Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИстория кейс-метода начинается с XVII в. В то время теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их, обучая своих студентов. Кейс-метод широко применяется в преподавании истории, экономики и менеджмента. Использование данной технологии при обучении английскому языку началось недавно. Метод кейсов (от английского Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и жизненных ситуаций [2]. Это – метод анализа ситуаций. Суть его состоит в том, что учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [3].
Кейс-метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля. По критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли [1].
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. [1].
Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. [2]. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых [3].
Впервые технология кейс-метода была применена нами на этапе формирования грамматических навыков говорения по теме «Степени сравнения прилагательных» со студентами первого курса. Мотивацией к изучению послужила лексическая тема «Сезоны и погода», пройденная на предыдущем занятии. Сравнивая погоду в январе-месяце в пяти странах мира, у студентов возникла языковая трудность в выражении результатов сравнения разницы погодных условий. Тем самым появилась практическая проблема в изучении правил образования степеней сравнения прилагательных.
Учащиеся получают на раздаточном материале части схем правил в русском языке. Эти схемы им необходимо заполнить самим, то есть дописать суффиксы и наречия, например, теплый-теплее-теплейший; красивый-более красивый-самый красивый. Затем учащимся задается вопрос: «Как вы думаете, в английском языке степени сравнения прилагательных образуются с помощью суффиксов или с помощью наречий?» Те, кто выбирают первый вариант, образовывают первую группу, кто второй – вторую группу, а те, кто точно знают ответ – третью. После этого каждый учащийся получает грамматическую памятку, но не с готовыми правилами, а только с примерами прилагательных. Прочитанное обдумывается самостоятельно, а затем обсуждается в своей группе. После этого необходимо образовать пары из представителей обеих групп для осуществления обмена информацией. Полученные знания систематизируются и оформляются в грамматическую схему учащимися самостоятельно. Что касается третьей группы, то ее участники обмениваются знаниями с преподавателем, который контролирует и при необходимости корректирует их высказывания. Затем оформленные в письменном виде грамматические схемы проверяются преподавателем в устной форме.
На следующем этапе занятия необходимо применить полученные знания в решении проблемной ситуации. Целесообразно использовать игровой метод обучения. Каждый учащийся получает свою роль – житель определенной страны (всего пять стран, роли могут повторяться в зависимости от количества учащихся; при желании можно увеличить число стран, но не нужно использовать роль жителя России). Студенты должны сравнить погоду других стран с погодой страны, в которой «живут». Задание выполняется письменно, используются развернутые предложения. Необходимы лексические единицы приводятся на раздаточном материале для каждого учащегося.
Для того, чтобы проверить правильность выполнения задания студенты получают новые роли – представителей туристических фирм. Студенты должны рассказать о погодных условиях туристам, которые хотели бы посетить ту или иную страну. Работа проходит в группах, количество участников равно количеству стран плюс «турист». Задача говорящего – убедить «туриста» посетить именно его страну, задача «туриста» - внимательно выслушать предлагаемые варианты проведения отдыха, выбрать наиболее приемлимый и обосновать свой выбор. Для роли «туриста» оптимальнее всего выбрать студента с развитыми спонтанными речевыми навыками говорения. Преподаватель контролирует деятельность учащихся, исправляет ошибки при необходимости.
В качестве формы проведения рефлексии учащимся предлагалось выполнить следующее задание: на раздаточном материале каждому выдается письмо, в котором учащийся пятого класса Иван описал погоду города Кирова, сравнив ее с погодой в других городах России, но в этом письме он допустил большое количество как лексических, так и грамматических ошибок. Студентам необходимо их найти и исправить письменно в тексте. Выполненное проверяется преподавателем устно фронтально. Данное задание связано с домашним письменным монологическим высказыванием – написание письма о сезонах и погоде России в сравнении с другими странами мира.
Таким образом, применяя технологию кейс-метода на уроке, были использованы следующие методы:
- мысленный эксперимент и моделирование – при изучении примеров образования степеней сравнения прилагательных в английском языке, формулировании правил;
- проблемный метод – потребность выражения особенностей погодных условий;
- игровой метод – «жители разных стран», «представители туристических фирм и туристы», «читатели письма с ошибками».
Практика показала, что на уроке, проведенном по технологии кейс-метод, грамматические навыки говорения сформировались быстрее и закрепились прочнее благодаря самостоятельной работе, организованной в необычной форме, нежели при применении традиционного метода обучения – лекции.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что при использовании кейс-метода работа обучающихся может быть оценена. Преподаватель обращает внимание на каждого участника образовательного процесса, объективно оценивая не только его знания, но и активность, оригинальность. Следует отметить, что традиционная пятибалльная система здесь не уместна. Стобалльная же система оценки знаний является более гибкой и позволяет более точно определить уровень подготовки обучающихся. Поэтому при оценивании каждого участника нужно постараться совместить пятибалльную и стобалльную системы. К примеру, для получения итоговой «5» обучающимся необходимо набрать 100–85 баллов, для получения «4» — 84–70 баллов, а «3» обучающийся получает, если набирает менее 70 баллов. Так как в обсуждение будут вовлечены все, даже обучающиеся, имеющие низкие коммуникативные способности, двоек, при использовании кейс-метода ставить не придётся. Примерами критерий оценивания работы обучающихся могут быть языковые умения и навыки, содержание высказывания, активность и оригинальность.
Кейс-метод был применен и на занятиях студентов, занимающихся по индивидуальной программе обучения. На этапе формирования грамматических навыков говорения по теме «Согласование времен» учащиеся должны были обыграть полученные роли: обе студентки (их всего две в группе) переписываются через Интернет с друзьями: один из Лондона, второй из Чикаго. Друзья описали в своих сообщениях особенности празднования Рождества. Задача учащихся состояла в том, чтобы ознакомиться с текстами писем, а затем изложить прочитанное в письменном виде друг другу в виде переписки, задавая вопросы и описывая особенности.
Указанное выше составляет суть проблемного и игрового методов обучения. Проблемный метод выражен в потребности снять языковой барьер при обмене информации. Для этого применяется совокупность методов системного анализа, при самостоятельном изучении грамматического материала по методическим указаниям, моделирования и классификации, при самостоятельном формулировании правил согласования времен.
На проведенном занятии использовались настоящее и прошедшее, простые и завершенные времена активного залога. Учащиеся могут обсуждать возникающие трудности друг с другом. Вопросы преподавателю разрешается задавать только после составления схемы правил согласования времен.
Данная схема проверяется преподавателем, после чего, войдя в роли, студенты разрешают проблемную ситуацию, составляя письменные монологические высказывания.
В результате, было выявлено, что технология кейс-метод может быть эффективно применена со студентами, имеющими разные речевые навыки говорения, так как основной задачей являлось сформировать грамматические навыки самостоятельно, а преподаватель, создавая проблемную ситуацию, лишь корректировал их и помогал правильно применить.
Таким образом, практика применения кейс-метода показала, что данная технология отличается не только образовательным эффектом, связанным с получением профессиональных знаний и навыков, но и воздействием на социализацию студентов. Он представляется отнюдь не жесткой схемой осуществления обучения, а отличается богатством и разнообразием. Кейс-метод не является универсальным. Им нужно пользоваться не вместо, а вместе с классическими учебными методиками, то есть ситуационный анализ должен не заменять, а дополнять лекции и практические занятия. Более того, одним из достоинств также является возможность реализовать в наибольшей степени творческий потенциал преподавателя.
Список литературы
Оригинал работы:
Применение технологии «Кейс-метод» для овладения грамматической стороной говорения
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.