Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ век информационных технологий, появления Интернета, традиционное обучение, направленное на запоминание и воспроизведение информации, становится не основным в процессе образования. В современном мире человек должен уметь решать сложные задачи, критически анализировать и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации, проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, формирующиеся в определенной учебной среде. Одной из образовательных технологий, позволяющей решать возникающие проблемы, является метод разбора конкретной ситуации – case-study, т.е. разбор обучающего практического случая, содержащего проблему.
Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе, где студенты должны разрешить поставленную проблему, а преподаватель должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Кейс-методы в комплексе образуют более сложную систему: кейс-технологии, в которую интегрированы такие методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания. Изучив методы кейс-технологий, я взяла их за основу в своей педагогической деятельности, так как они позволяют развивать творческую активность студентов.
Цель – обосновать влияние кейс-методов в обучении на формирование общих компетенций студентов.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на занятиях по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
На занятиях по экологическим основам природопользования я использую следующие методы: метод инцидента, метод разбора документации, метод ситуационного анализа.
Особенность метода инцидента в том, что студент сам находит информацию в виде краткого сообщения о каком-то конкретном случае для принятия решения.
На первом этапе студенты получают сообщение в виде статьи из периодической печати и вопросы к нему; на втором этапе студенты индивидуально или группами самостоятельно находят пути выхода из сложившейся ситуации, а на третьем этапе проводится представление полученных результатов и обмен мнениями. Данный метод я использую при изучении такой темы как «Глобальные проблемы экологии».
Используя метод разбора документации, например, при изучении темы «Роль человеческого фактора в решении проблем экологии» я предлагаю папки с описанием ситуации, пакет документов или перечень документов, если есть возможность воспользоваться Интернетом, а также вопросы, которые позволяют найти решение. Можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию.
Самый распространенный метод – метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студентам предлагаю текст с подробным описанием ситуации и задачи, требующей решения, а также описанные уже осуществленные действия и принятые решения, для анализа их целесообразности. Целесообразно использовать этот метод при изучении тем, связанных с охраной природных ресурсов (атмосферы, вод, почв, недр и др.). Студенты представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими, таким образом можно выйти на проект.
Мною разработано пособие с кейсовыми заданиями для студентов, где определены формы организации и контроля заданий по всем разделам и темам дисциплины для организации работы в системе, а по темам дисциплины для каждого студента разработана рабочая тетрадь с заданиями в целях контроля знаний по изучаемым темам. Кейс-технологии используются в ходе текущего контроля. Формы: тестирование, презентации, защита творческих работ, контрольные работы, сообщения, решение ситуационных задач, конспект, статья, тезисы выступления на конференции, взаимопроверка и др.
Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, эта разница и проявляется именно в процессе обсуждения, общей дискуссии. Использование кейс-технологий позволяют развивать уважительное отношение к мнениям других и способности отбросить собственные убеждения.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.