Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Одним из недостатков существующей в нашей стране предметно-урочной системы обучения является неподготовленность выпускников к жизни, неумение применять полученные и получаемые знания на практике. Традиционная система обучения направлена на некий усредненный вариант учащегося, которого не существует на деле. И в то же время современному обществу нужны специалисты, способные работать в коллективе, способные осуществлять поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для решения этих задач нужны новые подходы к обучению.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учебных действий, овладев которыми, учащийся смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. В связи, с чем одной из эффективных образовательных методик на современном этапе можно считать кейс-технологии.
Краткую характеристику кейс-технологии мы представили в данном пособии.
В настоящее время поиск возможностей повышения эффективности профессиональной подготовки педагогических кадров осуществляется в инновационных направлениях. В рамках этого поиска становится актуальной задача сближения временных параметров процесса перехода от теории к практике. Теоретические основы подготовки специалиста должны находить свое практическое воплощение в его профессиональной деятельности как можно раньше. Такие потенциальные возможности в образовательном процессе педагогических колледжей имеются, однако, они не нашли еще своего обоснования и системного использования для актуализации и развития интеллектуального, креативного потенциала студентов, стимулирования их профессиональной мотивации и самостоятельности.
Важная роль в подготовке компетентного педагога принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место отводится кейс-методу. Как показывает опыт, включение кейс-метода в процесс профессиональной подготовки педагогов способствует: формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности; гуманизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса; становлению субъектной позиции обучающихся; развитию аналитических и оценочных навыков, умений работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы; активизации коммуникативных способностей; развитию гибкости, диалектичности мышления и др.
Реализация потенциала кейс-технологии в педагогическом образовании позволяет решать актуальную проблему интеграции теоретических положений различных научных подходов, щедро представленных в педагогической науке.
Применение кейс-технологии предполагает освоение как реальной, так и виртуальной действительности, что также способствует более масштабному использованию современных достижений информационных технологий.
В основе кейс-технологии лежит применение кейсов в образовательном процессе. Кейс, в переводе с английского, означает случай, инцидент. На протяжении длительного периода исследователи в области профессионального образования использовали понятие «кейс-метод», но в последнее время все шире употребляется термин «кейс-технология», что свидетельствует об усилении заинтересованности специалистов в энергичном внедрении метода в практику профессиональной подготовки.
В психолого-педагогических исследованиях кейс-метод относят к методам активного обучения.
Выработано два принципа, обеспечивающих реализацию данного метода:
1) преподаватель должен руководить процессом обсуждения, в ходе которого отдельные студенты и группа в целом исследуют конкретную ситуацию во всей ее сложности;
2) ключевым условием эффективности руководства дискуссией является умение преподавателя использовать детали, содержащиеся в описании ситуации.
Активное взаимодействие преподавателя и студентов в ходе обсуждения конкретных ситуаций позволяет причислить кейс-метод также к интерактивным методам обучения.
Преподаватель, использующий в своей практике метод конкретных ситуаций, имеет возможность не только эффективно обучать студентов, но и проводить собственную исследовательскую работу. Обсуждение кейса в разных студенческих аудиториях позволяет педагогу по-новому взглянуть на ранее рассматриваемые проблемы, непосредственно увязать его с реальностью, профессиональной практикой.
Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых велика ответственность за результаты принятого решения, в этой связи важнейшее значение придается процессу принятия решений.
Суть реализации кейс-метода в профессиональной подготовке учителя состоит в анализе на практических занятиях специально разработанных проблемных педагогических ситуаций, путей и способов их разрешения, оценке и прогнозировании последствий принятых решений. Ходом обсуждения обычно руководит преподаватель (при групповой форме работы – лидеры групп), в процессе общей дискуссии студенты выявляют наиболее существенные проблемы, требующие разрешения, анализируют всю имеющуюся у них информацию, отбирают из нее наиболее значимую, на основе имеющихся у них психолого-педагогических знаний предлагают возможные пути решения, оценивают вероятность успеха того или иного варианта. В процессе обсуждения конкретных ситуаций происходит актуализация теоретических знаний студентов, развиваются их практические умения и навыки, они учатся работать с информацией, принимать профессиональные решения. Следует также заметить, что одним из важнейших требований в применении кейс-метода является реальность описываемых в ситуациях событий, поэтому конкретные ситуации разрабатываются на основе подлинных фактов.
В практике применения кейс-метода используются два основных подхода:
В первом случае конкретные ситуации составляются на основе реальных событий, описываемая в них проблема не решена, студенты должны предложить свои варианты решений и оценить вероятность успеха в каждом случае, учиться прогнозировать ситуацию. Второй подход предполагает не только постановку проблемы, но и указание предпринятых действий по ее разрешению. В этом случае студенты оценивают уже готовые решения, высказывают мнение о дальнейшем возможном развитии ситуации.
Реализация первого и второго подхода может проводиться как в ходе специально организованной дискуссии, так и при проведении ситуационно-моделирующих игр. Организация такого рода игр предполагает составление сценария по исходному материалу кейса, распределение ролей между участниками, проведение самой игры с последующим обсуждением итогов. Обычно ситуационно-моделирующие игры рассчитаны на 60-90 мин, а количество участников варьируются от 15 до 20 студентов. После проведения игры проводится дискуссия, в ходе которой анализируются действия педагогов по разрешению конфликтных педагогических ситуаций, оценивается их эффективность, рассматриваются возможные альтернативы. Ситуационно-моделирующие игры являются одним из возможных вариантов применения кейс-технологии в педагогическом образовании.
Применение кейс-технологии в педагогическом образовании способствует решение следующих важнейших задач системы профессиональной подготовки:
Направления применения кейс-метода в педагогическом образовании:
- использование описаний конкретных проблемных ситуаций, данных студентами-практикантами (кейсов-самоописаний) для анализа и оценки уровня подготовки будущих педагогов к принятию профессиональных решений;
- применение кейса-самоописания как средства выражения студентом актуальных для него проблем, возникших в ходе педагогической практики, проработка этих проблем с ним в целях оказания ему педагогической поддержки;
- использование разработанных студентами кейсов для организации групповой дискуссии, направленной на предупреждение возникновения аналогичных проблем у других практикантов, стимулирование их интеллектуальной активности, развитие педагогического мышления;
- применение специально разработанных педагогических кейсов (учебных кейсов) для обсуждения на практических занятиях с целью развития у будущих учителей способностей к выявлению и идентификации педагогических проблем, принятию профессиональных решений, оценке их эффективности, видению альтернатив, прогнозированию дальнейшего хода развития ситуации, извлечению уроков из предыдущего опыта;
- использование учебного кейса как средства связи теории с практикой, дающего возможность актуализировать психолого-педагогические знания, объяснить на их основе решения и действия воспитателей, учащихся, обосновать собственные предложения по разрешению проблемы;
- разработка на основе кейсов имитационно-моделирующих игр с целью воссоздания в учебной аудитории в наиболее яркой и образной форме конкретных условий, психологической атмосферы процесса принятия решений в данной ситуации, осуществление тренинга по формированию необходимых умений и навыков;
- использование кейсов-самоописаний для проведения исследовательской работы по выявлению основных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются начинающие воспитатели; определению наиболее распространенных среди них решений и соответствующих действий; вскрытию упущений и недостатков в организации и содержании профессиональной подготовки будущих педагогов.
Для любых видов деятельности преподавателя (обучающей, воспитательной и коммуникативной) технологическая цепочка действий едина и выглядит следующим образом:
Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых особое значение придается принятию решений и велика ответственность за их результаты. К такого рода деятельности относится профессия учителя. Важнейшей задачей высшего педагогического образования является подготовка специалистов, способных принимать профессионально грамотные решения в динамично развивающихся ситуациях педагогической деятельности. От эффективности принятых решений зависит весь успех профессиональной деятельности.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Любовь
ГАПОУ СО "ВМТ"