Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование деловых игр для формирования и развития профессиональных компетенций студентов системы СПО

15.09.2016 2983 8521
Князева Татьяна Федоровна
Князева Татьяна Федоровна, преподаватель

Институт развития образования Доп

В статье рассмотрены роль и значение деловых игр при обучении студентов экономических специальностей по  учебной  дисциплине «Менеджмент». На основании опыта преподавания дисциплины приведены методические рекомендации для проведения деловой игры по теме «Бизнес-планирование».

Ключевые слова: деловые игры, имитационная модель, игровая модель, компетентность, бизнес-план.

 

The article considers the role and importance of business games in teaching students of economic specialties  on professional discipline "Management". Based on the experience of teaching methodical recommendations for carrying out of business game on the topic of "Business planning".                      

Key words: business games, simulation model, game model, competencе,  business plan.         

 

Основными требованиями работодателя являются не только профессиональная подготовка выпускника системы среднего профессионального образования,  но и обладание комплексом  общекультурных и профессиональных компетенций, навыков практической деятельности, способность к быстрому обучению.

Современная система профессионального образования  предполагает применение как традиционных, так и инновационных методик обучения.  В соответствии с разделом 7 ФГОС СПО  «Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО» ,  образовательная организация   «должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». [5]

Особое место среди интерактивных форм обучения принадлежит деловой игре, которая является одной из наиболее эффективных форм решения практических задач обучения студентов. Деловые игры позволяют моделировать производственные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, а также демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению практических задач.

Деловая игра – это форма коллективной творческой деятельности студентов, в которой индивидуальная активность каждого является средством повышения уровня теоретических знаний и овладение практическими навыками деятельности в нестандартных ситуациях.

Деловая игра  позволяет каждому из участников получить мак­симальную пользу для себя. Величина результата зависит от студента и его активности, а не от преподавателя, как при традиционной организации учебного процесса,  при этом  у студента формируется  одна из главных составляющих парадигмы обучения: эффект обучения прямо пропорционален его собственной активности.

Главными критериями деятельности в игре  яв­ляются  приобретение профессионального опыта, ответственность, личный интерес, активность, формирование команды с комфортными условиями деятельности, возможность межличностных коммуникаций.

Студенты, участвующие в игре   признают ключевую роль капитана в организации совмест­ной деятельности, но вместе с тем осознают и свою ответственность в та­кой работе. Речь идет о понимании делегирования полно­мочий при коллективной целенаправленной деятельности и активного учас­тия каждого игрока для достижения общей цели. Студенты учатся полемике, отстаивании собственной точки зрения, а также в умении слушать товарища по командной игре для достижения победы в ней.

Основой  для разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет  ее структуру (рис.1).

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задает предметный   контекст  профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является способом описания деятельности  участников игры с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Построение деловой игры преследует педагогические цели:

дидактические:

-закрепление системы знаний в области конструирования игры;

-выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;

-совершенствование навыков принятия коллективных решений;

-развитие коммуникативных компетенций.

воспитательные:

-формирование креативного творческого мышления;

-воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;

-преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, представляет собой перечень процессов и явлений, требующих профессиональных компетентных действий.

Сценарий - это основа игровой процедуры, в  которой отражены принципы проблемности и двуплановости совместной деятельности. В сценарии  описано  в словесной или графической форме содержание игры, характер и последовательности действий игроков, а также действия преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Роли и функции игроков должны отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценивания  предполагает содержательную оценку игровой деятельности, обеспечивая соревновательный характер игры.

Каждая деловая игра имеет свою структуру, в некоторых случаях структура различна, но в основном имеются обязательные общие этапы, такие, как: имитационная модель, игровая модель, цели игры, сценарий, распределение ролей, правила игры и подведение итогов.

 

 

Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля носит многогранный  характер, поэтому использование  деловой игры «бизнес-планирование»  в подготовке специалистов  по направлению  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)  поможет активизировать процесс обучения, развить и углубить знания, а также закрепить практические навыки студентов. Во время игры развивается творческое мышление, возрастает активность студентов, формируется интерес к предмету. При организации деловой игры на уроках по менеджменту необходимо придерживаться следующих положений:

-правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными;

-формулирование заданий доступны для понимания студентов;

-действует принцип «играют все»;

-система оценивания  игры должна быть открытой;

-игра заканчивается с обязательным получением результатов.

В связи с этим разработка деловой игры по теме «Бизнес-планирование» предоставляет выбор ситуаций, моделируемых по ряду критериев. Главными из них являются те, которые в наибольшей сте­пени соответствуют содержанию менеджмента, т.е. управлению людьми для достижения экономических целей в условиях рыночной неопределен­ности. В наибольшей степени таким критериям соответствует ситуация разработки бизнес-плана выхода фирмы на новый рынок, так как она предпочтительна по ряду причин:  доступна для понимания студентов, не имеющих произ­водственного опыта; сбор информации возможен из широко доступных источников (журналов, справочников и др.), социологических опросов, консультаций со специалистами и т.п.;  ситуация максимально приближена к реальным условиям деятельности предприятия на российском рынке.

Опыт проведения игр в студенческой аудитории показывает, что главными задачами преподавателя-тренера являются следующие:

  1. Для каждой роли (для капитана детально) необходимо указать дополнитель­ный источник информации о требованиях, предъявляемых к ней.
  2. Диагностика команды и ее лидера, контроль за развитием собы­тий. Выработка рекомендаций, направленных прежде всего на рас­крытие многовариантности решения поставленной задачи. При необходимости решение вопроса о смене лидера.
  3. Контроль за технологией планирования работ, информационным обеспечением внутри команды.
  4. Обеспечение четкого регламента игры, правильного его понимания.
  5. Обеспечение информацией о методике техники публичных вы­ступлений.

Задачи руководителя игры состоят в обеспечении четкости фор­мулировок устава игры и неизменности ее правил по этапам. Для управления процессом формирования команды преподавателю необходимо:

1) провести диагностику команды, ее внутренних коммуникаций, личных стремлений участников и капитана, внутриорганизационной струк­туры и распределения ответственности за функциональные обязанности; исследовать структуру команды для последующего управления процессом деятельности;

2) ознакомить команду с нормативными материалами, состоянием рынка, в котором моделируется ее деятельность; определить структуру бизнес-плана в процессе создания проекта, предоставив первичную ин­формацию об особенностях сложившейся ситуации в малом и среднем бизнесе на момент проведения игры для использования необходимых данных в игро­вой ситуации;

3) пояснить студентам содержание изменений в их дальнейшей уче­бе, которые несет участие в игре;

4) провести мотивирующие мероприятия для активизации желания участвовать в игре.

К мотивирующим мероприятиям для студентов  относится формирование их заинтере­сованности в углубленном изучении дисциплины, использовании возмож­ности развития навыков  и применения знаний в практических задачах коллективной работы, а также следует упомянуть такой мотив, как возможность получить дополнительные баллы в итоговой оценке для зачета по данной дисциплине.

Проведение деловой игры «Бизнес-планирование» по  учебной дисциплине  ОП. 03. «Менеджмент»  по направлению  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)   позволит студентам:

  1. Ознакомиться с разделами бизнес-планов.
  2. Приобрести практические навыки в определении исходных данных для ведения внутрифирменной плановой работы.
  3. Овладеть умениями в организации работы по составлению бизнес-плана.

 

Читать работу полностью (оригинал работы): 

Использование деловых игр для формирования и развития профессиональных компетенций студентов системы СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*