Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Нетрадиционные подходы при изучении химии в медицинском колледже

16.05.2016 932 1582
Варламова Ольга Юрьевна
Варламова Ольга Юрьевна, преподаватель

Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной

Педагогическая профессия – вечная, важная и одна из самых творческих. Ежедневно преподаватель оказывается в новых обстоятельствах, встречается с многообразием индивидуальностей, с необходимостью мыслить и действовать оригинально, избегая шаблонов и прямого повторения прошлого. Творческий педагог никогда не повторяет даже самого себя [1].

В современной психолого-педагогической науке достаточно основательно изложены педагогические, методические, дидактические основы и закономерности деятельности преподавателя, но собственно творческие компоненты его труда остаются не до конца раскрытыми. Преподаватель часто знает, как действовать, но порой не всегда знает, как действовать творчески. Слепое копирование приемов новаторов без овладения творческой логикой их педагогических решений к заметным результатам не приведет.

Одно из основных правил преподавания занятий - давать студентам возможность заниматься на занятиях тем, что у них вызывает интерес в плане их дальнейшей профессиональной деятельности. Только тогда будут развиваться их способности, создаваться реальные возможности для самораскрытия и самовыражения личности. Кроме того, студент на учебном занятии должен быть рядом с преподавателем, думать, работать вместе с ним. Без постоянного взаимодействия со студентами труд преподавателя бесполезен и неэффективен. Самые интересные занятия приводят к ожидаемому результату только в том случае, если опираются на совместное творчество педагога и студентов.

Для того, чтобы организовать процесс совместной творческой деятельности преподавателя и студентов в воспитании и обучении, педагог должен уметь руководить познавательным и нравственным поиском обучающихся. А это достигается:

- созданием ситуации нравственного выбора для студентов;

- созданием психологической атмосферы сотрудничества со студентами;

- сочетанием различных технологий в процессе обучения;

- увеличением банка поисково-творческих заданий в процессе обучения и воспитания студентов.

Важным условием успешности активного творческого взаимодействия преподавателя и студентов является принятие каждого из них таким, какой он есть, вера в его позитивную сущность.

Творческие изыскания и их экспериментальная проверка показали, что наиболее эффективными методами творческого взаимодействия является диалоговая общность педагога и обучающегося [4].

Активное диалоговое сотворчество – это наиболее естественная форма взаимодействия «преподаватель - студент» с сохранением эколого-гуманистических смыслов, когда коллективная мысль как сумма индивидуальных мыслей, является богаче, разумнее, эффективнее разрозненных продуктов деятельности. Такой вид взаимоотношений и есть пример демократической формы проведения занятий.

Так, проводимые ролевые игры на учебных занятиях по химии у студентов разных курсов показали, что это наиболее интересная форма организации процесса обучения, которая способна приблизить начинающего студента к своей будущей профессии.

Итоговое занятие по специальности «Фармация» на втором курсе. Тема занятия «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в гостях у аптеки «Имплозия»». Подготовка начинается за месяц до проведения занятия. Вся группа разбивается на микрогруппы и каждая получает свое задание.

Первая микрогруппа студентов, пользуясь различными источниками информации (дополнительная литература, Интернет, электронные пособия) собирает в течение двух недель информацию о химических элементах: углероде, фосфоре, азоте, кислороде, йоде, сере и фармацевтических препаратах, содержащих данные элементы.

Студенты второй микрогруппы, используя информацию студентов первой микрогруппы, составляют презентации по следующим темам:

  1. Элемент углерод и его применение в качестве фармацевтического средства.
  2. Элемент фосфор и его применение в качестве фармацевтического средства.
  3. Элемент кислород и его применение в качестве фармацевтического средства.
  4. Элемент йод и его применение в качестве фармацевтического средства.
  5. Элемент сера и его применение в качестве фармацевтического средства.
  6. Элемент азот и его применение в качестве фармацевтического средства.

       Третья микрогруппа студентов готовит микросценки:

  1. На приеме у терапевта заболевший студент.
  2. На приеме у терапевта заболевшая старушка.
  3. На приеме у терапевта заболевшая супружеская пара.
  4. На приеме у педиатра заболевшая школьница.

От студентов требуется знание латинского языка (дисциплина изучается в первом семестре на втором курсе), так как все рецепты, которые выписывает медсестра и читает фармацевт в аптеке, пишутся на латинском языке.

Один студент выступает в роли фармацевта-консультанта.

Через месяц вся группа студентов собирается, просматривает информацию и презентации и готовит итоговое театрализованное занятие.

Таким образом, данный вид занятия, построенный в форме ролевой игры, позволяет каждому студенту попробовать себя в различных качествах, одновременно работая как индивидуально, так и в группе, а также «примерив на себя» свою будущую профессию.

С целью активизации творческого потенциала обучающихся на учебных занятиях по химии часто применяется методика проблемного обучения, решения задач, требующих нестандартного подхода и активизирующих мыслительную деятельность студентов с помощью посильных познавательно-психологических барьеров, а также занятия-рассуждения, занятия-дискуссии, самостоятельная работа студентов на компьютерах (виртуальная химическая лаборатория).

В последние годы на учебных занятиях по химии широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

В системе «студент – ИКТ - преподаватель» студент становится центральной фигурой всего процесса, когда главным является процесс познания, а не преподавания.

В изучении курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;
  • изучение производств химических продуктов;
  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;
  • система тестового контроля [2].

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делают обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только преподаватель может проверить знания обучающегося, используя систему тестирования, но и сам студент может контролировать степень усвоения материала.

Виртуальная химическая лаборатория, одна из новых форм совместной деятельности студентов и преподавателя, в которой последний координирует работу студентов. Использование таких лабораторных занятий значительно расширяет кругозор студента и облегчает понимание сути химических производств. Но самое главное достоинство компьютерного проектирования на учебных занятиях по химии – его использование при рассмотрении взрыво и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучающегося [3].

В последние годы большое внимание уделяется дистанционному обучению. Не секрет, что среди студентов, особенно 1-х курсов часто возникает проблема пропуска учебных занятий по разным причинам. Тогда на помощь студенту может придти размещение электронной версии УМК по дисциплине (или отдельным темам) на сайте колледжа в предметной папке «Химия». Вся тема разбита на несколько блоков:

  1. Краткая (тезисная) информация по конкретной теме.
  2. Химический глоссарий.
  3. Практическая (виртуальная) работа.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Проверка знаний по теме (тест).

При использовании электронного УМК преподаватель решает многие проблемы, главная из которых – неуспеваемость студента. Выполняя предложенные практические (виртуальные), самостоятельные и тестовые задания обучающийся присылает ответы на электронную почту преподавателя и получает оценки за выполненные им работы.

Применение информационно-коммуникационных  технологий  в  обучении  определило  важный принцип  обучения  -  принцип  индивидуализации.  Каждый  обучающийся  следует индивидуальному ритму обучения, со своим,  именно  ему  необходимым  уровнем помощи,  темпом  работы,   с   заданной   глубиной   изучаемого   материала. Целостность   учебного   процесса   при   этом    не    нарушается.    Через индивидуализацию    обучения    с    помощью    информационных    технологий осуществляется  переход  к  его  дифференциации.   Также   при   эффективном использовании информационных технологий  происходят  изменения  мотивации  у обучающихся.Целесообразность    использования    ИКТ - технологий    в образовательном процессе определяется и  тем,  что  с  их  помощью  наиболее эффективно  реализуются  такие  дидактические   принципы,   как   научность, доступность,   наглядность,   сознательность   и    активность    обучающихся, индивидуальный подход к обучению.

Литература

  1. Рамазанова Д.Н., Демин А.В., Стороженко Т.П., КубГУ, Краснодар, 2013.
  2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4737/Itemid,118
  3. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-na-urokakh-khimii
  4. Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. ГБОУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*