Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПедагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы студенты, обстоятельства, личность самого преподавателя и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).
Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
По мнению студентов содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только должны вооружать их знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание.
А такой урок можно создать за счёт следующих условий: личности преподавателя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым преподавателем, хорошо усваивается), содержания учебного материала (когда студенту просто нравится содержание данного предмета), методов и приёмов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
От того доброго, что дает педагог студентам, добро рождается в них самих. Он заряжает их энергией, отдавая частицу себя.
Настоящее творчество по сути своей ничто иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации.
Наше учебное заведение Михайловский экономический колледж-интернат предназначено для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. В колледже получают базовую и углубленную подготовку по трём разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской Армии. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.
В нашем колледже созданы все условия для преподавателей, чтобы иметь возможность проявить свои творческие способности и педагогическое мастерство как в учебной, так и в воспитательной деятельности.
Состав педагогического коллектива колледжа говорит сам за себя:
19 преподавателей – с высшей категорией, 5 – с первой категорией.
Различают 4 уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности преподавателей. (ОТПД)
Первый уровень (теоретический) - знание о сущности и компонентном составе опыта творческой педагогической деятельности, стремление его развить и расширить, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.
Второй уровень (теоретико-практический). Педагог не только полностью владеет теорией опыта творческой педагогической деятельности, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно.
Третий уровень (творческо-репродуктивный) характеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта:
Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.
Четвертые уровень (новаторский) - сформированностъ опыта творческой педагогической деятельности как профессионально - личностного образования. Его отличает стремление преподавателя не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять своп педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами - самыми эффективными, перспективами; у педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному опыту творческой педагогической деятельности.
В результате тестирования педагогического коллектива по специальной программе определялись эти уровни и выяснилось, что 26% преподавателей имеют третий уровень сформированности опыта творческой педагогической деятельности и 74% имеют четвёртый уровень, т.е новаторско-исследовательский.
Педагоги используют в своей работе такую форму, как проектная деятельность. Она в полной мере способствует реализации творческого потенциала, индивидуальных способностей и педагога, и студента.
Уроки-проекты привели к тому, что студенты учатся самостоятельно добывать знания, сочиняют стихи, рисуют, делают презентации и видеоролики и т.д. Преподаватели, занимающиеся исследовательской деятельностью, приобщают к этому и своих студентов.
Работа «от творчества преподавателя – к творчеству студента» достигает своей цели в том случае, если студент видит результаты своего труда и чувствует позитивное отношение к себе.
В колледже устраиваются выставки творческих работ, студенты оформляют свои материалы в папки. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – студенты накапливают в портфолио.
Кроме того, одним из факторов, влияющих на результативность деятельности преподавателя, является возможность проявить себя в коллективе, поделиться опытом с коллегами и, конечно же, поощрение со стороны администрации.
Виды инноваций в учебно-воспитательном процессе - это нестандартные методсоветы, проектная деятельность педагогов и воспитанников; круглые столы, нестандартные технологии, дни науки, интеллектуальный марафон; здоровьесберегающие технологии. Стало традицией проведение предметных недель.
В образовательных технологиях:
Формы и методы организации творческой деятельности, а также время каждый преподаватель выбирает для себя сам. Здесь нельзя издать указ, четко регламентировать деятельность. Одно можно сказать точно, чтобы творчество не превратилось в продукт производства необходимо поощрение как учителю, так и студентам.
Деятельность коллектива преподавателей и студентов в данном направлении привела к тому, что жизнь в колледже стала намного интересней, повысилось качество проведения воспитательных классных и общеколледжных мероприятий, прослеживается творческий подход к учебной и внеклассной работе.
Лучший способ воспитывать творчество в студентах – это самому быть творческой личностью.
Поэтому можно предложить следующие рекомендации, которые помогут преподавателям в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.
В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели преподавателя и студента.
Модель преподавателя, развивающего творческую активность студентов:
Модель творчески активной личности студента:
8 заповедей творческой личности:
1.Быть хозяином своей судьбы.
2.Достигнуть успеха в том, что вы любите
3.Внести свой вклад в конструктивное дело.
4.Строить свои отношения с людьми на доверии.
5.Развивать свои творческие способности.
6.Культивировать в себе смелость.
7.Заботиться о своем здоровье.
8.Не терять веру в себя.
Данный подход к образовательному процессу в колледже стал для всех наших педагогов нормой, а это значит, что наши выпускники, после окончания колледжа будут строить свою жизнь тоже творчески.
Не секрет, что педагог (учитель или преподаватель) учится всю жизнь. И чтобы научить чему-то стоящему своих студентов, сначала приходится научиться это делать самим.
Читайте! Перенимайте опыт творчески работающих педагогов! Ищите свои пути в работе! Желаю всем успехов!
Литература
1.Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., 2000.
2.Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н. и др. Педсовет: идеи, методики, формы. М., 2002.
3.Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5, с.132.
4.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.