Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Творческое взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях русского языка и литературы

01.04.2011 1378 3 3738
Додонова Инна Викторовна
Додонова Инна Викторовна, преподаватель

Омский техникум железнодорожного транспорта

         Гармоническое развитие личности - вот основная задача, которой подчинено преподавание русского языка и литературы в школе и среднем специальном учебном заведении. Поскольку эта задача необъятная, единственный способ дать о ней представление, это выяснить, какая задача является первостепенной для учителя-словесника. И сразу же встает вопрос: «А умеют ли говорить наши студенты?» Под «умением говорить» подразумевается не только обмен отрывочными репликами и междометиями и не только пересказ слов преподавателя или статьи учебника. «Умение говорить» складывается в результате развития общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности и выделяет в особое положение дисциплины гуманитарного цикла в образовательном процессе. А положительный эффект грамотной, образной, логичной речи проявляется на занятиях по всем учебным дисциплинам.

 

Психологи и методисты подчеркивают, что богатство, разнообразие, гибкость, доказательность речи являются показателями свойств мышления. Это результат «умения говорить».

 

Очень важен и сам процесс овладения речью. Та система действий и приемов, которая используется на занятиях русского языка и литературы при работе с текстом, помогает учащимся освоить и закрепить методическую основу всей учебной деятельности: восприятие учебной задачи, операции анализа, вычленение явлений и фактов, обобщение, доказательство. Это основа обучения.

 

Но процесс обучения будет проходить эффективно, если студентам будет интересно. А интересно учиться, общаться, тогда, когда это происходит на равных. Поэтому учебное взаимодействие предполагает изменение позиции и преподавателя, и студента.

 

При исследовании инновационных подходов к обучению особое внимание привлекает методика творческого взаимодействия преподавателя и студентов, которая строится на основе технологий сотрудничества, проблемного изложения и  личностно-ориентированной технологии.  

 

Творческое взаимодействие обеспечивает активизацию внимания учащихся привлекательностью самого обращения к ним, диалога, поддерживание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения.

 

В процессе общения происходит воспитание культуры эмоций и чувств, развитие способности к сопереживанию, сочувствию, способности управлять своим поведением, контролировать самого себя. Диалог в учебном процессе занимает важное место, это эффективный путь развития личности.

 

Используемая в традиционной системе обучения методика творческого взаимодействия преподавателя и студентов придаёт образовательному процессу развивающую направленность: готовит обучаемого не только к получению, сохранению и выдаче информации, но и формирует навыки совместной деятельности и создаёт основу для сопереживания.

 

Учебное взаимодействие прежде всего предполагает изменение объектной, принимающей позиции учащегося в субъектную, активно действующую. В связи с этим меняется роль педагога: из «непререкаемого авторитета» преподаватель должен превратиться во внимательного и заинтересованного собеседника и сотрудника. Преподаватель, проводящий занятия, должен владеть вербальными и невербальными приёмами учебного диалога (постановка «открытых» вопросов; анализ и самоанализ занятия; характерные позы, жесты и движения, располагающие к совместной деятельности; умение педагога «просчитывать» оптимальное время монологов, диалогов; визуальный контакт: заинтересованное выражение лиц учителя, учеников, контакт глаз; тактильный контакт: близкое расстояние между говорящими, способствующее контакту; умение «держать паузу»: продолжительность паузы, которую делает педагог, заметно сказывается на характере учебного диалога в аудитории).

 

К методам обучения в общении относятся те, которые вовлекают обучаемого в активный процесс получения и переработки знаний. К ним можно отнести работу в группах, учебную дискуссию, игровое моделирование, деловую игру, учебный диалог, «круглый стол». Эти приёмы обучения важны для учащихся, так как позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи. Они позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не быть только наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, помогают в выработке навыков общения, сотрудничества в групповых формах работы.

 

Можно отметить, что для творческого взаимодействия преподавателя и студентов необходимым условием является использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

 

Таким образом, применение методики творческого взаимодействия преподавателя и студентов является важным направлением в образовательном процессе. Данная методика позволяет вовлечь в общение не только сильных, но и слабых студентов, они забывают о трудностях и в процессе выполнения диалогических упражнений  достигают более высоких результатов и начинают активно заниматься на занятиях.

 

Список литературы:

  1. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Москва: Сентябрь, 2003.
  2. Корсар К. Проблемы педагогики и перспективы их решения в новом тысячелетии. Народное образование, №2. 2002.
  3. Мурашов  А. А., Русецкий В. Ф. Культура русской речи. Методические рекомендации. 10-11 классы. Москва: “Просвещение”, 2005.
  4. Столяренко Л. Д. Педагогическое общение. - Ростов на Дону: "Феникс", 2004.



Назад к списку

Комментарии
С начала 2010-11 учебного года я тоже постепенно внедряю методику основанную на проблемных ситуациях. Проведя анализ - для себя уяснила, что методика очень эффективна, её можно использовать не только в на предмете Русского языка, но и в спд.
Марина Верясова г.Новосибирск
Если у кого-то есть в электронном виде Столяренко - поделитесь пожалуйста!
Людмила Кинчева
http://www.twirpx.com/file/90639/
Илья

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*