Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНаше учебное заведение Михайловский экономический колледж-интернат принадлежит к системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которое предназначено для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. В колледже получают базовую и углубленную подготовку по трём разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской Армии. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.
В связи с реформирование сферы образования, в том числе среднего профессионального образования, современное общество ставит задачу подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях экономической действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие срочного решения. Процесс обучения должен обеспечивать каждому будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки специалистов нового поколения, от компетентности которых во многом зависит развитие экономической ситуации в нашей стране.
Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специалистов экономического профиля (в колледже отделение «Экономика и бухгалтерский учёт») на основе компетентностного подхода и широкого внедрения современных педагогических технологий. Ведущей тенденцией в этой связи является определение результатов образования через профессиональную компетентность, проблеме формирования которой большое внимание уделяют отечественные и зарубежные исследователи.
На качество обучения в учебных заведениях влияет много факторов, особенно важными из которых являются те, что связаны с формами и методами обучения, от выбора которых во многом зависит развитие самостоятельности и творческой активности студентов, формирования их профессионального мышления и компетентности.
Педагогический коллектив Михайловского экономического колледжа-интерната весь год работал по единой методической теме: “ Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности на основе реализации компетентностного подхода в условиях современного рынка труда ”. И мы можем с уверенностью сказать, что каждый из нас применяет в своей педагогической практике различные “активные” формы и методы обучения и воспитания.
Что же такое метод? И что же такое форма?
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязной деятельности педагога и обучающегося по достижению целей обучения, развития и воспитания. Признаком метода является деятельность.
Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
В педагогической литературе методы обучения классифицируются на: пассивные, активные и интерактивные методы.
Пассивный метод обучения– это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.
Активный метод обучения – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой педагог и студент взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Интерактивный метод обучения («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.
Очень точно подмечена суть активного обучения в китайской пословице:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.
Очевидно, что решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания необходимо давать предпочтение активным формам и методам, способствующим развитию мотивационной сферы обучающихся, их творческой активности.
Наиболее распространенной в современной педагогической теории является классификация активных методов обучения, которая представлена на следующем слайде.
Она включает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным - это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях – это лекция, самостоятельная работа с литературой, «мозговой штурм», практические занятия, самостоятельная работа с обучающей программой, учебная дискуссия и другие.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых, ролевых и дидактических игр, организационно-деятельностные игры, игровое проектирование и др., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, имитационные тренинги и другие.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса, представленные на следующем слайде (читать не надо):
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Согласно данным российских исследователей эффект от применения активных методов обучения следующий:
Об обучающихся возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека.
Игра всегда предлагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Игра направлена на развитие у обучающихся умений анализировать конкретные практические ситуации, развивает творческое мышление и профессиональные умения специалиста.
С целью активизации студентов в учебном процессе, преподаватели отделения 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет достаточно широко применяют активные методы обучения, а именно проведение нетрадиционных уроков в форме деловых, интерактивных, интеллектуальных игр.
Такие уроки :
- помогают избавиться от ярлыков: каждый студент оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны;
-способствуют повышению интереса студентов к изучаемой дисциплине;
- развивают мышление, логику, учат рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки;
- помогают найти контакт друг с другом, учат работать в команде и коллективе, являются хорошей профилактикой конфликтов между студентами, учат общаться;
- способствуют организации самостоятельной работы в урочной деятельности;
- расширяют творческий и познавательный потенциал обучающихся.
Огромное значение для преподавателя является мнение высказанное обучающимися о проведенном уроке. Мнения студентов о таких уроках преподаватель узнает из различных видов рефлексии.
Вашему вниманию мы хотим представить оценку деловой игры «Налоговый инспектор» студентами групп 4 курса отделения «Экономика и бухгалтерский учёт», которая проводилась в этом учебном году. Нами взяты средние показатели по двум группам. Студентам было предложено 5 вопросов, которые они должны были оценить по пятибалльной системе. Вопросы были следующие:
Обучающимся нравятся такие нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя студентов, приближая учебу к жизненным ситуациям.
Учитывая специфику нашего учебного заведения и контингент обучающихся, преподаватели колледжа находятся в творческом поиске и разработке новых нетрадиционных форм уроков. Разрабатывая каждую игру, преподаватель обязательно учитывает образовательные, психологические и социальные возможности обучающихся.
Таким образом, используя игровую технологию с разнообразными педагогическими приемами на специальных дисциплинах и профессиональных модулях, преподаватели нашего колледжа создают условия для активной познавательной деятельности студентов, тем самым, повышая мотивацию к обучению, через самостоятельное получение знаний.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.