Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подготовка и проведение лабораторно-практических работ

19.05.2016 2919 6425
Гаврикова Галина Александровна
Гаврикова Галина Александровна, преподаватель междисциплинарных курсов

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

Лабораторно-практические работы (далее – ЛПР) предусмотрены программами курсов специальной технологии, материаловедения, электротехникии ряда других дисциплин.

В отличие от наблюдений ЛПР представляют собой процесс самостоятельной работы учащихся по изучению определенных учебных вопросов, осуществляемый под руководством преподавателя или мастера с помощью специального лабораторного оборудования.

Учащиеся самостоятельно наблюдают, испытывают, измеряют некоторые величины, производят расчеты и т.д. Лабораторные работы обычно проводятся после того, как учащиеся получили первоначальные знания по материалу на уроках теоретического обучения. Они имеют целью подтвердить положения, установленные на теоретических занятиях, либо проверить, насколько эти положения осуществимы в практической деятельности.

Подготовить лабораторию  в соответствии с наличием оборудования, инструмента, материалов, другого оснащения – это означает решить вопрос о форме организации учащихся. Если позволяет материально-техническая база, то ЛПР можно выполнять фронтально ( т.е. всеми учащимися группы одновременно). Если нет возможности выполнять работы фронтально из-за недостатка оснащения,   то учащиеся группы делятся на звенья.

Подготовка учащихся к лабораторным работам заключается в повторении изученного ими на занятиях учебного материала.

Занятия должны проводиться в кабинетах, оборудованных рабочими местами для выполнения заданий, предусмотренных учебной программой по дисциплине.

Преподаватель организует работу учащихся: проводит вводный инструктаж, показывает необходимые приемы, руководит работой учащихся, контролирует усвоение ими учебного материала и проводит заключительный инструктаж.

Перед выполнением лабораторного задания преподаватель проводит краткую беседу, в которой указывает название и цель работы, разъясняет порядок ее выполнения и оформления полученных результатов. Особое внимание следует обратить на внимательное и бережное отношение к лабораторному оборудованию и обязательное соблюдение техники безопасности при выполнении работы.

В тех случаях, когда лабораторные работы выполняются звеньями, преподаватель указывает, какое звено будет выполнять то или иное задание, из числа лучших учащихся назначает звеньевых. Каждый звеньевой получает необходимое для работы оборудование, инструменты, материалы, образцы и отвечает за их сохранность, а также организует выполнение лабораторной работы, следит, чтобы каждый учащийся проделал требуемые приемы и операции по заданию.

При выполнении ЛПР преподаватель учитывает создавшееся конкретное положение в группе. Отдельные учащиеся при фронтальном выполнении задания или некоторые звенья в группе могут раньше закончить работу. Таким учащимся преподаватель дает дополнительные задания, чтобы углубить и расширить их знания и умения. Наоборот, в учебной группе могут быть отдельные учащиеся или звенья, которые медленно работают и несколько отстают от других. Таким учащимся преподаватель обязан своевременно помочь.

В качестве примера приведу следующую методику проведения ЛПР по предмету «Материаловедение» в группе «Мастеров общестроительных работ».                                  

Исходя из наличия материальной базы, оснащения кабинета, специализации, мною были разработаны инструкции по проведению лабораторно-практических работ , где учитывалось также время, отведенное на работу ( 1-2 урока).                                                            

Урок состоит из трех частей:

В 1 части урока  проводится вводный инструктаж,  и рассматриваются следующие вопросы:

  • цель и задачи ЛПР;
  • краткое знакомство с рабочими местами;
  • краткое знакомство с лабораторными работами (инструкциями, таблицами, схемами);
  • организация рабочего места учащимися при выполнении ЛПР и показ на примере порядка выполнения работы;
  • порядок составления отчета по лабораторной работе;
  • правила техники безопасности;
  • правила поведения учащихся при проведении лабораторных работ;
  • ответы на вопросы учащихся.

При последующих занятиях в процессе вводного инструктажа руководитель должен:

  • распределить звенья по рабочим местам согласно заранее составленному графику перемещения;
  • указать особенности выполнения ЛПР на рабочих местах;
  • напомнить правила техники безопасности;
  • отметить положительные стороны и недостатки, имевшие место на предыдущих занятиях, и указать методы их устранения;
  • кратким опросом проверить готовность к занятиям;
  • разобрать неясные вопросы, возникшие у учащихся.

2 часть урока  заключается в:

  • систематическом обходе преподавателем рабочих мест;
  • наблюдении за работой учащихся;
  • соблюдении ими технологической последовательности операций;
  • выполнении правил техники безопасности.

Причем, не следует чрезмерно опекать учащихся, подсказывать им правильное решение. Они должны найти его сами. Для этого иногда целесообразно задать несколько наводящих вопросов. В течение всего урока необходимо следить за выполнением указаний, сделанных во время вводного инструктажа, соблюдением техники безопасности, правильной организацией рабочего места. Надо добиваться, чтобы каждую операцию учащиеся выполняли в ориентировочно намеченное время.Так, осуществляя контроль, преподаватель уже накапливает данные для оценки работы учащегося.

3 часть урока – конец занятия, 5 минут отводится на подведение итогов:

  • проверяется порядок на рабочих местах;
  • указывается на положительные стороны при выполнении ЛПР,
  • отмечаются отличившиеся учащиеся;
  • дается задание на дом по выполненной работе.
  • По возможности, объявляются оценки и даются ответы на неясные вопросы.

Важно обратить внимание на соответствие выполненных работ техническим требованиям, правильность и рациональность выполнения отдельных операций, организацию учебного места, соблюдение требований техники безопасности, экономию материалов, бережное отношение к приборам и оборудованию.

Выполняя  лабораторно-практические задания, учащиеся приобретают практические умения и навыки по обращению с приборами, инструментами и другим лабораторным оборудованием. Это способствует повышению организованности, аккуратности и общей культуры труда учащихся.

Лабораторно-практические работы могут проводиться не только по теоретическим дисциплинам, но и как специальные формы уроков производственного обучения.              

В практике производственного обучения ЛПР проводятся по относительно сложным разделам учебной программы. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и производственным обучением, в усвоении на основе самостоятельных наблюдений и анализа различных закономерностей и связей технологического процесса, в систематизации выводов по результатам эксперимента.

ЛПР могут охватывать:

  • изучение способов пользования контрольно-измерительными инструментами и приборами;
  • наблюдение и анализ взаимодействия узлов машин и механизмов, описание устройства и работы приборов, аппаратов и т.п.
  • диагностику неисправностей, настройку и регулировку аппаратуры;
  • определение свойств материалов, оценку шероховатости поверхности, геометрии режущих инструментов и др.

Отличаясь значительной дидактической ценностью, лабораторно-практические занятия

по отдельным темам программы требуют определенной подготовительной работы. Мастер подготавливает содержательную и материальную часть работы, продумывает форму отчета по ней.

Письменная инструкция по ЛПР может включать:

  • вводную часть (тема и цели работы, необходимый информационно-теоретический блок,  перечисление используемого оборудования, принадлежностей, инструментов);
  • содержание хода работы и последовательности действий по ее выполнению;
  • рекомендации по оформлению результатов.

При необходимости инструкция должна содержать предостережения по соблюдению безопасных приемов выполнения.

ЛПР может проводиться фронтально – когда все учащиеся выполняют одинаковую работу – или в виде практикума – когда материальная база не позволяет фронтального изучения, работу выполняют звенья из 2-3 человек, по скользящему графику.

ЛПР могут проводиться  непосредственно при изучении нового материала (в этом случае они являются частью занятия) или после изучения соответствующего раздела темы. Решение о времени и целесообразности проведения ЛПР принимает мастер производственного обучения.

При выполнении ЛПР может использоваться следующая методическая последовательность:

  • организационная часть (контроль явки учащихся и их подготовка к работе);
  • общее инструктирование (сообщение темы ЛПР, ее цели и содержание), краткое повторение (напоминание) вопросов теории, знание которых необходимо для выполнения данной работы;
  • инструктаж по безопасности труда;
  • расстановка учащихся по рабочим местам и (при необходимости) дополнительное инструктирование их;
  • самостоятельная работа учащихся (ознакомление их с работой и порядком ее выполнения, выполнение работы, наблюдение и контроль мастера за работой, текущий инструктаж, составление отчетов, уборка рабочих мест и сдача оборудования и отчета);
  • анализ выполнения работы (указание на типичные ошибки, упущения при выполнении).

По мере приобретения учащимися знаний, умений и навыков для последующих ЛПР

из инструкционных карт постепенно исключаются отдельные пункты и указания и ставятся более сложные задачи – самостоятельно выбрать необходимое оборудование, определить последовательность выполнения работы, подобрать по справочникам требуемые данные и т.д. Такая методика проведения работ позволяет не только развивать у учащихся самостоятельность, но и  вырабатывает инициативу и творческое отношение к изучаемому материалу.                                                                                                                                        

Используемая литература:

  1. Андрианов Р.А. «Лабораторные работы по материаловедению для штукатуров, маляров и облицовщиков»
  2. Костенко Б.И. «Лабораторные работы по материаловедению для арматурщиков-бетонщиков».
  3. Кругликов Г.И. «Настольная книга мастера профессионального обучения»
  4. Позняк И.П., Малашевич В.В. «Организация и методика обучения в профтехучилищах»
  5. Попов К.Н.  «Материаловедение для каменщиков, монтажников конструкций»
  6. Чмырь В.Д.  «Лабораторные работы по материаловедению для маляров, штукатуров, облицовщиков»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*