Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие чувства эмпатии у детей дошкольного возраста посредством ролевых игр

06.10.2016 2377 4537
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Дюпина Софья Андреевна
Дюпина Софья Андреевна, студент

Вятский колледж культуры

Вырастить и воспитать гармонично развитого человека – желание и стремление многих родителей. В современном мире психологи, педагоги, родители уделяют большое внимание развитию гуманистических качеств в ребёнке. На данный момент в учебно-воспитательном процессе внимание направленно на развитие творческого воображения, мышления, логику, память и познавательный интерес, но недостаточно уделяется внимания развитию важного для детского возраста чувства – эмпатии, то есть способности воспринимать внутренний мир другого человека, уметь сочувствовать ему в сложных жизненных ситуациях [7].

Л.С. Выгодский отмечает, что в настоящее время в дошкольном образовании актуальна проблема формирования духовной культуры воспитанников, составляющими которой является эмоциональная отзывчивость, умение радоваться за другого, способность к сочувствию, сопереживанию. По его мнению, эти качества формируются в процессе воспитания, в результате присвоения культурных и духовных ценностей предшествующих поколений. Данные характеристики личности можно назвать социальными эмоциями, отвечающими за процесс социализации человека, его способность к общению с другими людьми. И эмпатия относится к одной из самых значимых социальных эмоций [2, c. 15].

Стоит отметить, что нравственное развитие человека начинается с его появления на свет. Ещё в дошкольном возрасте у детей формируются простейшие навыки нравственного поведения. Психологи установили, что дошкольный возраст определяется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему обучают, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно поэтому развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство сопереживания помогает ребёнку понимать, сочувствовать, беспокоиться за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру [3, c. 84].  

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т. д. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта [6].

Ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Роль является основным стержнем ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра; вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме [8].

Очень важным является такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Самое главное – индивидуальный подход, который предполагает знания особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это поможет детям, даже самым застенчивым, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжение длительного времени. Кроме этого, важно чтобы интерес к игре, которая длиться долго, не угасал. Для этого нужно вносить в игру все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения [1, c. 6].

При проведении игр приходится сталкиваться и с непредвиденными ситуациями, учиться с честью выходить из них, порой даже менять сюжет, отвечать на каверзные вопросы, узнавать не замечаемые ранее черты характера воспитанников.

Также очень важно правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей [4, c. 19].

Ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

С целью выявления уровня эмпатии у детей дошкольного возраста была проведена диагностика по методике, предложенной составителями многих книг по психологии – Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Диагностика проходила в два этапа.

На первом (входном) этапе перед каждым ребенком были разложены карточки со схематическим изображением человеческих эмоций на лице: спокойствие, грусть, радость, злость, удивление, обида. Детям предлагалось рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций; попытаться изобразить каждую схему на своем лице, затем – назвать соответствующее чувство. За каждую верно названную эмоцию ставился балл в таблицу результатов. Максимальное количество – 6 баллов.

Для обоих этапов были определены уровни эмоциональной восприимчивости: высокий уровень – 6 баллов, средний уровень – 4-5 баллов, низкий уровень – 3 и менее баллов.

В ходе диагностики было опрошено 12 детей детского сада. На первом этапе из 12 детей высокий уровень показали 4 человека, что составляет 33 %; средний уровень – 5 человек, что составляет 42%; низкий уровень – 3 человека, что составляет 25 %. Наиболее узнаваемой для данных респондентов оказалась эмоция – удивление (100%), чуть хуже дети справились с заданием – назвать эмоции злость (92%), радость (83%), грусть (83%). Наименьшее количество респондентов смогли распознать эмоции обиды (50%) и спокойствия (42%).

Результаты 1 этапа диагностики

ФИО ребенка

Радость

Грусть

Удивление

Злость

Спокойствие

Страх

ИТОГО

Уровень эмпатии

1.Полина

+

+

+

+

+

+

6

Высокий

2.Влад

+

+

+

+

+

+

6

Высокий

3.Дарья

+

+

+

+

+

+

6

Высокий

4.Кристина

+

+

+

+

-

+

5

Средний

5.Саша

+

+

+

-

-

-

3

Низкий

6.Арсений

-

+

+

+

-

-

3

Низкий

7.Вика

+

+

+

+

+

+

6

Высокий

8.Гриша

+

+

+

+

-

-

4

Средний

9.Матвей

+

+

+

+

+

-

5

Средний

10.Савелий

-

+

+

+

-

-

3

Низкий

11.Алёна

+

+

+

+

-

-

4

Средний

12.Богдан

+

-

+

+

-

+

4

Средний

ИТОГО

10

10

12

11

5

6

 

 

 

Таким образом, на входной диагностике большинство опрошенных детей показали средний уровень эмпатии, из 6 предложенных эмоций всего одну узнали все дети.

Через неделю в этой группе было проведено мероприятие «Школа чувств», включающее в себя четыре ролевых игры.

Первый тренинг «Лото настроений» направлен на развитие умения узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок. В ходе игры детям показывается схематическое изображение той или иной эмоции, предлагается найти в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение на лице.

Второй тренинг «Поводыри» направлен на развитие эмпатии, обучение ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие-либо особенности. В ходе игры дети разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой – с закрытыми глазами на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины. «Бабушка» («дедушка») и «внук» («внучка»), держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться. Пары меняются ролями.

Третий тренинг «Краски» был направлен на развитии эмпатии, усвоение эмоций, правильный их показ. В ходе игры руководитель раздает роли:

– покупатель;

– продавец;

– все остальные дети – краски, которым предлагается с помощью мимики изобразить заданный или выбранный цвет. Каждому цвету соответствует определённое настроение или эмоция:

- красный цвет – восторг;

- желтый – радость, веселье;

- зеленый – спокойное состояние;

- синий – грустное, неуверенное состояние;

- черный – упадок, уныние;

- фиолетовый – страх.

Продавец должен постараться по настроению, которое изображает ребенок, определить заданный цвет. Если он ошибается, то становится «краской». Побеждает тот, кто сумел отгадать больше красок.

Четвертый тренинг – танец «Утятки» – был направлен на эмоциональное раскрепощение детей, развитие эмпатии, эмоциональную восприимчивость. В ходе игры под музыку «Танец маленьких утят» руководитель исполняет движения танца маленьких утят, дети за ним повторяют, руководитель меняет эмоции, дети, соответственно тоже.

В ходе проведения рефлексии у детей было выявлено, что все игры им понравились. Наиболее интересной им показалась игра «Краски» и «Лото настроений». Больше всего они смогли себя проявить и выразить эмоции в танце «Утятки».

При проведении игры дети были активны, эмоциональны, старались артистично выполнять каждую роль. В первых играх это удавалось не всем, некоторые дети путали эмоции и поднимали не те карточки в «Лото настроений». Во второй игре не все дети вживались в роль бабушек (дедушек), не могли переключить темп и выразительно изображать эмоции. Лучше всего дети проявили себя на третьей ролевой игре «Краски», так как они уже поняли смысл и состояние каждой эмоции и легко могли принять на себя каждый ее вид. Они с удовольствием изображали каждую эмоцию, ни разу не ошибаясь. Танец для них был некой конечной точкой в мероприятии, и каждый из них эмоционально изображал разные ситуации. В дальнейшем при проведении данных игр можно внести следующие коррективы. В игре «Краски» делать покупателями и самих детей, им выдавать маленькие жетоны с цветами, затем менять роли детей-красок.

Наблюдающая за ходом проведения воспитательница группы после проведения мероприятия в беседе ответила на ряд вопросов. По ее мнению, дети в группе в основном эмоциональны, но не все и не всегда. Многим есть еще над чем работать. Чувство эмпатии развито не у многих, это идет от семьи. В своей практике они используют театрализованные представление, индивидуальные беседы по развитию эмпатии у детей. Ролевые игры не использовали, но в дальнейшем собираются применять. По ее мнение, проведенные ролевые игры очень полезны и интересны. Они помогают детям в игровой ситуации проявлять эмоции и чувства друг к другу, сопереживать старшим, свои сверстникам и животным. Наиболее интересной ей показалась игра «Краски», в которую она с удовольствием будет и дальше играть с детьми.

На втором этапе диагностики (после проведения мероприятия) ребенку уже предлагались карточки с мультипликационным изображением лица: радость, злость, смущение, страх, грусть, удивление. Аналогично первому этапу дети рассматривали схематические изображения человеческих эмоций и попытались изобразить каждую из них на своем лице, затем – назвать соответствующее чувство. За каждую верно названную эмоцию ставился балл в таблицу результатов.

На втором этапе из 12 детей высокий уровень показали 5 человек, что составляет 42 %; средний уровень – 7 человек, что составляет 58%; низкий уровень – 0 человек. Наиболее узнаваемой для данных респондентов оказалась эмоция – удивление (100%), на 2 этапе диагностики детям удалось распознать эмоции злость (100%), радость (100%) чуть хуже дети справились с заданием – назвать эмоцию грусть (83%). Наименьшее количество детей назвали эмоции обида (58%) и спокойствие (50%).

Результаты 2 этапа диагностики

ФИО ребенка

Радость

Грусть

Удивление

Злость

Спокойствие

Страх

ИТОГО

Уровень эмпатии

1.Полина

+

+

+

+

+

+

6

Высокий

2.Влад

+

+

+

+

+

+

6

Высокий

3.Дарья

+

+

+

+

+

+

6

Высокий

4.Кристина

+

+

+

+

+

+

6

Высокий

5.Саша

+

+

+

+

-

-

4

Средний

6.Арсений

+

+

+

+

-

+

5

Средний

7.Вика

+

+

+

+

+

+

6

Высокий

8.Гриша

+

+

+

+

-

-

4

Средний

9.Матвей

+

+

+

+

+

-

5

Средний

10.Савелий

+

+

+

+

-

-

4

Средний

11.Алёна

+

+

+

+

-

-

4

Средний

12.Богдан

+

-

+

+

-

+

4

Средний

ИТОГО

12

10

12

12

6

7

 

 

 

Таким образом, уровень эмпатии у детей после проведения ролевых игр значительно повысился и из 6 предложенных эмоций узнаваемыми всеми детьми стали 3.

Для дальнейшего развития уровня эмпатии у детей была разработана памятка для родителей, которая включает в себя рекомендации по освоению наиболее приемлемых способов развития данного чувства у детей: эмоциональное чтение литературных произведения и игровые тренинги. При разработке памятки преследовалась и цель косвенного развития эмпатии у самих родителей, которые будут включены в занятия с детьми. Поэтому в памятке имеется краткий теоретический блок, помимо рекомендаций приведены примеры литературных произведений: стихотворение и терапевтическая сказка; а каждый игровой тренинг содержит целевую установку, ход игры и не только описание оборудования, но саму подборку карточек.

 

Список литературы

  1. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В Беглова, Е. Г. Королёва, О. М. Пяткова. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.: ил.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4 [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 243 c.
  3. Ефимова Н.С. Психология общения. Практику по психологии: Учебное пособие [Текст] / Н. С. Ефимова. – М.: «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 192 с.
  4. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 349 с.
  5. Титченер Э.Б. Очерки психологии. [Текст] / Э.Б. Титчнер. – СПб, 1898. – 198 с.
  6. Мир психологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psychology.net.ru/tests/testing.html?cat_id=2.
  7. Раннее развитее детей [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.razumniki.ru/mihalkov.html.
  8. Центр игры и игрушки [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psytoys.ru/vidy-igr-i-igrushek#sjuzet-igra

 

Памятка для родителей

Набор карточек для входной диагностики

Набор карточек для входной диагностики 2

Набор картинок для ролевой игры «Лото настроений»

 

Оригинал работы:

Развитие чувства эмпатии у детей дошкольного возраста посредством ролевых игр

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*