Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности преподавания истории в группах студентов с нарушением слуха и речи

05.05.2016 813 1397
Тушева Наталья Николаевна
Тушева Наталья Николаевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Актуальность.

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость граждан с ОВЗ.

Весьма актуальным является  то, что  в ГБПОУ «ВПТКР» организованно обучение людей с ограниченными возможностями здоровья по таким профессиям как «Портной» и «Мастер столярно – плотничных и паркетных работ».

Профессиональное образование  людей с ОВЗ в ГБПОУ «ВПТКР» осуществляется в соответствии с федеральными государственными стандартами и на основе примерных образовательных программ.

Развитие личности и познавательной деятельности студентов  с нарушением слуха отличаются от развития слышащих студентов и имеют свои психологические особенности, которые  учитываются при обучении и  социальной интеграции в общество.

Студенты с нарушением слуха иречи – это особый контингент  обучающихся, у которых затруднено осмысление и запоминание материала, суждения  отличаются упрощенностью и излишней конкретностью. Исторические представления создаются на основе ярких впечатляющих образах событий прошлого.  В связи с этим    студенты с нарушением слуха и речи сталкиваются со значительными трудностями в овладении историческими знаниями.

Образность  - необходимая предпосылка прочности исторических знаний, поэтому много внимания уделяется образному изложению и его приемам. Образно – воспитательная эффективность определяются сочетанием художественного слова, ярких зрительных впечатлений и действий.  Разнообразие методов и приемов в обучении истории – это средство решения образовательно -  воспитательных задач. Важную роль в формировании исторических понятий  играет использование средств наглядности.

Наглядные пособия – карты, схемы, фотокопии, картины более эффективны, чем многословные описания. Для обучения студентов с нарушением слуха и речи сам урок  должен стать наглядным. 

Применение визуальных средств обучения влияет на эмоциональную окраску уроков. Эмоциональная активизация – это необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности.

Работа с картой локализует событие территориально. Целесообразно использовать  исторические, географические и современные   политические  карты параллельно. Интерес к карте, умение читать ее, навыки работы с ней наряду с газетой, книгой, телевидением, Интернетом помогают ориентироваться в сложном меняющемся мире.  Студентам  с нарушением слуха и речи с  интересом и  подолгу  могут изучать настенные карты, они подолгу на переменах стоят у карт и показывают  преподавателю и товарищам  те города и страны, где они были, или о них читали, или знают информацию об этих местах из Интернета. (Заполнение контурных карт способствует запоминанию историко – географических терминов. Картосхемы и схемы дают возможность наглядно объяснять какое – либо историческое событие).

Важными средствами, помогающими добиваться сознательного усвоения исторического материала,  служат технические  средства обучения. Они повышают степень наглядности, организуют и направляют восприятие студентов с ОВЗ, мышление которых  носит  конкретный характер ( на уроках применяются видеоматериалы по темам  “Первые русские князья”, “Ледовое побоище”, “Великая Отечественная война”, DVD-фильмы “Князь Владимир”, “Княжна Тараканова”, “Власть царская”, “Александр Суворов”. На уроки с применением экранных пособий отбираются наиболее содержательные, яркие, эмоциональные кадры. При отборе  фильмов и кадров, учитываются возрастные особенности студентов, их знания, словарный запас и уровень развития, а так же - познавательные, воспитательные и эстетические возможности отобранных экранных пособий и их соответствие теме урока.

Применение технических средств обучения  создает условия для сохранения оптимальной работоспособности студентов, уменьшает утомление, активизирует внимание и умственную деятельность.

Студентам с ОВЗ интересны диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, старые картины, подборки иллюстраций, аппликации. Применение визуальных средств в обучении влияет на положительную эмоциональную окраску уроков.

 Эмоциональная активизация – это необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности. Высшая нервная деятельность детей, особенно глухих, в значительной степени опирается на непосредственные ощущения и представления, полученные от предметов, картин, рисунков, конкретных явлений окружающего мира. Применение технических средств обучения создаёт условия для сохранения оптимальной работоспособности студентов, уменьшает утомление, активизирует внимание и умственную деятельность. Многие  студенты  с ОВЗ интересуются историей, географией, политикой, у них всегда много вопросов, интересующие вопросы  -  от древней истории  до современных проблем.

Студенты работают с учебным материалом в разнообразной форме. Закрепляют материал, разгадывая кроссворды. Сильные учащиеся, разгадав предложенный кроссворд, составляют свои кроссворды. Студенты  исправляют тексты с ошибками; определяют по фото или картинам что это? кто это.

Одно из главных средств и условий развития интеллекта– игра. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение. Во время учебных происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.

Использование блочного изложения материала - что повышает качество знаний студентов.

Разумно сочетая методы и приёмы, необходимо учитывать  знания и умения студентов, их психологические особенности. Интересный урок, вовлекает  всех студентов   в учебный процесс. Каждый студент  не только учится сам, сильные помогают слабым, даже слабые студенты,  стремятся показать свои знания.

В процессе обучения истории важно привлекать и систематизировать знания, получаемые школьниками из различных источников внеурочной информации (телевидение, кино, видеофильмы, DVD-фильмы, интернет, журналы, газеты). Студенты с нарушением слуха и речи охотно  обсуждают современные события, связывая их с прошлым.

Связь истории с современностью активизирует мышление студентов, приучает их логически мыслить, способствует выработке у них навыка самостоятельно приобретать знания, развивает кругозор, повышает интерес к истории.

Краеведение способствует духовному обогащению личности студента.

Таким образом, главные особенности преподавания истории у студентов с нарушением слуха и речи  – это наглядность и занимательный характер обучения.

Метод проектов

Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование у них умений исследовательской деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов и  всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Таблица 1 «Этапы работы над учебным  проектом или учебно - исследовательской работой».

№ п/п

Этапы проектной деятельности

Содержание

 этапа

Деятельность

студентов

Формируемые компетенции

1

Подготови-

Тельный.

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы, определение цели и задач.

Целеполагание, выбор вида и способа достижения оставленной темы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.

2

Планирование работы.

Отбор источников информации и выбор способов презентации проекта.

Планирование деятельности, определение сроков, выбор форм презентации.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

3

Поисково-информационная деятельность.

Работа с источниками информации, поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений.

Поиск, отбор и изучение в научной литературе и сети Internet. Проведение исследования.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач.  ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться.

4

Результаты и вывод.

Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемых гипотез. Формулирование выводов.

Анализ и синтез информации формирование выводов. Оформление результатов, подготовка к защите.

ОК 2., ОК 3.,

 ОК 5., ОК 6

5

Защита проекта.

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе.

Демонстрация результатов проделанной работы каждым участником проекта.

 ОК 3.,

 ОК 6

6

Оценка процесса и результатов работы.

Анализ и обобщение результатов работы в целом.

Самооценка реализации поставленных целей.

ОК 3.,

 ОК 6

Метод проектов:

  • Формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в учении;
  • Развивает в первую очередь общеучебные умения и навыки:  исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • Формируют  не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • Приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса студентов;
  • Реализуют  принцип связи обучения с жизнью.

У студентов  с нарушением слуха и речи, в процессе обучения формируются  целый ряд личностных особенностей:

-   творческая и познавательная активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

-   набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

-   навыки общения, потребность в нем;

-   адекватная  самооценка и уровень притязаний.

Студенты с нарушением слуха и речи неоднократно принимали участие  в  региональных конференциях по истории и  праву, где наравне с другими студентами представляли свои информационные   проекты и учебно - исследовательские работы, где показали высокую степень адаптации  и социализации в предлагаемых  новых для них условиях, а так же занятые ими места доказывают  развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование у них умений исследовательской деятельности.

Таким образом, изучение истории способствует социализация студентов  с ограниченными возможностями. Способствует приобретению и усвоению  определённых ценностей и общепринятых нормы поведения необходимые для жизни в обществе. 

Литература

  1. Постановление правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Просвещение, 2011 г.
  3. ФГОС начального общего образования. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение, 2010 г.
  4.  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70344482/#ixzz44DNyNqKk



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*