Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаГармоническое развитие личности - вот основная задача, которой подчинено преподавание русского языка и литературы в школе и среднем специальном учебном заведении. Поскольку эта задача необъятная, единственный способ дать о ней представление, это выяснить, какая задача является первостепенной для учителя-словесника. И сразу же встает вопрос: «А умеют ли говорить наши студенты?» Под «умением говорить» подразумевается не только обмен отрывочными репликами и междометиями и не только пересказ слов преподавателя или статьи учебника. «Умение говорить» складывается в результате развития общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности и выделяет в особое положение дисциплины гуманитарного цикла в образовательном процессе. А положительный эффект грамотной, образной, логичной речи проявляется на занятиях по всем учебным дисциплинам.
Психологи и методисты подчеркивают, что богатство, разнообразие, гибкость, доказательность речи являются показателями свойств мышления. Это результат «умения говорить».
Очень важен и сам процесс овладения речью. Та система действий и приемов, которая используется на занятиях русского языка и литературы при работе с текстом, помогает учащимся освоить и закрепить методическую основу всей учебной деятельности: восприятие учебной задачи, операции анализа, вычленение явлений и фактов, обобщение, доказательство. Это основа обучения.
Но процесс обучения будет проходить эффективно, если студентам будет интересно. А интересно учиться, общаться, тогда, когда это происходит на равных. Поэтому учебное взаимодействие предполагает изменение позиции и преподавателя, и студента.
При исследовании инновационных подходов к обучению особое внимание привлекает методика творческого взаимодействия преподавателя и студентов, которая строится на основе технологий сотрудничества, проблемного изложения и личностно-ориентированной технологии.
Творческое взаимодействие обеспечивает активизацию внимания учащихся привлекательностью самого обращения к ним, диалога, поддерживание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения.
В процессе общения происходит воспитание культуры эмоций и чувств, развитие способности к сопереживанию, сочувствию, способности управлять своим поведением, контролировать самого себя. Диалог в учебном процессе занимает важное место, это эффективный путь развития личности.
Используемая в традиционной системе обучения методика творческого взаимодействия преподавателя и студентов придаёт образовательному процессу развивающую направленность: готовит обучаемого не только к получению, сохранению и выдаче информации, но и формирует навыки совместной деятельности и создаёт основу для сопереживания.
Учебное взаимодействие прежде всего предполагает изменение объектной, принимающей позиции учащегося в субъектную, активно действующую. В связи с этим меняется роль педагога: из «непререкаемого авторитета» преподаватель должен превратиться во внимательного и заинтересованного собеседника и сотрудника. Преподаватель, проводящий занятия, должен владеть вербальными и невербальными приёмами учебного диалога (постановка «открытых» вопросов; анализ и самоанализ занятия; характерные позы, жесты и движения, располагающие к совместной деятельности; умение педагога «просчитывать» оптимальное время монологов, диалогов; визуальный контакт: заинтересованное выражение лиц учителя, учеников, контакт глаз; тактильный контакт: близкое расстояние между говорящими, способствующее контакту; умение «держать паузу»: продолжительность паузы, которую делает педагог, заметно сказывается на характере учебного диалога в аудитории).
К методам обучения в общении относятся те, которые вовлекают обучаемого в активный процесс получения и переработки знаний. К ним можно отнести работу в группах, учебную дискуссию, игровое моделирование, деловую игру, учебный диалог, «круглый стол». Эти приёмы обучения важны для учащихся, так как позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи. Они позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не быть только наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, помогают в выработке навыков общения, сотрудничества в групповых формах работы.
Можно отметить, что для творческого взаимодействия преподавателя и студентов необходимым условием является использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.
Таким образом, применение методики творческого взаимодействия преподавателя и студентов является важным направлением в образовательном процессе. Данная методика позволяет вовлечь в общение не только сильных, но и слабых студентов, они забывают о трудностях и в процессе выполнения диалогических упражнений достигают более высоких результатов и начинают активно заниматься на занятиях.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Марина Верясова г.Новосибирск
Людмила Кинчева
Илья