Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение и реализация компьютерных технологий при подготовке медицинских сестер в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

26.05.2016 862 1441
Гулик Константин Викторович
Гулик Константин Викторович, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации Российского образования. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения как условия достижения высокого качества образования. Эта потребность продиктована временем.

Сегодня, информатизация, компьютеризация образования рассматривается как система методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения распространения и использования информации в образовательном процессе. Преподаватель освобождается от рутинных операций, он становится конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний, а также следить за динамикой обучения и развития профессионального роста среднего медицинского работника. Студент получает возможность оперировать большим количеством разнообразной информацией, интегрировать, автоматизировать её обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях. В структуре информационной технологии выделяют: содержание в виде системы отдельных элементов; взаимосвязь элементов для выделения базисных знаний; моделирование знаний в символической, графической или иной форме; преобразование модели базисных знаний; формирование общих структур познавательной деятельности; разработку системы частных задач, решаемых общими способами.

Содержание курса и организация процесса обучения безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф реализует деятельностный характер образования. Учебный процесс ориентируется не на усвоение суммы информации (сведений), а на способность человека самостоятельно действовать в различных ситуациях, применяя имеющиеся знания и накапливая новые. Применение информационных технологий на занятиях по медицине катастроф (МДК.03.02.) способствует активизации развития интеллектуального и креативного потенциала студентов, формирует и закрепляет у них умения и навыки более высокого уровня: способности к рефлексии, сопоставлениям, анализу и синтезу. Обучаемый сам активно определяет характер и объем получаемой информации в интегрированном виде: с речью, с письменным текстом, с видеосюжетом, музыкальным сопровождением через MS PowerPoint, с помощью гипертекстовых систем, электронных учебников. Пора доверить возможность студенту быть соавтором учебника, сотворцом урока и истинным творцом своего образования.

Приведем пример применения информационной технологии в практике обучения междисциплинарного курса «Медицина катастроф». Инструментом образовательной технологии, посредством которой достигается интегрирующая дидактическая цель и профессиональная компетентность, служит учебно-методический комплекс по учебной дисциплине, который можно изучать самостоятельно. Это система средств и приемов, при помощи и посредством которых достигается повышение профессиональной квалификации. Учебно-методический комплект «Система организации сестринского процесса пострадавшим в ЧС на догоспитальном этапе», разработанный на основе модульного принципа обучения, позволяет содержание учебного материала перевести в мультимедийную форму обучения - электронный учебник.

Электронный учебник - это обучающая программа, осуществляющая дидактический цикл процесса обучения, обеспечивающая интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. В технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким наглядным представлением информации; осуществляется интеграция значительных объемов информации; представляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; осуществляется обратная связь через систему тестов. Настоящая работа выполнена с помощью программного продукта компании “ Macromedia Dream weaver v.8”. Данный продукт позволяет создавать  и редактировать сайты как на HTML языке, так и на PHP, XML, CSS, Java Script и др. Программа относится к профессиональным. Она позволяет создать сайты как визуально, так и при помощи кода, позволяя произвести отладку внешнего твида и содержания. Данный модуль выполнен в формате « CHM» (completed HTML), специально разработанным Microsoft в формате данных для поддержки гипертекстовых справочных систем. Полученный сайт был преобразован в файл.

Особенностью электронной разработки является её многократное использование: она может быть доработана, дополнена, модифицирована как преподавателем, так и студентом. Открытость таких продуктов позволяет использовать их с максимальной эффективностью. Важно отметить, что электронное пособие - это не электронный вариант книги (PDF или HTML файл), функцией которой ограничиваются возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида изложения (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть соответствующим образом адаптирован для достижения эффекта от использования такого пособия, а само пособие должно поддерживать те режимы обучения, для которых его используют.

Планируя работу по использованию информационных технологий на занятиях по медицине катастроф преподаватель ставит и решает задачи: адаптации учебного материала к уровню среднего профессионального образования; установления связей с будущей профессиональной деятельности; формирования умений использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Используя, информационную технологию MS PowerPoint в практике обучения дисциплины - организации оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. учебный материал выстраивается как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией. Каждый слайд структурируется при помощи шаблонов. В зависимости от задач и замысла занятия можно подбирать цветовое оформление, озвучивать текст, вставлять анимацию.

1 этап. Организационный этап. На первом слайде отображается тема занятия, план изучения темы, план практических заданий. Для удобства работы делаются связки-гиперссылки, которые дают возможность возвращаться к содержанию или переходу к пунктам плана.

2 этап. Мотивационный этап. На втором слайде обозначается цель занятия, формулировка знаний и умений, которые получат студенты, изучив тему. Разъясняется значение информации для будущей профессиональной деятельности, может быть отражена проблема, которую должны решить студенты.

3 этап. Изучение нового материала. На последующих слайдах размещают краткие сведения, необходимые определения и тексты. Для создания слайдов нужно использовать различный наглядный материал: фотографии, фильмы, иллюстрации, схемы. Программа электронных таблиц Microsoft Excel позволяет добавлять в работу диаграммы, таблицы. Этот материал создается самостоятельно либо его в достаточном количестве можно найти в Интернет ресурсах.

Структура занятия позволяет помимо выступления преподавателя реализовывать творческий потенциал студентов. Для этого формируются отдельные файлы, которые могут постоянно пополняться. В ходе демонстрации слайдов включаются их сообщения, наблюдения, исследования, разработки.

4этап. Систематизация и первичное закрепление материала. Наиболее сложной в подготовке является та часть занятия, где необходимо использовать возможности интерактивного общения. Студентам предлагаются такие практические задания, как экспресс-опросы, программированные тестовые задания, вопросы для самоконтроля и др. Для связки файлов используются гипертекстовые системы. Время на выполнение работы и нормы оценки выставляются в зависимости от количества тестовых заданий.

Критериями оценки могут быть:

  • содержание работы: структурированность информации, соответствие заданию, полнота, точность, актуальность информации, элементы творчества и оригинальность;
  • внешний вид: соответствие дизайна содержанию работы, выбор графического изображения, дающего наиболее наглядное и правильное представление статистической информации, читаемость текста, наглядность выделений, расстановка акцентов, сочетание фона с графическими элементами;
  • умения и навыки использования компьютерных инструментов: правильность сохранения, открытия работ, корректность в отношении работ других студентов; использование спецэффектов (графики, звуки, эффекты смены слайдов, эффекты анимации), разных шрифтов и т.д.

Информационному взаимодействию способствует использование на занятиях:

  • автоматизированной обучающей системы: «Первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях», предназначенной для обучения оказывать неотложную помощь пострадавшим при несчастных случаях. Она содержит тематические разделы, в которых рассматриваются необходимые действия при оказании доврачебной помощи в наиболее жизнеопасных условиях. Материал системы построен на параллельном использовании анимированных трехмерных моделей человеческого тела (для демонстрации происходящих в организме процессов) и «живого видео» (для демонстрации практических действий в той или иной ситуации); в состав системы также входит модуль контроля и проверки знаний, построенный на принципе выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов; результаты проверки знаний фиксируются в виде Протокола обучения.
  • мультимедийной энциклопедии «Безопасность в быту и правила поведения при природных ЧС», включающей статьи из области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, безопасности в быту и на природе; энциклопедия разделена на тематические рубрики, поиск нужных материалов производится по названиям или отрывкам текста, в нем также предусмотрена возможность отбора статей, имеющих видеофрагменты; статьи энциклопедии органически дополнены фотоснимками, иллюстрациями и видеофрагментами.
  • электронного видео-пособия «Правила пользования первичными средствами пожаротушения» - это учебный фильм, предназначенный для использования при проведении противопожарного инструктажа; просмотр учебного фильма и последующее тестирование создают у персонала уверенность в своих силах, закрепляют практические навыки по эффективному использованию средств тушения, что позволяет человеку не теряться в пожароопасной ситуации.

Это оптимизирует процесс обучения и развивает опыт профессионально-творческой деятельности, применение которой объективно требует:

  • трудоёмкого пересмотра всего наработанного методического аппарата;
  • изменения организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной индивидуальной и коллективной работы студентов;
  • консультирования у специалистов по информатике, компьютерной графике, анимации, обработке видеоматериалов, сайтостроению.

Применение в учебном процессе мультимедийного оборудования и компьютерных технологий повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся и получить навыки самоконтроля. Значимую роль при этом играет развитие зрительной памяти, логического мышления, умение оперативно решать задачи и строить свою деятельность с позиции собственной безопасности и безопасности общества. Электронные учебные пособия делают процесс обучения более наглядным, могут успешно заменить соответствующие плакаты, стенды, макеты, способствуя формированию общих и профессиональных компетенций, предусмотренных стандартом по профессии.

Несмотря на все преимущества, которые вносят в учебный процесс мультимедийные средства обучения, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя.

Библиографический список:

  1. Бегенина Л. Ю. Интерактивная доска как средство организации фронтальной работы. Информатика и образование. 2009. № 7
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М. Академия. 2007.
  3. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие «Лаборатория знаний» 2009.
  4. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям. М. Академия. 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. Шубина Т.И. Деятельностный метод школе. URL:http://festival.1september.ru
  2. URL: http://www.vgf.ru
  3. URL: http://www.festival.1septembr.ru
  4. URL: http://www.shkola.edu.ru
  5. URL: http://www.pedsovet.org

 

Оригинал работы: Внедрение и реализация компьютерных технологий при подготовке медицинских сестер в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*