям общества и каждого гражданина» .
Список использованных источников
1.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г.
2.Государственная программа РФ «Развитие образования на 2011 - 2015 годы, (утв.распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013г N 792-р).
3.Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до2020 г.
4.Закон "Об образовании в РФ" от 29.12 2012 г.(в ред. от 23.07.2013), N 273-ФЗ;
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.07.2013 № 6. «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».
7.Письмо Минобразования РФ «Об обеспечении социального партнерства системы СПО» от 21.11.2003 г. № 19-52-1130/19-28.
8.Государственная программа Волгоградской области "Комплексная региональная программа развития профессионального образования" на 2014-2016 годы.
9.Гаськов В.М.Управление системой проф. образования : учеб. Пособие для руководителей учрежд. Проф.образования / Пер. с англ. Н.Н. Петрова. – М.:ИРПО, 2001.-288с.
10.Управление качеством : Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др. ; под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перер и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334 с.
11.Управление качеством : Учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро ; под ред. / И.И. Мазура. – 2-е изд. – М. : Омега – Л , 2005. – 400 с.
12.http://cheloveknauka.com/upravlenie-otkrytym-sotsialnym-vzaimodeystviem-kak-faktor-kachestva-obrazovaniya-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obra
13.http://www.dissercat.com/content/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-sotsiologicheskii-analiz
14.http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-sotsialnoe-partnerstvo-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-podgotovki-spetsialistov-v-kolledzhe
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.