Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на семинарских занятиях по истории

19.10.2016 2255 1 5566
Тушева Наталья Николаевна
Тушева Наталья Николаевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения в СПО и направлена на решение следующих задач:

-мотивация студентов к освоению учебных программ;

-развитие общих и профессиональных компетенций студентов;

-создание условий для формирования способности студентов к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

-закрепление, расширение и углубление знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях с преподавателями;

-приобретение новых знаний;

-развитие собственных приемов и методов познания;

-развитие у студентов творческого мышления;

-воспитание у студентов стремления к познанию, поиску, интереса к специальности.

Самостоятельная работа студентов является одним их  эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов и  главным резервом повышения качества подготовки специалистов.

При выполнении самостоятельных заданий большое значение имеют  наличие у студентов элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности и создание обстановки «вынужденной самостоятельности».

Сущность самостоятельной работы заключается в наличии специально организованной деятельности студентов; результата деятельности и  технологии процесса учения. При отборе содержания самостоятельной работы преподаватель ориентируется на общие  компетенции, которые должны быть освоены при изучении учебной дисциплины.

При планировании самостоятельной работы преподаватель учитывает мотивацию студентов и уровень их подготовленности к самостоятельной работе.

Для повышения результативности самостоятельной  работы преподаватель разрабатывает учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.

Средства обучения условно можно разделить на три группы:

1)учебно-методические средства, использующиеся для руководства самостоятельной деятельностью студентов – методические рекомендации (указания): по курсу дисциплины, по отдельным темам или к выполнению отдельных видов работ; включающие в себя:  инструкции по работе с методические рекомендациями, в т.ч

-алгоритмы и образцы выполнения заданий; 

-рекомендации по распределению времени в процессе работы над  заданиями; 

-задания для самостоятельной работы;

-критерии самооценки выполненной работы;

-список основной и дополнительной литературы;

2)дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, научно-популярная литература, учебные фильмы, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.п.);

3)технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).

Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать индивидуальные особенности студентов. В качестве формы контроля могут быть использованы: тестирование, проведение устного или письменного опроса, защита творческих работ, представление проектов, а так же семинарское занятие. Семинар является одной из форм проверки самостоятельной работы студентов. Семинар - вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии с содержанием учебной дисциплины и обсуждением результатов.

Дидактические цели семинара:

  • углубление, систематизация и закрепление знаний;
  • проверка знаний;
  • привитие умений и навыков самостоятельной работы с различными  источниками;
  • развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечая на вопросы аудитории;
  • умение слушать других, задавать вопросы.

Для реализации данных дидактических целей необходима разработка методических материалов для самостоятельной работы студентов, где устанавливается содержание, объем и виды заданий по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.

 Задания для самостоятельной работы должны  способствовать формированию общеучебных умений самостоятельной работы.

 

Общеучебные умения самостоятельной работы подразделяются

Репродуктивные умения самостоятельной работы студентов

Продуктивные умения самостоятельной работы студентов

Выделять  главное в тексте

Делить материал на составные части

Составлять план

Составлять тезисы

Конспектировать текст

Составлять реферативные сообщения

Пользоваться справочной литературой 

Приводить примеры

Видеть и формулировать проблему

Выдвигать гипотезы

Составлять план решения проблемы, задачи·

Обобщать материал и делать выводы·

Систематизировать материал составлять доклад по теме  на основании различных источников

Выполнять перекодировку материала: переводить текс в схему или таблицу

 

Виды заданий  для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Для овладения знаниями

 Изучение текстовой информации, работа со справочниками, переработка текстовой информации , поиск информации с помощью компьютерной техники и информационных ресурсов сети Интернет.

2. Для закрепления и систематизаций знаний

Повторная работа над учебным материалом с выполнением разнообразных заданий, составление опорного конспекта, плана ответов, тезисов, вопросов тематических кроссвордов, составление и заполнение схем и таблиц,  выполнение типовых заданий, аналитическая обработка текстовой информации, подготовка сообщений.

3. Для формирования умений различного уровня

Решение вариативных задач различной сложности,  подготовка к деловым играм, конкурсам, поиск и переработка информации из различных источников и т.д.

 

Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных тем и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. Семинар способствует формированию у студентов основных видов деятельности на уровне УУД и формированию общих компетенций.

Каждое практическое занятие  по истории структурировано:

  1. Вопросы, на которые необходимо подготовить   ответы.
  2. Понятия (глоссарий) – которые необходимо знать.
  3. Хронологическая таблица, которую необходимо заполнить.
  4. Практические задания в форме таблицы сравнения или структурно – логических схем, которые необходимо заполнить, опираясь на источники.    
  5.  Эвристическая беседа или вопросы, при ответе на которые необходимо аргументировать свою точку зрения.

Критериями оценки результатов  самостоятельной работы студентов являются:

-уровень освоения учебного материала;

-уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-уровень сформированности общеучебных умений;

-уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

-обоснованность и четкость изложения материала;

-оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

-уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

-уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

-уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

-уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Критерии оценки результатов практической работы:

Оценка «5» ставится, если:

1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;

3) излагает материал последовательно и правильно.

Оценка  «4»  ставится, если

-студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 2–3 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка  «3»  ставится, если

-студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий, исторических событий, исторических дат.

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно.

Оценка «2» ставится, если

-студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и дат, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Таким образом, семинарские занятия по истории повышают результативность самостоятельной работы:

  • отражают требования ФГОС;
  • способствуют  формированию у  студентов личных, метапредметных и предметных  знаний и умений;
  • способствуют формированию общих компетенций через освоение  основных видов деятельности  на уровне учебных действий.

 

Список литературы

 

  1. Зайцева, Н.Н. Разработка и экспертиза комплексного учебно-методического обеспечения ФГОС: профессионального образования: комплект справочных и оценочных материалов: методические рекомендации / Н.Н. Зайцева. – Волгоград: Изд- во ВГАПО, 2015.- 64 с.
  2. Зайцева, Н.Н. 10 шагов разработки комплекта оценочных средств по учебной дисциплине: рабочая тетрадь / Н.Н. Зайцева. – Волгоград: Изд- во ВГАПО, 2015.- 24 с.
  3. Чернов,  М.Н.  Настольная книга учителя истории / М.Н. Чернов. –Москва: Изд- во Эксмо, 2006. – 624 с.

 

Оригинал работы:

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на семинарских занятиях по истории

 

 

 




Назад к списку

Комментарии
Здравствуйте Наталья Николаевна!
После ознакомления с Вашей статьей «Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на семинарских занятиях по истории» у меня возник ряд вопросов.
Во-первых, неудачным представляется название статьи. «Семинар (от лат. seminarium – рассадник, теплица) – форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя» (ВикипедиЯ). Из названия же статьи складывается впечатление, что самостоятельная работа студентов изначально запланирована в ходе семинара. Может быть лучше так: «Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для подготовки к семинарам по истории»?
Во-вторых. Вопрос, заявленный в названии статьи, рассматривается слишком общо, без конкретных указания относительно Вашей учебной дисциплины, практики проведения семинаров по истории и т.п. Что, в свою очередь, вызывает сомнения в авторском характере статьи.
В-третьих. И действительно, около 90% материала статьи уже опубликовано в интернете. Источники:
1. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов // URL: http://studopedia.ru/7_57855_vidi-zadaniy-dlya-vneauditornoy-samostoyatelnoy-raboti-studentov.html.
2. Котельникова Л.В. Организация самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании. Учебное пособие / Л.В. Котельникова // URL: http://www.irorb.ru/files/kafedri/CPO/Kotelnikova_LA_uchebnoe_posobie_organ_samost_rab_V_SPO.pdf.
3. Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе // URL: http://nsportal.ru/user/286590/page/poleznye-materialy-po-literature.
4. Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по МДК 01.01 Устройство автомобилей // URL: http://www.studfiles.ru/preview/5836949/.
5. Положение по планированию и организации самостоятельной работы студентов в ГБОУ СПО г. Москвы «Московский музыкально-педагогический колледж» // URL: http://mmpk.msk.ru/docs/46/462.pdf.
Как «отделить от плевел»? Как понять, при отсутствии ссылок, где Ваши мысли, идеи, резюме и т.п., а где Вы цитируете других авторов?
И, наконец, в-четвертых. Впрочем, количество «звездочек» (по состоянию на 26.10.2016 их 66) свидетельствует о том, что с просветительской миссией Вы справились. Удручает, однако, низкий уровень педагогических знаний читателей Информио.
С уважением

Снисарь Петр Алексеевич
методист,
ГБПОУ "Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*