Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Доклад «Организация деловых игр на занятиях английского языка как средство формирования общих компетенций»

24.05.2016 795 1394
Егорова Татьяна Александровна
Егорова Татьяна Александровна, преподаватель

Канский медицинский техникум

Изучение любой дисциплины может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого.

При применении игровых технологий задача преподавателя – преподнести процесс обучения таким образом, чтобы студент захотел изучать дисциплину, создать условия для формирования устойчивого интереса к профессии; развития умения  принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях; развития умений поиска и использования информации; развития умений работать в коллективе и команде; формирования уровня ответственности за работу членов команды.

Таким образом, деловая игра направлена на формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС ОК 2, 3, 4, 6, 7.

Что такое деловая игра?

Большой энциклопедический словарь дает следующее понятие: Игра - это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый студент решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у студентов развиваются и навыки сотрудничества

Процесс обучения – это двусторонний процесс, в котором задействованы студент и преподаватель. Как воздействует деловая игра на обе эти стороны:

  • для студента — это возможность почувствовать, что он действительно может говорить, понимать и быть понятым;
  • для преподавателя — это возможность ненавязчиво проконтролировать знания студентов, проанализировать их ошибки, а также аспекты, которые требуют корректировки.

Возникает вопрос, на каком этапе образовательного процесса эффективнее использовать деловую игру?

На своих занятиях я применяю деловые игры на заключительном этапе изучения темы, целью которого является, в первую очередь, выход в неподготовленную устную речь.

В своей практике придерживаюсь принципов организации деловых игр, которые обеспечивают успех в применении данного метода.

Принцип совместной деятельности. Предусматривает вовлечение в познавательную деятельность нескольких участников, при этом моделируются характерные виды профессионального взаимодействия.

Принцип диалогического общения. Для достижения поставленной педагогом задачи студентам необходимо вести диалог.

Принцип двуплановости игровой учебной деятельности. «Серьезная» деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в «несерьезной» игровой форме.

При организации деловой игры я учитываю ряд ее условий:

  • Предварительная подготовка. Языковой материал предварительно должен быть изучен и отработан. Это стимулирует познавательную деятельность студентов.
  • Игровые атрибуты будут способствовать повышению эмоционального фона.
  • Роли распределяет преподавательпо своему усмотрению, а может и по желанию студентов
  • Обязательна констатация результата игры.

Придерживаюсь основных этапов проведения деловых игр.

I. Подготовительный этап.

Этот этап включает в себя:

  • Определение цели и задачи игры.
  • Подбор лексического и грамматического материала (вокруг какого материала будет строиться игра).
  • Выбор ситуации и определение сюжетных линий.
  • Деление на микрогруппы и распределение ролей между участниками, назначение ответственного. Практика показывает, не рекомендуется формировать микрогруппу только из «тихих» студентов. Лидеры в реальной жизни хорошо подходят для лидирующих ролей. Также невозможно «давить» на «тихих» студентов и давать им активные роли, а иногда «тихие» студенты вдруг неожиданно преображаются в игре. Лидерам можно доверить распределение ролей, продумывание сюжетных линий, помощь слабоуспевающим студентам в освоении их роли.
  • Разработка критериев оценивания (определяется уровень соответствия поставленной задаче, правильности речи, творческого подхода). Оценка в данном виде деятельности должна быть групповой и индивидуальной. Экспертом выступают как преподаватель, так и участники ролевой игры.
  • Подготовка необходимого материала для имитации ситуации профессиональной деятельности. Можно взять как разнообразный инструментарий из кабинетов клинических дисциплин: тонометр, фонендоскоп, шпатель и пр., так и разнообразный имитационный материал (вместо шины – линейку, вместо термометра карандаш, таблица для определения остроты зрения может быть изготовлена студентами самостоятельно) Как показывает практика: фантазия студентов – безгранична.

II. Проведение игры.

На этом этапе преподаватель предоставляет студентам возможность вести игру и не вмешивается в ее ход. Он – «отсутствует» (в это время можно записывать ошибки студентов и анализировать ход игры).

III. Этап анализа и обобщения.

На этом этапе проходит анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, делаются выводы и обобщения, даются рекомендации.

Систематическая организация игровой познавательной деятельности на занятиях английского языка позволяет повысить уровень освоения новой лексики и закрепления изученного лексического и грамматического материала.

Занятия с применением ролевых игр проходят живо, эмоционально, при высокой активности студентов и в благоприятной психологической атмосфере, благодаря чему развитие и формирование общих компетенций проходит успешно.

Кроме того, имитация профессиональной деятельности направлена и на формирование профессиональных компетенций по видам деятельности.

Данный метод я использую в своей работе на протяжении 5 лет, в результате наблюдается положительная динамика учебных достижений студентов по дисциплине «Английский язык»: увеличение успеваемости на 9%, среднего балла на 0,2.

2009-2010 учебный год: успеваемость 100%, качество знаний 73%, ср.б. 3,9;

2014-2015 учебный год: успеваемость 100%, качество знаний 82%, ср.б. 4,1.

Современный преподаватель должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помогут студенту не только усвоить новый материал, но и найти средство для самовыражения. Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре студент может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

 

Список литературы

  1. Данилов В.И. Лекции по теории игр. - М.: Российская экономическая школа, 2002. – 140с.
  2. Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2004. – 166с.
  3. Щедровицкий Г.П. Организационно - деятельностная игра: Сборник текстов. – М.: Наследие, 2004. -285с.

 

Оригинал работы: Доклад «Организация деловых игр на занятиях английского языка как средство формирования общих компетенций»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*