Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроблемы профессионального становления и трудоустройства инвалидов по слуху в условиях современной России очень актуальны. В настоящее время решается чрезвычайно важная задача создания современной системы социальной защиты данной категории граждан, при этом большое внимание уделяется проблеме обеспечения доступа инвалидов к профессиональному образованию [3].
Обучение студентов ОВЗ является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями. Обеспечение равных возможностей в получении образования для инвалидов является важной составляющей реализации принципов независимой жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья [3].
Весьма актуальным является то, что в ГБПОУ «ВПТКР» организовано обучение людей с ограниченными возможностями здоровья по таким профессиям начального профессионального образования, как «Портной», «Мастер столярно-плотничных работ и паркетных работ», «Мастер отделочно - строительных работ». Здесь созданы необходимые условия для учебы.
Специальные условия подразумевают выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения и обеспечивают приспособление средств обучения к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями САНПИНа, а также адаптацию программ обучения к психофизиологическим особенностям студентов-инвалидов по слуху и педагогическую коррекцию учебного процесса.
Профессиональное образование инвалидов в ГБПОУ «ВПТКР» осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и на основе примерных образовательных программ, адаптированных для обучения студентов-инвалидов. Недопустимо введение для них специальных стандартов. Только при таком подходе к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда [3].
При этом наиболее эффективным механизмом обучения является использование компьютерных технологий. Надо отметить, что данные технологии удобны инвалидам по слуху, поскольку позволяют максимальную нагрузку передвинуть в сторону визуального восприятия. Применение ИКТ на уроках, делают их яркими и содержательными. Их цель помочь развивать познавательные способности, актуализировать творческий потенциал, творческое мышление и самостоятельность студентов. Постановка данных задач решается через технологию мультимедийного сопровождения, облегчает процесс восприятия и запоминания информации. Мультимедийный контакт предусмотрен при применении различных инновационных технологий.
Так уроки по интерактивной технологии с проблемно – исследовательской формой обучения сопровождаются мультимедийной презентацией для организации комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой, предполагают моделирование жизненных ситуаций, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Организация урока выстроена таким образом, что невозможно неучастие студента в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучения. Интерактивные технологии позволяют в учебно-ситуативном поле студенту проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить студента - инвалида к усвоению учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.
Применение интегральной технологии обеспечивает переход от трансляционного к организационному обучению, обеспечивающему развитие студентов - инвалидов через деятельность по решению задач на основе самостоятельной обработке информации. Вследствие этого и сам образовательный процесс выстраивается как работа с задачами, дающая простор инициативе и самостоятельной деятельности студентов, приближая их к реалиям профессиональной деятельности. Это обеспечивает предметное и личностное развитие студентов через коммуникативную активность и групповую динамику на основе кооперативной мотивации. Имеется система непрерывной обратной связи и динамического управления процессом внутри урока, что позволяет проявлять инициативу студентам и поощрять их прогресс. В тоже время ни один из студентов не чувствует дискомфорта, так как все характеристики их состояния имеют временно ситуативный характер и не оглашаются. Все приемы педагогической техники также направлены на обеспечение психологической комфортности студентов-инвалидов, что позволяет увеличить предметно-содержательную нагрузку их труда. Интегральная технология обеспечивает каждому студенту право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.
При применении уровневой дифференциации на уроке преподаватель должен учитывать социальную категорию студентов и концептуальные положения данной образовательной технологии: базовый уровень задаётся однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей; обязательная деятельностная мотивация, а не констатация фактов; предупредить, а не наказать незнание; признание права студента на выбор уровня обучения; создать ситуацию учебного успеха для всех студентов. При этом выдерживается методико-психологический аспект урока: индивидуализация обучения, дифференцированный уровень требований, материал дается всем студентам на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях: уровень, включающий нестандартные задания творческого характера; уровень, включающий стандартные задания, но содержат элементы усложнения; уровень, включающий репродуктивные знания. При выполнении учебного задания, студенты самостоятельно выбирают уровень сложности (вариант), в зависимости от их самоподготовки. От них требуется реализовать то, что они в состоянии усвоить. Причём, в процессе работы студенты могут перейти на любой уровень сложности, если считают, что ошиблись с выбором варианта. При этом они проводят самоанализ и полностью берут ответственность на себя за выбор и результаты труда. Результативность применения технологии уровневой дифференциации характеризуется следующими показателями: студенты реально оценивают свои возможности; повышается интерес к предмету; между преподавателем и студентами устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение студентов на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих студентов; исчезает страх перед проверкой знаний.
Стоит отметить, что разработка рабочих программ, по которым обучаются студенты-инвалиды, требует высокой квалификации и опыта работы преподавателей с данной категорией студентов. Необходимо иметь навыки по отбору, обработке и предоставлению образовательного материала.
На сегодняшний день предмет «Химия» располагает: учебным медиа-комплексом «Презентации к урокам», учебной литературой, графическими иллюстрациями (таблицы, плакаты,, схемы, рисунки), учебными наглядными пособиями, контрольно-измерительными материалами. Структура учебного материала позволяет студенту работать как самостоятельно, так и под руководством преподавателя, многократно возвращаться к пройденным темам, осуществлять оперативный самоконтроль продвижения по учебной программе. Все уроки сопровождаются сурдопереводом.
В рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области» на 2011 – 2015 годы, доступная среда для студентов-инвалидов по слуху определяется не только урочным временем, но и обязательно включает в себя внеурочную занятость данной категории студентов. Студенты – инвалиды по слуху активно участвуют в спортивной жизни техникума, занимаются в студенческой театральной студии «Резонанс», активно принимают участия во всех мероприятия техникума и г. Волгограда. По окончанию техникума все выпускники – инвалиды обязательно трудоустраиваются на рабочие места, так как главной задачей педагогического коллектива техникума является обеспечение успешной интеграции с обществом граждан с ограниченными возможностями здоровья посредством доступности получения профессионального образования.
Именно образование открывает достаточно широкие границы для профессиональной деятельности инвалидов по слуху.
Интернет – ресурсы
Оригинал работы: Доступность образования на общеобразовательном предмете "Химия" для студентов ОВЗ (по слуху) в условиях реализации ФГОС
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.