Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья на тему: "Активные методы обучения студентов с ограниченными физическими возможностями здоровья"

30.06.2016 792 1261
Логанова Татьяна Сергеевна
Логанова Татьяна Сергеевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение Михайловский экономический колледж-интернат принадлежит к системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Предназначен для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями здоровья (обслуживающих себя), но есть и возможность обучения на договорной (платной) основе.

В колледже получают базовый и углубленный уровень подготовки по трём разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской Армии. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.

Обновление  всех  сфер  общественной  жизни  со  всей  определённостью выявило потребность изменения форм  индивидуального  обучения особенно студентов нашего учебного заведения. Они становятся  более  демократическими, появляется  возможность широкого  выбора.  В  условиях  гибкой,  вариативной   социальной   практики повышается  значимость  индивидуального  подхода  в  обучении  как   способа освоения личностью произвольных высших форм  индивидуального  обучения,  при которых человек является активным субъектом социального  выбора.  Возрастает социальная потребность в как можно более раннем  приобщении  каждого  нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в  педагогической системе.

Проблема  индивидуальных  различий  детей  и  их  дифференцированного обучения давно волнует преподавателей и  является  не  только  социально - психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

Индивидуальность – человек как своеобразная и неповторимая личность, отличающаяся от других собственным сочетанием темперамента, характера, направленности, интересов, мотивов и т.д. и т.п.

Непременной частью учебно-воспитательной работы педагогов является изучение личности студента. Это позволяет учитывать личные особенности обучающегося  для оптимизации учебно-воспитательного влияния на него. Для изучения личности воспитанника используются различные диагностические процедуры: общение с воспитанником, включение его во всевозможные виды деятельности, наблюдение за ним (особенно в конфликтные и трудные моменты его жизни, деятельности и поведения), изучение его письменных и других работ, анализ его взаимоотношений в группе и др.

Психологическая сущность индивидуального и диф­ференцированного подхода заключается в умении преподавателя учитывать индивидуальные психологические особен­ности детей и дифференцированно к ним подходить.

Одним  из принципов воспитания является учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.  Возрастные и индивидуальные особенности настолько различают детей, что делают необходимой корректировку воспитательных воздействий применительно к их особенностям. В этом и заключается индивидуализация обучения.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента.

В нашем колледже – интернате обучаются люди с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, дети с заболеваниями верхних дыхательных путей, а также с другими видами заболеваний.

Инвалидность – это не чисто медицинская проблема. Инвалидность - это проблема неравных возможностей, это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют ребенку или взрослому, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.

Кроме этого, к нам приходят дети из неблагополучных или неполных семей, пережившие личную драму. Но в последние годы прослеживается тенденция, что с такими же симптомами к нам прибывают студенты из внешне благополучных семей, в которых гипертрофированы нравственные ценности, стиль взаимоотношений, родители зачастую, занятые добыванием денег, просто потеряли контакт со своими детьми.

Колледж, с его учебно-воспитательной системой является почти единственным источником стабильности, своеобразной нишей, гарантом «разумного, доброго, вечного», без чего не может развиваться растущий человек. В своем колледже мы стараемся создать модель человеческих отношений, атмосферу духовности, самоценности  человеческой личности.

Наше учебное заведение помогает студентам адаптироваться в условиях  существующих жизненных стандартов,  для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Применяя ту или иную форму индивидуальной работы со студентами, нашими преподавателями учитывается ряд психологических факторов:

а) темперамент;

б) успеваемость;

в) сильные и слабые стороны учебной деятельности;

г) уровень развития студента;

д) характер мышления (теоретическое, практическое);

е) интересы;

ж) отношение к предмету;

з) межличностные отношения в группе.

Форма проведения урока всегда играет важную роль в работе с детьми – инвалидами, при выборе форм урока руководствуюсь рядом факторов.

Факторы, которые влияют на выбор проведения занятий:

а) уровень развития психических процессов студентов, как средневозрастной, так и наличный (которые, как известно, могут и не совпадать);

б) особенности характера мышления студентов (для правильного подбора заданий или ситуаций)

в) микроклимат в группе;

г) ведущая деятельность.

Деятельность современного преподавателя невозможна без использования современных образовательных технологий и методов в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы.

Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.

Для активизации познавательной деятельности студентов используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов, проведение игр.

Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что преподаватель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей деятельности, с учетом особенностей конкретного студенческого коллектива и каждого обучающегося в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно "просеивает", отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

И в этом учебном году в рамках работы методической экспериментальной кафедры дифференцированного обучения преподавателями (Алексеева Л.В., Антонова И.В., Говорова В.В., Колотилина Л.А., Калугина М.С., Кухтина Г.М., Логанова Т.С., Постникова Н.Н., Сошкина О.В. и Тямисова Е.В.) была проведена спортивно – интеллектуальная игра «Форт Боярд».

Принцип игры заимствован у популярной телепередачи, но адаптирован к условиям учебного процесса.

Цель игры - применение дифференцированного подхода при проведении игры со студентами с ограниченными возможностями

Задачи:

Образовательная:

  1. Обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Развивающие:

  1. развитие у студентов общих и профессиональных компетенций, умений правильно обобщать, анализировать и делать выводы.
  2. Развитие эмоциональной выразительности, лабильности, быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.
  3. Развитие физических и волевых качеств, стремление к победе и уверенность в своих силах.
  4. Выявление способностей студентов в различных сферах учебной деятельности с индивидуальным подходом.
  5. Развитие смекалки и вовлечение студентов в общую деятельность коллектива.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности. Воспитание честности, упорства, дружеского отношения друг к другу.
  2. Согласованность своих действий с действиями других, сопереживание членов команды, воспитание положительных морально-волевых качеств.
  3. Взаимовыручка, помощь, умение полагаться на товарищей, работа в команде.

На подготовительном этапе игры со студентами был проведен инструктаж, определен состав команд, подготовлены маршруты и задания, а также были проведены консультации по отдельным учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

В игре принимали участие 2 сборные команды по 10 человек (задействованы были по одному студенту из каждой учебной группы колледжа, начиная с I и заканчивая  IV курсом). Каждая команда на предварительном этапе выбрала себе капитана и придумала девиз. Кроме этого за каждой командой были закреплены кураторы, помогающие студентам на маршрутах.

Игра состояла из трех этапов: первый – двигательный в  спортзале, второй – в учебных кабинетах, третий – в «сокровищнице».

Каждый этап включал в себя несколько испытаний. Задания выполнялись командой за определенное время. 

Станция отправления для всех команд – спортзал. Испытания проводились в каждом учебном кабинете кафедры, которые по маршрутам были зашифрованы:

Этап «Вулкан аудиторская сопка» - кабинет аудита

Этап «Остров хозяйки бухгалтерии» - кабинет бухгалтерского  учета

Этап «Статистический полуостров» - кабинет статистики

Этап «Скала Царицы всех наук» - кабинет математики и физики

Этап «Птичий базар» - кабинет биологии

Этап «Мыс доброй Надежды» - кабинет экономики и философии

Этап «Залив 12 чудных мгновений» - кабинет литературы

На каждом их этих этапов команда выполняла задания: индивидуальное (1 студент, который зарабатывал ключ) и групповое (9 участников зарабатывали дополнительное время для нахождения в «сокровищнице»). Все задания носили дифференцированный характер, т.е. были составлены в соответствии с физическими и интеллектуальными способностями студентов.

После того, как команда прошла все испытания по заданному маршруту, она возвращалась в спортзал («сокровищница»). Здесь командам в обмен на ключи были выданы подсказки, из которых каждая команда сложила слово.

По итогам игры – победила дружба. Всем командам были вручены грамоты и памятные подарки.

Могу сказать, что применение индивидуального и дифференцированно­го подхода — дело сложное,  тем более в работе со студентами с ограниченными физическими возможностями здоровья,  и требующее определенного опыта работы, поэтому начинать надо с тщательного планирования и с работы с самыми сложными студентами.

Используя в своей деятельности индивидуальный и дифференцированный подход к нашим студентам, можно с уверенностью сказать, что наше учебное заведение выпускает квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

Список литературы: 

 

  1. Еремеева, В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. – 2007. – № 3.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Академия, 2003
  3. Олешков М.Ю., Уваров В.М.  Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +,  2006
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006
  5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004
  6. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. – М., 2003. – 432 с.

Фридман, Л.М., Куклагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Издательство «Совершенство», 1998.- 42 с. 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*