Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ урока

27.02.2012 9622 2 26547
Макарова Ольга Анатольевна
Макарова Ольга Анатольевна, рук. отд. по подготовке квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

Няндомский железнодорожный колледж

Данная публикация содержит материал из опыта работы по анализу урока и его оформлению.

 

Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями. 


Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно разделенной на части, устойчивой и изменчивой.


Цели педагогического наблюдения, мониторинга и анализа урока могут быть многообразными, и в зависимости от них строится программа наблюдения. На наш взгляд, главная цель анализа урока заключена в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.


Главной  задачей анализа урока является:

- оценка выполнения  преподавателем основных функций - образования, развития и воспитания;

- выявление изменений, происшедших в работе преподавателя и учащихся в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим;

- поиски резервов повышения эффективности их работы.


Существуют различные  классификации анализа урока в зависимости от объекта  (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ).


Выделя­ются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.


Развернутый педагогический анализ урока предполагает де­тальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого, определение и выполнение требований:

- дидактических (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципа единства обучения и воспитания);

- воспитательных (использование воспитательных возможностей учебного материала);

- психологических (психологический климат на уроке, отношения между преподавателем и учащимися, отношения между учащимися, вопросы педагогического такта преподавателя, степень его личного влияния на учащихся, или, другими словами, характера взаимодействий личностей: симпатии, антипатии, юмора, наличие интереса учащихся к теме урока, к предмету, эмоционального настроя учащихся);

- методических  (изучение деятельности преподавателя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока);

- санитарно-гигиенических требований.


Краткий анализ урока предполагает обсуждение некоторых или всех моментов урока и требует объективного изложения предложений и рекомендаций.


Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например:

- на постановку цели урока ее выполнение;

- на способы изложения материала урока;

- на применение информационных технологий;

- на разнообразие видов деятельности учащихся на уроке;

- на организацию самостоятельной работы учащихся и т.д.


Тактика анализа урока, выбор схемы, алгоритма анализа или его протокол тоже могут быть различными, в зависимости от его классификации и вида.


Мы предлагаем схему (протокол) анализа урока (Приложение 1), апробированного заместителями директора Няндомского железнодорожного техникума на протяжении нескольких лет.

 

Прокол анализа урока содержит:

- особенности организационных моментов урока;

- целесообразность и характер проверки домашнего задания;

- характер постановки целей и задач урока;

- мотивирование учащихся;

- дидактическую логику урока;

- характер презентации нового материала со стороны преподавателя;

- характер восприятия и  осмысления нового материала со стороны учащихся;

- характер закрепления нового материала, формирование компетентностей;

- оценочную деятельность преподавателя и самооценку учащихся;

- организацию самостоятельной и домашней работы учащихся;

- гигиенические требования к организации урока;

- педагогические концепции или их элементы, применяемые преподавателем;

- рефлексию урока;

- возможную оценку урока и (при необходимости) рекомендации преподавателю для повышения эффективности его работы.

 

Бланк протокола анализа урока оформлен на листе формата А-4, таблицей Excel, двухсторонний (Приложение 1). При посещении урока, создается и подписывается заместителем директора, присутствующим на данном уроке. Открыт только для данного преподавателя, известен ему заранее, сообщается преподавателю, может быть причиной дискуссии, им подписывается.

 

Выбранная нами схема анализа урока предлагается преподавателю и при самоанализе своего урока, оформляется им самостоятельно и направлена на формирование или совершенствование его педагогического мастерства.
Сегодня, когда у преподавателя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны - необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей педагогической  деятельности.

 

Литература:

  1. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская Справочник администрации школы по организации учебно–воспитательного процесса. Москва ” ЦентрПедагогический поиск” 2002
  2. Т.Н. Макарова Учебный процесс: планирование, организация и контроль (методическое пособие для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). Москва” ЦентрПедагогический поиск” 2002



Назад к списку

Комментарии
Добрый день. Понравился протокол. Все четко, просто и понятно. Спасибо.
Марина
Очень полезная информация. Спасибо!
Дарья

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*