Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья: «Моя педагогическая философия»

12.10.2016 810 1386
Борисова Наталия Георгиевна, мастер производственного обучения

Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд-

даже самый грубый -возвышает до творчества»

Максим Горький

 

Приоритетом профессионального образования всегда являлось не только профессиональное обучение, но и воспитание молодёжи, формирование активной жизненной позиции у будущих рабочих и специалистов. Сегодня перед системой профессионального образования стоит задача по обеспечению наукоёмких и высокотехнологических производств, развивающихся отраслей экономики России квалифицированными рабочими кадрами, способными выполнять профессиональные задания на высоком уровне. И эта задача выполнима!

Чему учить? Как учить? Для чего учить? Эти вопросы волновали и волнуют  педагогов  во все времена. Мудрая наука «Педагогика» даёт ответы на эти вопросы,  но  почему же тогда все, кто кого учили и учат, такие разные: одни стремятся жить полной жизнью, с благодарностью и теплотой вспоминая своих учителей, мастеров производственного обучения, а другие  живут «как получится», и  слово «учитель», в лучшем случае,  не вызывает негативных эмоций? Может, дело не в содержании научных ответов, а в самих педагогах, в их педагогической позиции?

Меня, как и любого  педагога, волнует то, что некоторые современные молодые люди безразличны к знаниям. В их суждениях нет стремления  познать мир, овладеть секретами своей будущей профессии, сделать свою жизнь многогранной, а  определение «успешный человек» сводится к  количеству зарабатываемых им денег.    

Конечно, можно многое объяснить условиями жизни, социальной средой, но отношения мастера и ученика – это особые отношения, которые могут помочь юному человеку определиться в выборе профессии, какой жизненный путь ему выбрать, каким человеком ему стать. А для этого, я глубоко в этом убеждена, мастеру нужно постоянно задавать себе эти вопросы: «Чему я учу?  Как я учу? Для чего я учу?», - и  быть честным самим с собой.

Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы.                                               

Размышляя о своем жизненном пути, я часто задаю себе вопрос:  А что значит для меня быть мастером производственного обучения? В поисках ответа на этот вопрос вспоминаю несколько понятий профессии вообще, изложенных разными авторами.  Так, в Большой Российской Энциклопедии  можно прочесть:

«Профессия – род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода».

В словаре В.Даля выделен другой важный, хотя уже устаревший смысл: «Профессия – промысел, всякое сословное занятие».

В популярном словаре С.И. Ожегова написано: «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Человек, владеющий профессией (занимающейся каким-либо делом как специалист, а не любитель) называется профессионалом». 

В каждом из этих определений есть определенный аспект, близкий к моему пониманию этого понятия.

Всё имеет свои истоки. И профессия мастера производственного обучения для меня имеет свое начало.

Свой выбор стать педагогом (мастером производственного обучения) сделала не сразу. Вспоминая годы своей учебы, понимаю, что приобретенные мною в процессе работы знания и опыт могут быть полезны студентам, тем, кто только начинает познавать азы нелегкого труда в сфере машиностроения. 

Сегодня профессия педагога (мастера производственного обучения) для меня – это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того чем занимаешься, почувствовать себя нужной и приносящей пользу обществу, своей стране.  Это дело моей души. Необходимость и потребность, как пища и воздух. Научился сам, научи другого – теперь это моя педагогическая философия.

В моем представлении мастер производственного обучения сварочного производства- это деловой партнер студентов, их помощник, советчик и союзник, не человек, дающий готовые решения ситуации, а сопровождающий в поиске выбора наиболее эффективного решения сложившейся ситуации.

Чтобы сформировать у студента необходимые профессиональные компетенции,  мастеру необходимо  быть всесторонне развитым и образованным человеком.

Чтобы стать педагогом-профессионалом, считаю, что надо постоянно:

Изучать:

  • уметь извлекать пользу из опыта;
  • уметь решать проблемы;
  • самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

  • опрашивать коллег;
  • консультироваться у экспертов;
  • получать информацию, уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

  • занимать позицию в дискуссиях и формулировать свое мнение;
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;
  • уметь оценивать поступки, привычки (свои и чужие).

Действовать:

  • приниматься за любое дело;
  • нести ответственность;
  • нести ответственность;
  • входить в коллектив и вносить свой вклад;
  • уметь организовать свою работу;
  • уметь увлечь и повести за собой.

Сотрудничать:

  • уметь взаимодействовать с людьми всех возрастов;
  • принимать решения;
  • уметь договариваться, улаживать разногласия и конфликты.

Адаптироваться:

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
  • уметь находить новые решения.

Система профессионального образования прошла этап модернизации. Необходимость обеспечения высокого качества выпускников привела к поиску и дальнейшему внедрению инновационных решений.

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Все вышесказанное заставляет меня искать эффективные средства активизации познавательной деятельности студентов на занятиях производственного обучения, творчески подходить к выбору методов и приемов изложения материала, поиску новых  методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания полученные обучающимися на уроках спецдисциплин, применять различные  формы и новые  технологии. 

Быть педагогом  – это значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения любой сложившейся ситуации, любой учебной задачи в любых конкретных обстоятельствах.

Выдающийся ученый В.О. Ключевский считал, что для профессионализма педагога главное следовать завету: чтобы быть  хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Этому завету стараюсь следовать и я в моей педагогической профессии.

 

Оригинал работы:

Статья: «Моя педагогическая философия»

 

 

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*