Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности раннего обучения немецкому языку

10.05.2016 1847 3293
Пришельцева Юлия Константиновна
Пришельцева Юлия Константиновна, преподаватель

Лебедянский педагогический колледж

Вопрос раннего обучения детей иностранному языку обсуждается в российском обществе, начиная с XIX века, причем количество сторонников и противников делится примерно пополам. Главным аргументом противников раннего изучения языков является то обстоятельство, что иностранный язык может оказать отрицательное влияние на развитие и становление родной речи.

Например, К.Д. Ушинский (1820 – 1871), великий русский педагог, положивший начало всей нашей научной педагогике и оказавший огромное влияние на духовную жизнь российского общества в целом, был категорически против раннего изучения иностранных языков. В своей статье «Родное слово» он писал: «Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак не прежде того, пока будет заметно, что родной язык пустил глубокие корни в духовную природу дитяти…. С иным ребенком можно начать изучение иностранного языка в 7 или 8 лет (никогда ранее), с другим в 10 и 12». Возможность более раннего, до 7 лет, обучения иностранному языку Ушинский даже не рассматривал. Мало того, Ушинский высказывал крамольную по нынешним взглядам точку зрения о том, что не всех детей вообще стоит учить иностранному языку: «С детьми, обладающими крайне слабой восприимчивостью, лучше не начинать никогда: иностранный язык только подавит окончательно и без того слабые его способности».

Однако в современном мире без знания иностранных языков (ИЯ) не обойтись, тем более что федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрено изучение первого иностранного языка на уровне начального, а второго – основного общего образования.

Раннее изучение ИЯ (в дошкольном возрасте), однако, не предполагает стандартизированного подхода и является лишь ознакомительным курсом, предполагающим знакомство с языком и культурой изучаемого языка, снятие психологического барьера.

У многих родителей возникает желание дать своим детям языковой образование как можно раньше, однако, детские сады сталкиваются с отсутствием программ и малочисленностью учебных материалов для детей раннего возраста. Решению данной проблемы могут помочь Нюрнбергские рекомендации по раннему изучению иностранных языков, которые были разработаны в 1996 году в сотрудничестве с многочисленными экспертами из 22 стран мира с целью способствования создания по возможности единой куррикулярной основы (учебных программ) для раннего изучения иностранных языков. Они описывает комплексную совокупность условий для раннего изучения иностранных языков с актуальной точки зрения, четко выявляя при этом потенциал и потребности ребенка в возрасте от четырех до десяти лет. При этом раннее изучение языков следует рассматривать не с точки зрения определенной системы образования, то есть не с позиции определенного учреждения, а с наиболее общепринятой перспективы.

В Нюрнбергских рекомендациях дается анализ учебной среды ребенка и совет обращать внимание в процессе раннего изучения ИЯ на то, чтобы дети независимо от региональных и местных особенностей, характеризующих обучение ИЯ, реагировали и учились в соответствии со своей личной средой и своим индивидуальным развитием.

Там же описывается актуальная ситуация и перспективы раннего изучения ИЯ, даются рекомендации участникам языковой политики.

Анализируя выбор и очередность изучения языков, отмечается зависимость от многих факторов. На изучение ИЯ, а также на очередность их изучения в значительной степени влияют политические, экономические, культурные и общественные условия в какой-либо стране и ее международные отношения, а также ее вовлеченность в региональные и глобальные сети. В качестве первого иностранного языка по очередности языков зачастую верх одерживает язык, важнейший по «принципу полезности», в настоящее время - это английский язык в качестве глобального Lingua franca.

Но если ставить себе целью овладение как минимум двумя современными иностранными языками, то первый ИЯ необходимо рассматривать иначе – а именно с точки зрения его роли для изучения других ИЯ. Это особенно касается изучения первого ИЯ на элементарном, дошкольном или начальном уровнях, так как он должен «открыть дверь» для изучения остальных ИЯ.

Родители в большинстве своем останавливают свой выбор на изучении английского в качестве первого ИЯ, исходя из убеждения, что этот язык можно легко выучить и что в качестве глобального средства общения он обеспечит их детям хорошие условия для будущей учебной и профессиональной деятельности. Однако английский язык, занимая первое место среди ИЯ, очевидно, может неблагоприятно повлиять на мотивацию изучения других ИЯ.

Но, если в противовес этому обучение другому ИЯ в начале изучения ИЯ проводится с учетом детского возраста и последовательно, то к данному ИЯ и к соответствующей культуре может появиться положительное отношение. В таком случае к изучению английского языка можно приступить позже, приблизительно через три или четыре года, причем более интенсивно, что ни в коем случае не помешает овладению желаемым уровнем компетенции в английском языке.

Согласно Рекомендациям концепция преподавания должна соответствовать предпосылкам, возможностям и потребностям каждого отдельного ребенка, а цели, содержание и методы обучения ИЯ необходимо разрабатывать с учетом опыта и предпосылок обучающейся группы. При обучении ИЯ необходимо учитывать знания детей об окружающем их мире, путем обсуждения с ними важных для них тем расширять также их компетенции во внеязыковой среде.

Содержание обучения и формы выявления уровня владения языком необходимо составлять с учетом возраста детей и принципов раннего изучения ИЯ, как в содержательном, так и в методическом аспекте. В процессе раннего преподавания ИЯ усилия по достижению необходимых результатов по овладению языком должны занимать второе место по отношению к цели по всестороннему развитию детской личности, созданию и сохранению мотивации для изучения ИЯ. Эффективной оценкой уровня знаний дошкольников является портфолио достижений, который ведется специалистом по ИЯ.

С психологической точки зрения сформулированы следующие положения:

Дети благодаря своей непосредственности и спонтанности способны испытывать восторг, им нравятся игровые действия. Как правило, высокую степень детской любознательности, жажду открытий, готовность учиться и способность усвоения следует использовать для практического обучения, ориентированного на совершение действий и проведение экспериментов.

Дети во временном и пространственном отношении ориентированы на непосредственную реальность. В среде, не свойственной изучаемому языку, им нужны понятные импульсы.

Для понимания дети нуждаются в конкретных наглядных материалах. Абстрактное значение они могут понимать, начиная с определенного возраста. Ситуативные методы обучения, а также методы, ориентированные на совершение действий, имеют, соответственно, решающее значение для достижения успехов в учебе и для мотивации к учебе.

Дети могут концентрировать свое внимание на короткое время; как правило, хорошую детскую память следует использовать и развивать в игровой форме.

Принципиально открытая позиция детей побуждает к тому, чтобы заниматься межкультурными темами.Научно обоснованное мнение о том, что процесс изучения языка, очевидно, протекает по фазам, требует нового подхода к вопросу о допущении ошибок при изучении языков. В соответствии с этим ошибки являются шагами развития на пути усвоения языка, и к ним следует относиться с терпением и пониманием как к легитимному аспекту учебного процесса.Воспитатель и/или учитель должен понимать ошибки как важное отражение уровня процесса овладения языком и использовать их для оказания дальнейшей поддержки ребенку.

Воспитатель или учитель должен при постановке и выполнении целей, содержания и методов раннего изучения ИЯ постоянно учитывать потребности ребенка:

  • чувствовать себя в учебной среде свободно и защищенно;
  • в том, чтобы к нему относились доброжелательно и умении самому проявлять это;
  • выражать чувство радости и доставлять радость другим;
  • уметь находить взаимопонимание с другими, общаться;
  • играть, выполнять работу, быть в движении и резвиться;
  • самовыражаться творчески;
  • переживать моменты успеха и получать похвалу;
  • узнавать и испытывать новое, учиться, открывать новое, активно исследовать;
  • копировать вновь узнанное в ролевых играх (и т.д.) и усваивать это, таким образом, эмоционально.

В Рекомендациях сформулированы также требования к специальным воспитателям по языку и преподавателям языков:

  • радость от общения;способность и желание межкультурного общения;
  • способность к аналитическому мышлению, ориентированному на решение проблем;
  • компетенция распознавать, опосредовать и применять учебные стратегии;
  • возведение обучения на протяжении всей жизни в принцип для самого себя и для всех учащихся;
  • развитие открытости для новых подходов мышления и обучения;
  • способность сотрудничать с коллегами, так же как и с детьми, гармонично и плодотворно;
  • постоянное совершенствование своей компетенции в области информационно-технических средств;
  • способность уверенно и целенаправленно воспринимать, а также критически оценивать свою профессиональную роль и задачу;
  • постоянная готовность к сотрудничеству со всеми участниками воспитательного и образовательного процесса.

В рамках раннего изучения ИЯ необходимо способствовать развитию у детей следующих общих компетенций:

  • компетенция самосознания: благодаря успехам и познанию в процессе изучения иностранного языка ребенок укрепляет чувство собственного «Я», учится оценивать и ценить себя и свою личную роль внутри группы, а также развивает в себе мужество действовать.
  • социальная компетенция: здоровая самооценка ведет к соответствующему восприятию остальных членов группы. Ребенок воспринимает других в их личной значимости, учится ценить каждого, работает в команде, развивает чувство «мы».
  • аффективная компетенция: в общении с другими ребенок учится выражать чувства, распознавать конфликты и проблемы, знакомится с путями, которые, возможно, ведут к решению проблем.
  • двигательная компетенция: движение во время учебного процесса является основной потребностью ребенка, укрепляет способность усвоения и способствует развитию моторики ребенка.
  • когнитивная компетенция: иностранный язык не является самоцелью, а становится средством передачи содержащейся информации, которая заставляет размышлять, а также развивает память. Эта компетенция развивается не ранее чем в возрасте около десяти лет.
  • творческая компетенция: чужие звуки и знаки, как и новое и непривычное содержание учебного материала, доставляют радость, пробуждают любознательность, рождают новые идеи и побуждают испробовать новые подходы.
  • компетенция внимательности: новые влияния, оказываемые на нас, делают нас восприимчивыми к нашему окружению, окружающей среде, к потребностям и проблемам близких людей. Внимательность ведет к признанию и уважению, а также к доверию.

В Рекомендациях сформулированы также принципы раннего обучения ИЯ, указаны рекомендуемое содержание и объем учебного материала, средства и места обучения.

Развивающая программа для маленьких детей «Немецкий язык с Зайчишкой Хансом» основана на новейших исследованиях в области раннего изучения иностранных языков, в том числе на Нюрнбергских рекомендациях по изучению ИЯ в раннем возрасте. Она состоит из 30 занятий. Маленький Зайчишка Ханс – надеваемая на руку кукла – приходит в детский сад, то есть появляется в привычной для детей обстановке, и играет с ними. Так он становится малышам другом и начинает ассоциироваться в их сознании с немецким языком.

Развивающая программа «Немецкий язык с Зайчишкой Хансом» учитывает естественные потребности ребенка, заинтересовывает его и прививает интерес к иностранным языкам. При этом особенно важную роль играет разнообразие видов деятельности на занятии. Дети открывают для себя язык в форме песен, рассказов, рифмовок, рисунков, поделок и игр.

Учебно-методические принципы программы:

Работа по методу «Total Physical Response»: Как и при освоении родного языка, способность воспринимать на слух, а также радость от знакомства с новым языком выходят на первый план.

Использование элементов театральной педагогики: Главный герой занятий, кукла Зайчишка Ханс, играет с детьми и сопровождает их на пути в мир немецкого языка.

Ориентированность на практическое действие: Речевая деятельность всегда сочетается с другими видами деятельности. Рассказы и рифмовки, песенки и танцы, игры и поделки сменяют друг друга в процессе урока.

Наглядность: Картинки, плакаты и раскраски являются важнейшими элементами методики. На них изображены ситуации, которые служат опорой при рассказе историй.

 У каждого ребенка индивидуальный темп обучения, и свои первые фразы на немецком языке каждый ребенок произнесет в свое время. Поэтому очень важно не принуждать ребенка к говорению.

Развивающая программа состоит из 30 занятий, из них 20 тематических, 4 занятия на повторение и 6 занятий, посвященных немецким праздникам. Каждое занятие длится около 30 минут.

Темы занятий близки ребенку, например: «Меня зовут…», «Мой дом», «Мне нравится…», «Мои друзья», «Мои игрушки», «Моя одежда», «Раз, два, три – мы считаем», «Цвета», «Виды спорта», «Времена года, погода, праздники».

Занятия немецким языком как иностранным в раннем возрасте приводят к развитию у ребенка свойственных детям языковых способностей. Акцент делается на понимание языка на слух и реагирование на сказанное. В возрасте 4–6 лет абсолютно достаточно, если дети после слов Зайчишки разрисуют картинку нужным цветом или сделают нужное движение в танце. Малышей нельзя принуждать говорить или повторять за воспитателем.

В конце обучения дети смогут:

  • произносить отдельные слова и строить простые предложения в тех тематических областях, которые им близки;
  • реагировать на знакомые высказывания языком жестов, сигнализируя Зайчишке, что ребенок его понял;
  • петь некоторые песни и повторять рифмовки:
  • показывать сценку с группой. 

Источники информации: 

http://www.goethe.de/ins/ru/lp/lhr/ffl/ff1/ruindex.htm

http://www.goethe.de/lhr/prj/nef/ruindex.htm




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*