Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья на тему: "Портфолио как основа индивидуального маршрута обучения"

11.07.2016 1275 2206
Лихачева Нина Яковлевна
Лихачева Нина Яковлевна, преподаватель

Александровск-Сахалинский колледж (филиал) Сахалинский государственный университет

Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания деятельности педагога. Поэтому, он должен быть готов гибко реагировать на изменения образовательной ситуации и стремиться в полной мере реализовать свой личностно-профессиональный потенциал.

Процесс модернизации среднего профессионального образования ставит перед педагогами ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта».

Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает обязательное условие – студент является субъектом своей деятельности. В качестве одного из способов и средств решения задач обучения и профессионального развития специалиста, выступает портфолио дисциплины.

Данную технологию можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения, которое необходимо для развития навыков рефлексивной деятельности, формирования умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты достигнутые студентами в разных видах деятельности и дополняет традиционные средства контроля обучения.

«Портфолио» нечто большее, чем просто папка работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения студента. Это определяет актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

Портфолио по дисциплине представляет собой альтернативную форму оценивания результатов образовательной деятельности», которая помогает решить следующие педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов, формировать адекватную самооценку;
  • определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
  • создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

Функции портфолио:

Накопительная. Учебный портфель – это набор материалов, которые студент собирает по ходу работы над модулем, проектом, учебным исследованием, при подготовке к экзамену, а также своеобразная «копилка» достижений – грамот, сертификатов, отзывов с баз практики.

Модульная, которая отражает динамику развития студента, его самореализацию, а также показывает особенности его общей и профессиональной культуры и интеллекта. Портфолио помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы, самостоятельно устанавливать связи между предыдущими и новыми знаниями.

В работе с портфолио у студентов формируются следующие компетенции:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к срокам выполнения работ, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Алгоритм запуска портфолио

  1. Начинать работу следует с мотивации: каждому студенту должно быть понятно, зачем нужен портфолио, что он позволит ему получить.
  2. Затем совместно со студентами выбирается вид портфолио, устанавливаются сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы или домашней подготовки.
  3. Определяется общее количество рубрик, из них часть – обязательные, часть – по выбору.
  4. Критерии оценки можно вынести на обсуждение, однако некоторые критерии, такие как наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п., являются обязательными и не подлежащими обсуждению.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Общепринятой является структура портфолио, включающая четыре основных раздела:

  • портрет;
  • коллектор;
  • рабочие материалы;
  • достижения.

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Студенты представляют себя любым доступным способом: фотографиями, резюме, эссе и др. В этот раздел обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают.

Раздел «Коллектор» (педагогическая копилка):

  • памятки, схемы, списки литературы, которые предложены студенту педагогом;
  • ксерокопии статей, материалы периодических изданий, подобранные студентом самостоятельно;
  • глоссарий курса;
  • результаты выполнения терминологических диктантов, тестовых контрольных работ;
  • материалы выполнения контрольных заданий по изучаемым темам.

Раздел «Рабочие материалы» – материалы, которые были использована студентом в процессе подготовки и выполнения заданий:

  • опорные конспекты;
  • нормативные документы, положения, приказы и инструкции;
  • конспекты, планы, проекты;
  • графические материалы (таблицы, схемы);
  • тексты сообщений и докладов;
  • представлены материалы творческого характера: кроссворды по теме, ребусы, эссе, графические схемы изученного материала;
  • выполненные контрольные и самостоятельные работы; материалы по проектной, учебно-исследовательской и др.

Этот раздел представляет собой «копилку» работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения.

Раздел «Мои достижения» содержит работы, демонстрирующие успехи студента, его прогресс в обучении. Это могут быть результаты контрольных и самостоятельных работ, сертификаты, грамоты научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов и др.

В обязательную часть портфолио студент помещает выполненные им задания, опорные конспекты, схемы, практические и самостоятельные работы в соответствии с требованиями ФГОС по дисциплине.

Вариативная часть предполагает расширенный или углубленный уровень освоения содержания модуля и рассчитана на высокую познавательную активность студентов. Здесь наряду с заданиями повышенной сложности могут быть предложены работы исследовательского характера. Поэтому вариативная часть может включать дополнительные рубрики, которые студент предлагает сам.

Оценивается портфолио по всем разделам по заранее определенным критериям. На итоговом занятии проводится презентация портфолио с использованием мультимедийной техники.

Оценка портфолио:

  1. В индивидуальной встрече со студентом. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч или встречи организуются на занятии во время выполнения творческих заданий.
  2. В малых группах. Педагог заранее и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа заслушивает и обсуждает портфолио студента и даёт каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в портфолио. Педагог в процессе такого занятия перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах, то после такого занятия педагог выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания портфолио.

В итоге проводиться конференция по портфолио. Каждый имеет не более 5 минут на выступление и столько же для ответов на вопросы. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Оценивает содержание портфолио, выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям). Самый эффективный способ – это письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов

Экзамен (зачёт) в форме портфолио

Презентация портфолио может быть связана с отчетом о процессе своей работы и учебных усилиях. Во время экзамена студенты презентуют портфолио, рассказывают как о предмете и результатах, так и о процессе своей работы, отвечают на вопросы  комиссии. 

Портфолио может быть и видом зачетной работы (дополнительной к тестовым заданиям) для студентов, пропустивших более 40% занятий. Допуск до сдачи тестовых работ получается на основании сданного портфолио.

Зачетные работы по темам курса подшиваются в портфолио и предоставляются преподавателю для оценивания.

Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.

Правила оценки:

  1. До начала работы над портфолио студенты должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории и критерии его оценки.
  2. Поскольку данная технология относится к безотметочным, то портфолио не оценивается в баллах, а только в уровнях.
  3. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы и студент сравнивается только самим собой.

Таким образом, в процессе учебной работы, организованной с использованием портфолио, учащимся представилась возможность самостоятельно планировать свою работу, работать в собственном темпе, иметь свободу выбора маршрута обучения, что позволяет значительно повысить познавательную, творческую активность студентов и обеспечить компетентность студентов по предмету.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*