Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Приёмы сценической интерпретации фольклора для постановки хореографического номера на примере опыта работы известных балетмейстеров.

12.10.2016 3737 7920
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Анисимова Валерия Викторовна
Анисимова Валерия Викторовна, студент

Вятский колледж культуры

На пороге XXI века проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую актуальность. В силу ряда причин постепенно утрачиваются исконные образцы фольклорного танца, которые могут не подлежать восстановлению. Поэтому на сегодняшний день остается нерешенный ряд проблем сохранения, фиксации уникальных фольклорных образов народного танца и сценических вариантов наследия, созданного великими хореографами.

В настоящее время все чаще говорят о том, что именно фольклор, как традиционное искусство является основой введения человека в мир высоких художественных ценностей. Фольклор в буквальном переводе звучит как "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры. Собирательница русских песен А.В. Руднева обратила внимание, что: «Фольклор – это не артишоки и не пустая увеселительная забава, фольклор – это хлеб на столе народа». [4] Усиливается значение фольклора в наши дни и для хореографического искусства, не только как арсенала выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Великими мастерами русской народной хореографии – Т. А. Устиновой, И. А. Моисеевым, Н. С. Надеждиной, В. М. Захаровым, Г. Я. Власенко, Н. И. Заикиным долгие годы собирался, изучался и обрабатывался русский танцевальный фольклор, обретая новую жизнь не только в рамках сценической площадки, но и в сердцах зрителей.

Рассмотрим их опыт по обработке фольклорного материала.

Игорь Александрович Моисеев - величайший хореограф ХХ века, сделавший народный танец достоянием мировой культуры. Именно ему принадлежит роль первооткрывателя в создании нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого - развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства. И.А. Моисеев, работая в области фольклора, невольно углублялся в вопросы этнографии и истории. Желая понять тот или иной танец, заглядывал в историю народа, и она ему многое объясняла. И это нашло свое отражение в творчестве его коллектива и в искусстве его хореографических композиций. В своей работе Игорь Александрович учился улавливать наиболее яркие краски, выходя на обобщение с помощью художественного домысла. Ему хотелось средствами фольклора нарисовать картину быта, истории, портрет народа. Беря из фольклора тему, жанр, почерк, стиль, мобилизовав весь арсенал профессионального искусства, он искал иную образность.

Особый танцевальный стиль русского танца, был создан великой русской хороводницей, балетмейстером, создателем и художественным руководителем государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» Надеждой Сергеевной Надеждиной. Она открыла совершенно новое направление в сценическом воплощении поэтического образа русской женщины. Н.С. Надеждина с успехом использовала в работе принципы, которыми народ руководствуется в своём танцевальном творчестве при развитии движенческого и композиционного материала. Основные из них это: «простая повторность», «повторность с изменением», «изменение типа разработки», «обновление». Их сравнительно легко обнаружить, анализируя фольклорные танцы. Все эти принципы используются обычно в комплексе. Но бывает, что встречаются отдельные примеры, в которых главенствует какой-либо один из них.

Профессор, главный балетмейстер Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого Татьяна Алексеевна Устинова в книге «Фольклорные танцы Тверской земли» писала, что с фольклорными материалами надо обращаться бережно, как с драгоценными находками. В своей работе Т.А. Устинова сталкивалась еще и с такой трудностью, как выбрать наиболее яркий вариант танца, бытующего в народе, отобрать самые выразительные фигуры. Танцу следует придать законченную форму: в каждом сценическом варианте танца должно быть начало - экспозиция, средняя часть – в ней-то в основном разворачивается действие танца – и финал. Тщательное изучение и постановка старинных танцев, открывает широкие возможности, дает второе сценическое рождение народным танцам. [3]

Создатель и художественный руководитель Московского государственного академического театра танца «Гжель», профессор, академик, доктор культурологии, Владимир Михайлович Захаров считает, что самый верный путь в работе любого хореографа – это уметь вдумчиво, с особой заинтересованностью и любовью соединить традиционную манеру исполнения со своими современными взглядами, своим мышлением, фантазией, основанной на конкретных глубоких знаниях в области всех жанров хореографии. Владимир Михайлович настаивал на постоянном поиске новых сюжетов, хореографических приёмов и гармонии в музыкально-пластическом решении. При сценической обработке фольклорного материала не усложнять пластический, хореографический язык, не уходить далеко от традиционной манеры, не засорять хореографическую лексику любой разновидности подделкой, фальшивой координацией, чужеродными положениями рук и корпуса не характерными для русского танца местного бытования и в целом традиционного наследия. Рисунок – не ради рисунка, приём – не ради приёма, а находка – «изюминка», которая вызовет у зрителей особый интерес и душевное соучастие. [5] В.М.Захаров указывал на совместную работу балетмейстера, исполнителя, композитора, художника, который изготавливает эскизы костюмов.

Геннадий Фёдорович Богданов излагает свою сценическую обработку фольклорных танцев следующим образом: «Главная стратегическая задача обычно состоит в том, чтобы как можно ярче подчеркнуть фольклорный образец. Отсюда идёт и тактика. Следует показать самобытную архитектонику фольклорного танца, уточнить и выстроить линию развития основного пластического мотива, образов танца, наметить путь эмоционального воздействия его на зрителей. Это делается сравнительно легко, когда в первоисточнике есть интересная схема-структура, свежий пластический мотив, дающийся в развитии, яркие, самобытные пластические интонации исполнителей». Геннадий Федорович выделяет в работе балетмейстера важность раскрытия потенциальных возможностей движенческого и композиционного начала первоисточника. Для развития движенческого начала в танце существует несколько балетмейстерских приёмов. Их вполне можно применять при сценической обработке.

Таким образом, балетмейстеру следует иметь в виду, что в бытовом танце - фольклорном первоисточнике и в сценическом танце хореографический материал развивается, в разных параметрах. Бытовой фольклорный танец кажется со стороны длинным, скучным, однообразным. Сценический же танец специально рассчитывается на зрелищный эффект. В нём наличествуют особые приёмы, «подачи материала», когда балетмейстер, изменяя что-нибудь в танце, может сознательно руководить вниманием зрителей. Таких приёмов в сценической хореографии много. Приёмы «развития», «разработки» и «подачи» материала являются инструментарием балетмейстерского ремесла. [1]

Осуществляя сценическую обработку танца, балетмейстер должен, прежде всего, хорошо изучить особенности края, области или района, который является родиной его будущего произведения. Сценическая обработка танца состоит в том, чтобы, сохраняя народную основу и замысел танца, его самобытность, своеобразие и, наконец, оригинальность рисунка и манеру исполнения, обогатить его опытом профессионального искусства и тогда уже вынести на суд зрителей.

Фольклорный танец является одной из важных форм сохранения и трансляции накопленного социального опыта, духовной культуры от одного поколения к другому. Сегодня необходима современная обработка фольклорного материала как результата поиска новых методов, приближающих нас к пониманию народной культуры и окружающей действительности.

Следовательно, фольклорный танец имеет некоторые особенности его сценической обработки.

При сценической обработке фольклорного танца балетмейстер должен:

-изучить все виды фольклора, как существующие в настоящее время, так и сохранившиеся в памяти старшего поколения;

-знать основные закономерности развития танцевальных форм;

-ознакомиться с географическим расположением и природными условиями, бытом и национальными особенностями исследуемого района;

-овладеть навыками поисково-исследовательской работы;

-овладеть методикой обобщения и обработки художественного воссоздания хореографического фольклора;

-создать новое художественное произведение, созвучное современной эпохе, поднять его на более высокую ступень и не растерять тех жемчужин, которые создал народ;

-сохранить идею, мысль, заложенную в танце, стилевую гамму исполнения;

-развить и обогатить лексику, рисунок, украсить произведение, но таким образом, чтобы не испортить того главного, что было заложено в первооснове;

При этом необходимо быть понятным современному человеку, донести до него духовные идеи народной культуры, укрепить ценностное отношение к национальным культурным традициям и пробудить интерес к их познанию и сохранению. Главная особенность фольклорного танца заключается, как правило, в особой манере исполнения, композиционном рисунке, необыкновенной лексике, костюме, музыкальном сопровождении. Именно тогда зритель сможет ощутить себя участником культурного процесса, приобщиться к историческим традициям.

 

Список использованных источников

  1. Богданов, Г.Ф. Сказ о русском традиционном хореографическом фольклоре [Текст] / Г.Ф. Богданов. – М.: Я вхожу в мир искусств, 2012. – 160 с., ил., нот.
  2. Моисеев, И.А. Я вспоминаю… Гастроль длинною в жизнь [Текст] / И.А. Моисеев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Согласие, 2002. – 224 с., ил.
  3. Устинова, Т. Фольклорные танцы Тверской земли [Текст] / Т. Устинова. – Тверь: Алексей Ушаков и К, 2002. – 160 с., ил.
  4. Славянский обрядовый танец [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rodonews.ru/news_1283697397.html
  5. Фольклор. Жанры фольклора [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=41595HYPERLINK "http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=41595&chapterid=3124"&HYPERLINK "http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=41595&chapterid=3124"chapterid=3124

 

Оригинал работы:

Приёмы сценической интерпретации фольклора для постановки хореографического номера на примере опыта работы известных балетмейстеров.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*