Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогические приемы профессионального образования студентов с нарушение слуха и речи (ОВЗ)

05.05.2016 4466 7795
Хмелева Светлана Юрьевна
Хмелева Светлана Юрьевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Уровень учебной  подготовки воспитанников с нарушением слуха, пришедших в наш техникум в связи с особенностями данной категории отличается от подготовки других студентов.

Отсутствие или недостаточность  речевой  деятельности,  малый  объем  информации,  создает  у  глухих  и  слабослышащих целый ряд трудностей в овладении знаниями и практическими умениями. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать особенности психофизиоло- гических, слухоречевых и познавательных возможностей обучаемых.
Поэтому педагог, работающий с этой категорией студентов, обязан учитывать их психологические особенности:

-  снижение  способности к приему, переработке,  хранению  и использованию информации;

-  замедленный процесс формирования понятий;

-  быстрая утомляемость и неустойчивость внимания;

-  трудности переключения внимания;

-  снижение  скорости  выполняемой   деятельности  и   как  следствие  увеличение ошибок;

-  зависимость  продуктивности  внимания  от  изобразительной выразительности воспринимаемого материала;

-  слабая  способность  передачи  содержания  текста  своими  словами, стремление к его дословному воспроизведению.

Основной целью организации образовательного  процесса для обучающихся из числа лиц с ОВЗ является создание условий для  возможности и  посильности освоения содержания  образовательных программ.

Существуют особенности преподавания, которые включают в себя коррекционную направленность обучения, использование сурдоперевода и специфических средств общения с глухими и слабослышащими студентами, специфический выбор методических приемов в преподавании лицам с нарушением слуха.

Поэтому  необходимо искать  новые, современные методы активного обучения, больший упор делать на личностно-ориентированные технологии обучения, применяя  развивающее обучение, используя современные формы, средства и методы проведения уроков.

Необходимо применять   новые  педагогические технологии, используя современные формы, средства и методы  проведения уроков. Необходимо искать такие формы подачи материала, которые отличались бы наибольшей визуализацией, использовать элементы коррекционной работы,  а также программы информационной поддержки процесса обучения.

В нашем учебном заведении, при проведении уроков с глухими  студентами большую роль имеет помощь сурдопереводчика. Это специалист, переводящий устную речь в язык жестов. Деятельность сурдопереводчика связана с высокими интеллектуальными и физическими нагрузками. Главная задача сурдопереводчика – способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих людей в жизни общества.

На своих уроках я применяю следующие формы сотрудничества:

 «педагог – сурдопереводчик»;  «сурдопереводчик - студент»; «студент-студент».

Особенности при обучении студентов с нарушением слуха и речи.

Словарная  работа,  задачи  которой  заключаются  в  следующем:

-раскрыть  значение  слов,    выражений,    необходимых  для понимания смысла изучаемого материала;

-ввести  новые  понятия  в  активный  фонд  речи  студентов  с  помощью организации  речевой  практики  систематического  накопления  словарного запаса; 

-развить письменную речь.

Словарно - разъяснительная  работа  проводится  в  отношении  многих  понятий, употребляемых и в бытовой сфере.

При  выборе  способов  подачи  теоретического  материала  оптимальным  является  использование  всех  четырех  видов  речи:  жестовой,  дактильной,  письменной,  устной. 

При проведении уроков необходим педагогически оправданный подбор различных форм обучения для каждого этапа урока.

Целесообразное сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной работы со студентами, когда закладываются основы для формирования не только профессиональных, но и   общих компетенций, такие как,  умение организовать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию,  работать в команде,  эффективно общаться с одногруппниками.

На своих уроках я использую различные формы подачи материала. Главное при обучении глухих студентов – это наглядность: различный иллюстрированный материал,  интеллект - карты, технологические карты, плакаты, стенды, образцы материалов и инструмента, практический показ приемов работы.

Применяю различные виды разноуровневых  индивидуальных карточек.  При этом педагог имеет возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а студент имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным.

При проведении учебных занятий, я использую различные средства обучения.

Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие не только привлекательным и по-настоящему современным, но и осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения профессиональных дисциплин позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. При выполнении интеллект-карт обеспечивается  наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. Особенно для студентов с нарушением слуха.

Мультимедийные презентации. Они  позволяют    лучше запечатлеть  в  сознании  студентов  образы,  дает  возможность  ближе  и  лучше  рассмотреть какие-то  процессы,  факты,  схемы,  явления;  применить     игровой       момент.

Видеоматериалы. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности студентов, особенно студентов с нарушением слуха и речи  и прежде всего, внимания и памяти, а также способствует практическому освоению студентами умений и получению практического опыта.

Очень важно при проведении учебных занятий со студентами с нарушение слуха и речи соблюдать основные требования к уроку:

-представление материала малыми дозами;

-комплексное использование устной, дактильной, жестовой речи;

-немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

-неоднократное  повторение,  причем  фраза  должна  повторяться  без изменения слов и порядка их следования;

-обучение  работе  со  зрительными  образами:  работа  с  учебниками, таблицами, рисунками и пр.;

-тренировка умения выделять главное:  обучение составлению конспектов,  таблиц,  технологических карт,  интеллект - карт,  кроссвордов, презентаций.

При использовании всех форм, средств и методов обучения и их сочетание,  структура урока не нарушается, но выделяется время для смены деятельности, предоставляется возможность двигаться по аудитории, пообщаться между собой, что снимает напряженность, дает время на отдых, что  особенно важно, учитывая физиологические особенности студентов.

В свою практику я ввела проведение нетрадиционных уроков в форме «круглых столов, уроков – КВН. Они проводятся после изучения какой - либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания и умений студентов. Происходит  смена привычной обстановки и  создаётся  комфортная атмосфера при проведении урока и  при подведении итогов проделанной работы, что снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. И обязательно, в целях поощрения, лучшие команды и лучшие студенты награждаются Грамотами.

Одним  из  факторов  повышения  качества  обучения  является  учет параметра ранней утомляемости студентов с нарушением слуха. Известно, что  у  глухих  и  слабослышащих  людей  значительную  долю  слуховой информационной  нагрузки  берет  на  себя  зрительная  система,  которая функционирует в более напряженном режиме, чем у здоровых людей. В связи с этим  возникла  необходимость  при  проведении  теоретических  и  практических  занятий  применять  методики  чередования  видов  деятельности.  

Чередование видов учебной деятельности на примере урока «Укладка ламинированного паркета замковым способом»:

1.Лекция

2.Презентация

3.Видеофильм-схема

4.Видеофильм

5.Контроль знаний

Для вовлечения студентов в исследовательскую, творческую, профессиональную  деятельность в техникуме проводятся различные мероприятия с вовлечением студентов с нарушением слуха и речи.

Это: конкурс чтецов в рамках проведения «Недели истории»;

проведение Недели профессий для студентов с ОЗВ, где  проводились конкурс презентаций по профессиям, конкурс стенгазет по профессиям;

конференция  «Наше здоровье  - это успех в выбранной профессии»;

проектно-исследовательская конференция «Роль материаловедения в моей профессии»

Лучшие группы и лучшие студенты получили Грамоты;

Наши студенты с ОВЗ принимают активное участие в региональных конференциях с целью демонстрации своих достижений в обучении  профессии. Это:

региональная студенческая научно-практическая конференция «И с нова память возвращается к войне»;

региональная научная конференция  «Профессия «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ». История и перспективы».

региональная исследовательская конференция, посвященная Году литературы в России с темой «Народная сказка как средство нравственного воспитания молодежи на примере сказок про плотников».

Участие в таких мероприятиях способствует развитию коммуникативных навыков (письменной речи и жестового языка); навыков командной работы и самопрезентации;  повышению мотивации в формировании себя в профессии.

Студенты с нарушением слуха и речи принимали участие в дистанционных конкурсах по составлению презентаций и кроссвордов. Получали Сертификаты и Грамоты. При составлении кроссвордов лучше запоминаются ключевые понятия и термины. И к тому же составление  кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память и пополнять словарный запас.

Студенты с нарушенным слухом как правило, уверенно владеют современными информационными технологиями (ИТ). И в этом их сильная сторона в проектной деятельности. Применение комплекса технологий  в  работе над проектом (презентацией) способствовало выработке у студентов  с нарушенным слухом  компетенций проектной деятельности, позволяющих получить хороший результат.

Поиски пути совершенствования образования глухих и слабослышащих студентов неразрывно связаны с разработкой методов и приемов интенсификации процесса обучения, направленных на повышение коммуникативных возможностей и дальнейшее развитие словесно-логического мышления данной категории учащихся.

Комплексное  использование  форм, методов, приемов и средств  обучения и контроля, формирование активной жизненной позиции, готовности студентов с нарушением слуха и речи к осуществлению профессиональной деятельности, стремления к самореализации, самоактуализации и самосовершенствованию в стенах техникума     формируют комфортные условия  для обучения  студентов с нарушение слуха и речи.  Происходит формирование положительных личностных качеств, их морально-психологическая и профессиональная подготовка к самостоятельной жизни. Они чувствуют себя более комфортно в социуме, свободно общаются и живут в обществе слышащих.

Особое внимание при разработке стандартов и адаптированных программ  для глухих и слабослышащих необходимо уделять выявлению и использованию их потенциальных возможностей. Вместе с тем следует заметить, что совершенствование общего и специального образования студентов с недостатками слуха требует дальнейших исследований по ряду важных вопросов, связанных с более разносторонним и углубленным изучением познавательной деятельности.

Используемая литература и интернет источники:

1.Основы психологии детей с нарушением слуха: Учебное пособие/ сост. О.И.Суслова. – Саратов: Исследовательский центр «Наука», 2013.-92с.

2.http://www.docme.ru/doc/382845/publikaciya

3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-

4.http://infourok.ru/doklad-primenenie-ikt-na-urokah-v-usloviyah-fgos-536861.html

5.http://works.doklad.ru/view/firg15fKI6Q/all.html

6.http://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library

7.http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/psihologo-akmeologicheskie-osobennosti-professionalno-lichnostnogo-razvitija.html

8.http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-matematike-gluhih-i-slaboslyshaschih-studentov 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*