Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаФедеральное казённое профессиональное образовательное учреждение Михайловский экономический колледж-интернат принадлежит к системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Предназначен для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями здоровья (обслуживающих себя), но есть и возможность обучения на договорной (платной) основе.
В колледже получают базовый и углубленный уровень подготовки по трём разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской Армии. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.
Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения особенно студентов нашего учебного заведения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует преподавателей и является не только социально - психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
Индивидуальность – человек как своеобразная и неповторимая личность, отличающаяся от других собственным сочетанием темперамента, характера, направленности, интересов, мотивов и т.д. и т.п.
Непременной частью учебно-воспитательной работы педагогов является изучение личности студента. Это позволяет учитывать личные особенности обучающегося для оптимизации учебно-воспитательного влияния на него. Для изучения личности воспитанника используются различные диагностические процедуры: общение с воспитанником, включение его во всевозможные виды деятельности, наблюдение за ним (особенно в конфликтные и трудные моменты его жизни, деятельности и поведения), изучение его письменных и других работ, анализ его взаимоотношений в группе и др.
Психологическая сущность индивидуального и дифференцированного подхода заключается в умении преподавателя учитывать индивидуальные психологические особенности детей и дифференцированно к ним подходить.
Одним из принципов воспитания является учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника. Возрастные и индивидуальные особенности настолько различают детей, что делают необходимой корректировку воспитательных воздействий применительно к их особенностям. В этом и заключается индивидуализация обучения.
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента.
В нашем колледже – интернате обучаются люди с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, дети с заболеваниями верхних дыхательных путей, а также с другими видами заболеваний.
Инвалидность – это не чисто медицинская проблема. Инвалидность - это проблема неравных возможностей, это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют ребенку или взрослому, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
Кроме этого, к нам приходят дети из неблагополучных или неполных семей, пережившие личную драму. Но в последние годы прослеживается тенденция, что с такими же симптомами к нам прибывают студенты из внешне благополучных семей, в которых гипертрофированы нравственные ценности, стиль взаимоотношений, родители зачастую, занятые добыванием денег, просто потеряли контакт со своими детьми.
Колледж, с его учебно-воспитательной системой является почти единственным источником стабильности, своеобразной нишей, гарантом «разумного, доброго, вечного», без чего не может развиваться растущий человек. В своем колледже мы стараемся создать модель человеческих отношений, атмосферу духовности, самоценности человеческой личности.
Наше учебное заведение помогает студентам адаптироваться в условиях существующих жизненных стандартов, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.
Применяя ту или иную форму индивидуальной работы со студентами, нашими преподавателями учитывается ряд психологических факторов:
а) темперамент;
б) успеваемость;
в) сильные и слабые стороны учебной деятельности;
г) уровень развития студента;
д) характер мышления (теоретическое, практическое);
е) интересы;
ж) отношение к предмету;
з) межличностные отношения в группе.
Форма проведения урока всегда играет важную роль в работе с детьми – инвалидами, при выборе форм урока руководствуюсь рядом факторов.
Факторы, которые влияют на выбор проведения занятий:
а) уровень развития психических процессов студентов, как средневозрастной, так и наличный (которые, как известно, могут и не совпадать);
б) особенности характера мышления студентов (для правильного подбора заданий или ситуаций)
в) микроклимат в группе;
г) ведущая деятельность.
Деятельность современного преподавателя невозможна без использования современных образовательных технологий и методов в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.
Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.
В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы.
Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.
Для активизации познавательной деятельности студентов используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов, проведение игр.
Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что преподаватель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей деятельности, с учетом особенностей конкретного студенческого коллектива и каждого обучающегося в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно "просеивает", отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.
И в этом учебном году в рамках работы методической экспериментальной кафедры дифференцированного обучения преподавателями (Алексеева Л.В., Антонова И.В., Говорова В.В., Колотилина Л.А., Калугина М.С., Кухтина Г.М., Логанова Т.С., Постникова Н.Н., Сошкина О.В. и Тямисова Е.В.) была проведена спортивно – интеллектуальная игра «Форт Боярд».
Принцип игры заимствован у популярной телепередачи, но адаптирован к условиям учебного процесса.
Цель игры - применение дифференцированного подхода при проведении игры со студентами с ограниченными возможностями
Задачи:
Образовательная:
Развивающие:
Воспитательные:
На подготовительном этапе игры со студентами был проведен инструктаж, определен состав команд, подготовлены маршруты и задания, а также были проведены консультации по отдельным учебным дисциплинам и профессиональным модулям.
В игре принимали участие 2 сборные команды по 10 человек (задействованы были по одному студенту из каждой учебной группы колледжа, начиная с I и заканчивая IV курсом). Каждая команда на предварительном этапе выбрала себе капитана и придумала девиз. Кроме этого за каждой командой были закреплены кураторы, помогающие студентам на маршрутах.
Игра состояла из трех этапов: первый – двигательный в спортзале, второй – в учебных кабинетах, третий – в «сокровищнице».
Каждый этап включал в себя несколько испытаний. Задания выполнялись командой за определенное время.
Станция отправления для всех команд – спортзал. Испытания проводились в каждом учебном кабинете кафедры, которые по маршрутам были зашифрованы:
Этап «Вулкан аудиторская сопка» - кабинет аудита
Этап «Остров хозяйки бухгалтерии» - кабинет бухгалтерского учета
Этап «Статистический полуостров» - кабинет статистики
Этап «Скала Царицы всех наук» - кабинет математики и физики
Этап «Птичий базар» - кабинет биологии
Этап «Мыс доброй Надежды» - кабинет экономики и философии
Этап «Залив 12 чудных мгновений» - кабинет литературы
На каждом их этих этапов команда выполняла задания: индивидуальное (1 студент, который зарабатывал ключ) и групповое (9 участников зарабатывали дополнительное время для нахождения в «сокровищнице»). Все задания носили дифференцированный характер, т.е. были составлены в соответствии с физическими и интеллектуальными способностями студентов.
После того, как команда прошла все испытания по заданному маршруту, она возвращалась в спортзал («сокровищница»). Здесь командам в обмен на ключи были выданы подсказки, из которых каждая команда сложила слово.
По итогам игры – победила дружба. Всем командам были вручены грамоты и памятные подарки.
Могу сказать, что применение индивидуального и дифференцированного подхода — дело сложное, тем более в работе со студентами с ограниченными физическими возможностями здоровья, и требующее определенного опыта работы, поэтому начинать надо с тщательного планирования и с работы с самыми сложными студентами.
Используя в своей деятельности индивидуальный и дифференцированный подход к нашим студентам, можно с уверенностью сказать, что наше учебное заведение выпускает квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
Список литературы:
Фридман, Л.М., Куклагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Издательство «Совершенство», 1998.- 42 с.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.