Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

И снова о культуре поведения

22.09.2016 3263 5423
Лукьянова Светлана Юрьевна
Лукьянова Светлана Юрьевна, преподаватель

Екатеринбургский торгово - экономический техникум

Каждое поколение неизбежно сталкивается с одной и той же проблемой -  взрослые считают, что молодежи не хватает культуры поведения. «Мы были другие - уважали стариков, защищали детей и женщин, не то, что нынешние!» - часто встречаемое на сегодняшний день выражение. Давайте поговорим на эту тему. На самом ли деле у нашей молодежи проблемы?

Культура каждого человека складывается из двух составляющих: внутренней культуры и внешней. Внутренняя культура – это те знания, чувства и умения, что лежат в основе жизни человека (образованность, добродетельность, нравственность, профессионализм). Внешняя культура - это культура поведения каждого человека, культура непосредственного общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.

Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный человек может быть элементарно невоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры. Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона. Внешняя культура состоит из двух «частей». Первая – это то, что идет от общественного мнения (различных общепринятых правил, норм этикета). Вторая - то, что идет от совести человека (деликатность, такт, манеры).

Мне кажется, что именно с этой «второй частью» у многих проблема. Давайте проанализируем всего один день из нашей жизни.

Метро. Утром по дороге на работу практически все пассажиры общественного транспорта, мягко говоря, не в духе. Не дав выйти из вагона, пассажиры (и тут возраст не играет никакой роли) устремляются внутрь, сметая на своем пути детей, беременных женщин или стариков. Каждый думает только о себе. Встав, как правило, на входе пассажиру не интересно, войдут ли остальные? Достаточно сделать еще один шаг и человек не останется на платформе. Но нет! Думать о благополучии другого может далеко не каждый.

Образовательная организация. Студенты в коридорах, не обращая внимания ни на кого, позволяют себе нецензурную брань, громкое обсуждение того, «что было вчера», кто-то поет, кто-то несется, сбивая людей. А ведь все они находятся в общественном месте! Неужели им в детстве не объяснили, что так вести себя не хорошо?

На улице. Мама с бутылкой пива в руках разговаривает по телефону. Рядом, сам себе предоставленный, четырех-пяти летний малыш. Он ударил прохожего сорванной веткой, прыгнул в лужу и окатил проходящим мимо людей, а когда ему сделали замечание, плюнул в ответ. При этом его мама не извинилась перед прохожим, не поругала своего малыша, а продолжила разговор по телефону. Вопрос: кто вырастет из этого ребенка? Прямо так и хочется процитировать Владимира Маяковского!

Дом. Молодой человек вернулся с работы или института. Включил компьютер, телевизор или музыку и углубился в свой мир. Возможно, он сегодня уже потратил свой запас вежливости и такта в обществе. Кому - то сказал спасибо, кому - то даже уступил место, а теперь можно расслабиться. Пусть домашние поухаживают за ним. Ну и что, что они тоже работали. Подумаешь, бабушка весь день хлопотала по дому. Но ведь культура человека заключается и в отношении к родителям. Некоторые почему-то думают, что вежливость, такт обязательно соблюдать только при общении с посторонними. А с близкими, в том числе с родителями, можно обходиться проще.

Юноша или девушка, грубо обращающиеся со своей матерью, бабушкой, братьями, сестрами, не помогающие им в домашнем труде, не могут восполнить пробел в своем воспитании ни добрым, вежливым отношением к чужим людям, ни красивыми нарядами и хорошими манерами в обществе.

Для истинно культурного человека обязательны все требования этикета дома: подать пальто матери или сестре, пропустить их вперед в дверях, уступить место и дорогу, помочь в домашнем труде, не ожидая, чтобы они вас обслуживали. Если хотите, чтобы у вас в будущем была счастливая семья, уже сегодня нужно взять на себя часть обязанностей по дому, помогайте матери, домашним, не будьте иждивенцами. Мужчина, который считает ниже своего достоинства помочь дома убрать квартиру, приготовить завтрак, сходить в магазин, бесцеремонно включающий приемник или магнитофон в любое время, даже, когда домашние отдыхают, далек от идеала культурного человека, если даже и обладает широкой эрудицией и красивыми манерами.

Не могу согласиться с тем, что раньше люди были более культурны, что культура поведения нашей молодежи «хромает». Нет, культуры поведения не хватает и взрослым и молодежи. В каждый период времени есть и воспитанные культурные люди, и невоспитанные, далекие от хороших манер, элементы. Нужно закладывать стержень поведения с первых дней жизни ребенка. Показывать, в первую очередь, на своем примере. Прививать хорошие манеры, творить добро, учить проявлять сострадание и не быть безразличным. Человек в любом возрасте должен знать, что старость вызывает уважение, что слабый нуждается в защите.  Но нельзя забывать о том, что в нашем обществе есть много людей, обогащенных духовной культурой. И речь не о прочитанных ими книгах, хотя, я думаю и это сыграло определенную роль. Речь идет о том, что быть воспитанным стало для них привычным состоянием души.

Конечно, первое место в воспитании детей занимает семья – родители, дедушки и бабушки, братья и сестры. От того, какие отношения складываются в семье, во многом зависит и будущее ребенка. Но и образование не должно стоять в стороне! Каждое образовательное учреждение, посредством проводимых мероприятий, должно участвовать в формировании культурного уровня нашей молодежи. Мы не можем оставаться равнодушными. Нужно донести до сознания наших студентов необходимость культуры в отношениях, а также разъяснить возможные последствия нарушений правил, установленных в обществе.

Для этого в нашем техникуме разработаны мероприятия, которые будут проводиться в различных формах – лекциях, встречах, родительских собраниях, классных часах, через привлечение ребят к созданию выставок, написанию статей в газету и т.п. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них для применения подобных мероприятий в своих образовательных учреждениях.

«Правила внутреннего распорядка обучающихся». «Права и обязанности студентов техникума».

Лекторий по правовым знаниям: «Права несовершеннолетних. Административные и уголовные правонарушения. Ответственность за их совершение». Встреча студентов 1 курса с представителем центра обслуживания молодежи.

Лекторий «Здоровая нация», «Торговля смертью». Встреча студентов 1 курса с представителем отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики.

Проведение собраний студентов, проживающих в общежитиях «О соблюдении Правил внутреннего распорядка общежития», «О сохранности имущества», «О поддержании чистоты и порядка в общежитиях».

 Встречи студентов, преподавателей с инспектором ОДН ОП №5, представителями этнических групп.

Информационные классные часы: «Толерантное отношение. Толерантность и религиозная терпимость. Причины российского экстремизма»

Изучение и анализ микроклимата в условиях социального окружения группы, общежития, техникума; Индивидуальное консультирование, обеспечение правовой защиты студентов техникума;

Беседа: «Наркотики: за и против»

Взаимодействие с государственными органами, общественными организациями, органами правопорядка по вопросам социальной поддержки и защиты прав студенческой молодежи; Вовлечение студентов группы риска в общественную жизнь колледжа, занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях, к участию в работе клубных формирований и кружков по интересам;

Тематический классный час: «День народного единства».

День Конституции (единые классные часы): «Уроки России»

Организация работы «службы доверия» и «горячей линии» при кабинете педагога-психолога.

Международный день борьбы со СПИДом (плакаты, газеты, выставки), беседы с психологом.

Проведение рейдов-проверок с целью контроля за выполнением Правил внутреннего распорядка и проживания в общежитии, улучшения быта и отдыха студентов; Совещание студенческого актива техникума «Поведение, учеба, отдых студента»; Трансляция видеороликов, направленных на предупреждение правонарушений, профилактику противоправного поведения.

Это далеко не все мероприятия, что можно проводить в течение учебного года. Но не будем забывать, что наши студенты должны стать, не только воспитанными в моральном и правовом аспекте, но еще и выйти грамотными специалистами своего дела. И мы, преподаватели, поможем им в этом нелегком деле.

 

Оригинал работы: И снова о культуре поведения

 

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*