Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активизация совершенствования методик обучения студентов СПО в соответствии с требованиями работодателей (на примере ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»)

08.02.2012 1595 4922
Панфилова Марина Владимировна
Панфилова Марина Владимировна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

Слишком много на свете людей, которым

никто не помог пробудиться…

Экзюпери


В последнее время часто можно слышать термин «конкурентоспособная личность». Неоднократно президент РФ Медведев Дмитрий Анатольевич высказывался о необходимости «обеспечить конкурентоспособность нашей страны в целом, отдельных сегментов экономики в частности, отдельных коллективов и конкурентоспособность современной личности». Все мы уже прекрасно понимаем, что процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся.  Одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении. Если прежние концепции образования были основаны на таких понятиях,  как знания, умения, воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний, высокая культура личности, креативное и рациональное мышление и поведение.


Выпускник не должен быть просто пассивным исполнителем. Кроме знаний умений и навыков по специальности необходимо развивать у студентов качества, выгодно отличающие его на рынке труда: любознательность, организованность, устойчивое внимание, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать творчески, принимать решение в сложных ситуациях. Современное образование должно создать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Возникла необходимость применять иные методики и технологии, которые повышают интерес к предмету и дают простор для самостоятельной творческой работы. К таковым я отношу:

- проектный метод,

- информационно-коммуникационные технологии,

- метод критического мышления,

- личностно-ориентированный подход.


Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося как партнеров, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. На занятиях я постоянно использую данную методику в разных режимах работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Проект может создаваться на протяжении всего времени изучения дисциплины, а может затрагивать лишь отдельную тему. Преподаватель выступает организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у студентов появляется потребность в приобретении новых знаний и умений, закрепления и углубленного изучения отдельной темой или крупного блока курса. При работе над проектом каждый участник имеет право выдвигать свои идеи, получает свободу действий.


Я успешно применяю метод проектов в своей работе при изучении разных дисциплин. Например, при изучении предмета «Обработка аудио и видеоинформации» мы со студентами создавали проекты на разные темы: «Работа антивирусного программного обеспечения», «Хроника военных лет», «Мой любимый город», «Реклама специальностей» и другие. В ходе работы над проектом студенты не только закрепляют и углубляют знания и умения по обработке видеоматериала, но и самостоятельно изучают интересующие их направления. Студенты предлагают свое видение той или иной темы, отстаивают методы решения поставленной задачи, доказывают эффективность работы изучаемого программного продукта. Тем самым проявляют творчество, индивидуальность, интерес к углублению знаний по избранной специальности, стремления к поиску. Созданные проекты представляются на выставке творческих работ студентов нашего колледжа, участвуют в смотр - конкурсах, что позволяет вырабатывать навык выступлений перед большой аудиторией,  развивать речь, закреплять уверенность в себе. При изучении автоматизированных информационных систем и программирования метод проектов просто необходим. Студенты получают свободу выбора темы, программного обеспечения, способа реализации. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Студенты, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни.


Конечно же, современное образование не может обойтись без информационно-коммуникационных технологий. Мне, как преподавателю специальных дисциплин информационного цикла, не сложно работать в данном направлении, и в нашем колледже есть для этого все необходимое. Организовано и реализовано на основе доменной архитектуры Windows Server 2003 информационное пространство колледжа, включающее в себя  информационные ресурсы и средства информационного взаимодействия. Для информационно-коммуникативных технологий, так же как и для  системы специального образования характерна динамичность. Развитие необходимо как материально - технической базы, так и в освоении новых программных продуктов, востребованных на рынке труда. Единая локальная сеть, разграничение доступа к ресурсам, создание динамично изменяющейся Интернет страницы колледжа, хранящей огромное количество нормативных документов и методических материалов преподавателей, система организационных мер – все это обеспечивает достойное функционирование и развитие информационного пространства нашего колледжа и  способствует высокому уровню образовательных услуг.


Например, на уроках программирования используя интерактивную доску, я не только рассказываю о структуре модуля, проекта, но и наглядно демонстрирую возможности среды программирования Delphi2009. Кроме этого, я с учащимися просматриваю видеоуроки по программированию, готовлю простейшие проекты, реализующие те или иные конструкции языка, составляю  схемы, кроссворды, презентации. Ведь всем известно о зрительной и слуховой памяти. Некоторым учащимся легче запомнить то, что преподаватель проговаривает, другим же лучше запоминаются зрительные образы, поэтому на занятиях рассказав и одновременно показав, я имею возможность «достучаться» до всех студентов. Использование наглядно-образных компонентов мышления оказывается очень эффективным, особенно при овладении искусством программирования. На занятиях я стараюсь поддерживать постоянный диалог преподавателя и студента, все вовлечены в работу и имеют возможность высказать и реализовать свою точку зрения и сразу же посмотреть и оценить результат. Вот здесь и развивается индивидуальность, креативное мышление, творчество каждого студента.


Метод критического мышления не имеет однозначного определения. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то новое, некий навык, который позволяет нам глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Это мышление самостоятельное, основанное на стремлении учиться в течение всей жизни, переосмысливать и переоценивать свои знания, умения, поступки. В своей работе я провожу и фронтальные опросы, и обсуждение материала всей группой или малыми группами, использую тесты самопроверки, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, обучаю поиску и работе с дополнительными материалами.


Для успешного усвоения материала, поддержания и развития интереса к предмету я использую принципы доверия и сотрудничества, сочетаю их с личностно-ориентированным подходом. Чтобы достичь конкурентоспособности личности необходимо изменение традиционной системы образования на личностно-ориентированное, на раскрытие личности каждого ученика, его самобытной индивидуальности. В последнее время особенно проявляется разный уровень подготовки школьников, различная внутренняя структура познавательной деятельности учащихся. Я считаю, что уместным в этом случае будет совместное с учениками планирование учебной и внеклассной деятельность, давать ребятам возможность делать свой самостоятельный выбор.  На своих занятиях эффективно применяю дифференцированные задачи, разный уровень и объем домашнего задания, создание индивидуальных творческих проектов. Творчество, созидание, самостоятельность и исследовательская деятельность – главные рычаги развития и становления личности.


Ситуация на современном рынке труда такова, что от выпускника требуется разнопрофильная  подготовка: и сочетание навыков анализа проблемы, постановки задачи, нахождения оптимального решения с применением современных средств и методов, способность к достижению успеха. Я уверена, что только новые подходы и методы в образовании способны воспитать конкурентоспособного, востребованного на рынке труда специалиста.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*