Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Медиабезопасность

14.02.2012 1321 4014
Закарина Лариса Эдуардовна
Закарина Лариса Эдуардовна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум

Воспитательная работа преподавателей информатики не ограничивается работой на уроке или проведением внеклассных мероприятий. Существенна их роль и во внутритехникумовской системе воспитательной работы. В данной статье рассматриваются результаты научных и методических исследований студентов ФГБОУ СПО «Армавирского машиностроительного техникума».


Жизнь сегодня такова, что каждый пользователь Интернета должен критически относиться к информации, которая на него «сыпется» с экрана монитора. Информирован – значит вооружен.

 

Введение

 

Аудиторию российского интернета большинство составляют юные пользователи, которые часто не представляют себе, что может их там подстерегать. Между тем перечень интернет-угроз достаточно обширен. Уже существуют категории интернет-рисков:

  • Контентные риски: материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
  • Электронные (кибер) риски: кибердеятельность по отношению к пользователю, которая может включать в себя хищение персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничество, спам.
  • Коммуникационные риски: кибердеятельность, связанная с межличностными  отношениями интернет-пользователей. Это могут быть незаконные контакты (например, грумминг), киберпреследования, кибербуллинг. Для подобных целей используются различные чаты, социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.

В сентябре - октябре 2011г. на базе Армавирского машиностроительного техникума было проведено социологическое исследование проблемы Интернет - безопасности среди студентов 1- 4 курсов нашего техникума. В нем приняли участие 380 человек в возрасте 15-20 лет.


Для обеспечения более достой информации и снятия напряженности при ответе на личные вопросы, затрагивающие сложные темы столкновения с онлайн-рисками, студентам предлагался письменный опросник. Опросные листы самостоятельно заполнялись студентами без указания своих фамилий. Предварительные результаты этого исследования убеждают в необходимости принятия незамедлительных мер.


Таким образом, мы видим, что информатизация вызвала ряд социальных последствий, негативные проявления которых существенно снижают эффективность процесса обучения и воспитания в современной российской семье и техникуме.


В связи с этим студенты подготовили материалы  и презентации для студенческой конференции на тему: «Медиабезопасность». Задача конференции: оказать психологическую и информационную поддержку студентам, педагогам и воспитателям в вопросах безопасного использования современных и инфокоммуникационных технологий (интернета и мобильной связи).


В работах студентов нашли отражение правила ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи, а также результаты исследования среди студентов 1-4 курсов.


На студенческой  конференции, которая прошла в читальном зале библиотеки, с докладами выступали студенты, психолог техникума, работники библиотеки.


 

Фото 1. Ведущие конференции студенты группы 3м

 

 

Фото 2. Заместитель заведующего библиотекой

 

 

Фото 3. Выступление преподавателя психологии

 

 

Фото 4. Студенческая конференция

 

Не для кого ни секрет, что Интернет – это не только огромная база увлекательных знаний, полезной информации, развлечений и среда для ведения бизнеса и совершения покупок.


К сожалению, Интернет может представлять большую опасность для любого пользователя: огромное количество вредоносных программ и различных угроз, с помощью которых кибер-преступники способны красть персональную и конфиденциальную информацию, нарушать работу Вашего компьютера или использовать его для реализации своих преступных замыслов.


Именно по этой причине безопасность в Интернете – это ключевой момент, который должен приниматься во внимание любым пользователем Интернета. Несмотря на большой выбор антивирусных решений и наличие огромного объема информации о том, как следует защищаться при использовании Интернета, тем не менее, миллионы взрослых людей ежегодно становятся жертвами кибер-преступлений. А что уж говорить о детях, которые значительно более наивные и доверчивые, чем мы, взрослые…

 

Интернет-угрозы становятся сейчас все более и более актуальными для детей, поскольку все больше и больше детей сейчас приходят в интернет и начинают услугами интернета пользоваться. Аудитория интернета оценивается в России в целом где-то в 43 миллиона пользователей, то есть это 43 миллиона человек, которые как минимум раз в полгода выходили в сеть. Несовершеннолетняя аудитория составляет, по разным оценкам, от восьми до 12 миллионов человек.

Дети выходят в интернет дома, в интернет-кафе, в школах, поскольку сейчас все школы подключены к интернету. Все более популярным становится мобильный интернет, то есть как минимум - выход в интернет при помощи мобильного телефона, как максимум – использование мобильника как карманного компьютера.


Поэтому, естественно, дети все более активно используют интернет и становятся все более подвержены интернет-угрозам.


Интернет-угрозы также не стоят на месте, в связи с тем, что появляются новые сервисы, новые возможности, просто даже технические.


Если лет 15 назад мы были знакомы исключительно с программно-техническими угрозами, допустим, с теми же вирусами, то потом появились угрозы, скорее всего, уже экономического характера, связанные с отъемом денег по интернету.

Потом, когда стало легко публиковать контент в интернете, как текстовый, так и визуальный, появились контентные угрозы, то есть те или иные изображения, тексты, которые в той или иной форме наносят детям вред. Для этого преступники используют все возможности – и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в интернете.


Если говорить об определенных статистических показателях, то значительная часть преступлений, связанных с интернет-угрозами, относится к числу латентных, то есть выявляются слабо. Потому что по той или иной причине сами жертвы не хотят, чтобы сор выносился из избы. К таким преступлениям, например, относятся сексуальная эксплуатация несовершеннолетних, которая потом применительно к интернету результируется в распространении детской порнографии.


Сейчас можно говорить о том, что происходит серьезный рост регистрируемых преступлений в этой области. Например, в 2003 году было зарегистрировано 759 подобных преступлений, то в 2008 году – 5281. Но нужно учитывать, что много таких преступлений не известны ни правоохранителям, ни общественности, потому что не каждый рискнет сказать, что с ним что-то непристойное делали.

Появляются новые виды киберугроз, которые также слабо регистрируются. Можно говорить уже о всплеске киберунижений и киберпреследований.

Российская интернет-среда имеет определенные особенности, которые диктуются нашим российским менталитетом, уровнем проникновения интернета, законодательством.


Например, у нас отличительной чертой является обилие материалов, которые зачастую признаются правоохранителями экстремистскими.

Также развита деятельность по публичному оправданию терроризма, которая редко встречается в странах Евросоюза.


Эти особенности обуславливаются также различным законодательным подходом. Часто возникают проблемы с трактовкой тех или иных материалов, которые могут быть на русском языке, но размещены в других странах.


Российский законодатель считает этот текст противоправным, зарубежные коллеги могут с этим мнением не согласиться.


Как защититься?

1. Не нажимайте на ссылки в письмах, чатах и форумах, которые пришли от незнакомого человека

2. Не скачивайте и не открывайте подозрительные файлы из подозрительных источников

3. Не общайтесь с незнакомцами

4. Не публикуйте в Интернете свою персональную информацию (имя, адрес, регистрационные данные для доступа к почте и другим ресурсам, личные фотографии и т.д.)

5. Будьте бдительны

6. Не стесняйтесь общаться с родителями и учителями в случае, если кто-то пытается обидеть в Интернете, или кто-то прислал ссылку или файл.


Около 75% детей полностью полагаются на защиту, которая установлена на их компьютере, и около 80% детей чувствуют себя в безопасности при использовании Интернета.


 Но это «ложное» ощущение безопасности: ежегодно количество кибер-преступлений по отношению к детям растет со стремительной скоростью. Причем эти преступления совершаются ни «где-то там…», и жертвой может стать, увы, любой ребенок.


Таким образом, активизация воспитательной работы и внедрение новых методик в воспитательную деятельность в рамках единого информационного пространства позволяет снизить негативное влияние отдельных аспектов информатизации и осуществить целенаправленную подготовку студента к жизнедеятельности в информационном обществе, а преподавателю информатики – внести существенный вклад в решение задачи социального воспитания подрастающего поколения – поколения нового информационного общества.

 

Литература

 

Дети в информационном обществе. Моя безопасная сеть. Информационный бюллетень Года Безопасного Интернета в России. М., №1-6, 2010.

www.detionline.ru – специализированного ресурса в рамках проекта «Ребенок в Сети», предназначенного для детей, родителей и учителей

www.saferinternet.ru – безопасный интернет

www.fid.su – фонд развития интернет




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*