Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДанная публикация содержит материал из опыта работы по анализу урока и его оформлению.
Анализ предполагает
выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части,
соединение частей в целое, установление связей между частями.
Сложность урока как педагогического явления неизбежно
требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности,
одновременно разделенной на части, устойчивой и изменчивой.
Цели педагогического наблюдения, мониторинга и анализа урока могут быть многообразными, и в зависимости от них строится программа наблюдения. На наш взгляд, главная цель анализа урока заключена в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.
Главной задачей анализа урока является:
- оценка выполнения преподавателем основных функций - образования, развития и воспитания;
- выявление изменений, происшедших в работе преподавателя и учащихся в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим;
- поиски резервов повышения эффективности их работы.
Существуют различные классификации анализа урока в зависимости от объекта (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ).
Выделяются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.
Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого, определение и выполнение требований:
- дидактических (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципа единства обучения и воспитания);
- воспитательных (использование воспитательных возможностей учебного материала);
- психологических (психологический климат на уроке, отношения между преподавателем и учащимися, отношения между учащимися, вопросы педагогического такта преподавателя, степень его личного влияния на учащихся, или, другими словами, характера взаимодействий личностей: симпатии, антипатии, юмора, наличие интереса учащихся к теме урока, к предмету, эмоционального настроя учащихся);
- методических (изучение деятельности преподавателя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока);
- санитарно-гигиенических требований.
Краткий анализ урока предполагает обсуждение некоторых или всех моментов урока и требует объективного изложения предложений и рекомендаций.
Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например:
- на постановку цели урока ее выполнение;
- на способы изложения материала урока;
- на применение информационных технологий;
- на разнообразие видов деятельности учащихся на уроке;
- на организацию самостоятельной работы учащихся и т.д.
Тактика анализа урока, выбор схемы, алгоритма анализа или его протокол тоже могут быть различными, в зависимости от его классификации и вида.
Мы предлагаем схему (протокол) анализа урока (Приложение 1), апробированного заместителями директора Няндомского железнодорожного техникума на протяжении нескольких лет.
Прокол анализа урока содержит:
- особенности организационных моментов урока;
- целесообразность и характер проверки домашнего задания;
- характер постановки целей и задач урока;
- мотивирование учащихся;
- дидактическую логику урока;
- характер презентации нового материала со стороны преподавателя;
- характер восприятия и осмысления нового материала со стороны учащихся;
- характер закрепления нового материала, формирование компетентностей;
- оценочную деятельность преподавателя и самооценку учащихся;
- организацию самостоятельной и домашней работы учащихся;
- гигиенические требования к организации урока;
- педагогические концепции или их элементы, применяемые преподавателем;
- рефлексию урока;
- возможную оценку урока и (при необходимости) рекомендации преподавателю для повышения эффективности его работы.
Бланк протокола анализа урока оформлен на листе формата А-4, таблицей Excel, двухсторонний (Приложение 1). При посещении урока, создается и подписывается заместителем директора, присутствующим на данном уроке. Открыт только для данного преподавателя, известен ему заранее, сообщается преподавателю, может быть причиной дискуссии, им подписывается.
Выбранная нами схема
анализа урока предлагается преподавателю и при самоанализе своего урока,
оформляется им самостоятельно и направлена на формирование или
совершенствование его педагогического мастерства.
Сегодня, когда у преподавателя, с одной стороны, есть возможность, заниматься
творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических
технологий, а с другой стороны - необходимость представлять результаты своей
работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных
умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей
обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного
учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей педагогической деятельности.
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Марина
Дарья