Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья на тему: "Использование технологии образовательного веб-квеста в процессе обучения студентов специальности 09.02.02 "Компьютерные сети""

11.07.2016 844 1480
Ищенко Евгений Юрьевич
Ищенко Евгений Юрьевич, Преподаватель

Александровск-Сахалинский колледж (филиал) Сахалинский государственный университет

Перед современным профессиональным образованием в условиях ФГОС стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть направлено на освоение студентами определенных компетенций, то есть – должно быть развивающим в плане разви  тия самостоятельного критического и творческого мышления. И все это должно происходить в процессе решения профессиональных проблем [7].

Одним из возможных решений данного блока проблем является образовательная технология веб-квест.

Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого при использовании современных средств и методов происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, преподаватель становится не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности студентов. Преподавателем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности учащихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, студенты становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим  учителем ответственность за процесс и результаты обучения. И все это – основываясь на имеющихся, на момент проведения занятия информационных и технологических данных [1;2].

Объект – технология образовательного веб-квеста.

Предмет – влияние использования технологии образовательного веб-квеста на процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов специальности "Компьютерные сети".

Цель: разработать методику применения образовательного веб-квеста, направленного на формирование общих и профессиональных компетенций у студентов специальности "Компьютерные сети".

Гипотеза – использование технологии образовательных веб-квестов при изучении междисциплинарного курса МДК.01.1. Организация, принципы построения и функционирования компьютерных сетей обеспечит более эффективное формирование у  студентов общих и профессиональных компетенций.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации по использованию технологии образовательного веб-квеста, ориентированного на формирование общих и профессиональных компетенций студентов, могут быть  использованы в процессе преподавания междисциплинарных курсов специальности 09.02.02 Компьютерные сети.

Определив образовательный веб-квест как основную технологию, и проведя ряд занятий с ее использованием, мы смогли выявить основные элементы структуры занятия, наполнив их содержательным компонентом:

  1. Вводная часть – преподаватель знакомит студентов с целями и задачами занятия, основными понятиями, определяет алгоритм действий студентов при прохождении этапов квеста.
  2. Погружение – после определения целей и задач, обязательным этапом выступает погружение студентов в историю события. Например: время и место действия, роли участников квеста, особенности прохождения этапов, соревновательный момент и т.д.
  3. Ролевой этап – на данном этапе происходит непосредственное решение задач – прохождение квеста. Участники последовательно выполняют задания, "путешествуя" по заранее определенному преподавателем маршруту в сети интернет, собирая, анализируя и обрабатывая полученную информацию.
  4. Заключительный этап (итоговый) – представление полученных результатов. Варианты проведения итогового этапа разнообразны – от публикации результатов проекта на сайте до публичного представления (защиты) с использованием мультимедийного оборудования. Выбор формы зависит от сроков квеста и степени его сложности.

В оценивании результатов принимают участие и сами студенты. В некоторых случаях возможно интерактивное сравнение полученных результатов с так называемыми "идеальными" результатами, которые представляются самим преподавателем [4;6].

При оценивании берется во внимание не только конечный результат, но и промежуточные итоги, а также то, как работала команда и каждый ее участник в отдельности. Это позволяет дифференцированно подойти к оценке работы каждого студента – от уровня знаний до уровня сформированности конкретных компетенций [5].

Особое значение в реализации целей и задач при проведении занятия с использованием технологии образовательного веб-квеста имеет правильный и продуманный подбор интернет-ресурсов. Для проведения web-квеста можно заранее подготовить web-странички, а результаты любого проекта можно разместить на сайте или блоге.

Для оценки уровней сформированности общеучебных и профессиональных компетенций были разработаны критерии, учитывающие разнообразие форм заданий и представления полученного результата.

Для проверки гипотезы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровней сформированности общих и профессиональных компетенций у студентов специальности 09.02.02 Компьютерные сети. При этом использовались данные, полученные в течение 3-4 семестра – на начало изучения дисциплины (использование традиционных методов обучения) и на завершение курса (при использовании технологии образовательного веб-квеста).

Согласно полученным данным значительно повысился уровень сформированности таких общих компетенций, как ОК.1., ОК.2., ОК.3., ОК.4., ОК.5. Что касается профессиональных компетенций, то обе компетенции заметно прибавили в оценке, поднявшись по сравнению с первоначальным значением более чем на 100%.

Обобщенные результаты позволяют с уверенностью утверждать, что эффективность формирования профессиональных компетенций студентов – будущих специалистов в области компьютерных сетей в процессе обучения с применением технологии образовательных веб-квестов существенно выше по сравнению с обучением, основанном на использовании традиционных технологий.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*