Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие профессиональных компетенций на занятиях по нормальной и патологической анатомии в ЯМК

05.05.2016 777 1300
Алексеева Елена Геннадиевна
Алексеева Елена Геннадиевна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Качественное профессиональное образование является приоритетной задачей. Перемены в государственной и социальной жизни, ускорение темпов развития и информатизации, переход к обществу с рыночной экономикой привели к изменению понимания образовательного процесса. Теперь это не просто процесс освоения студентами знаний, умений и навыков, а целостная система развития личности и подготовки профессионалов, компетентных в своей области, готовых к самореализации и привнесению нового на основе приобретенного опыта.

Структура медицинского образования включает в себя совокупность специализированных предметов с компонентами профессиональной направленности. Одним из базовых является «Анатомия и физиология человека». Данная дисциплина неотделимо связана с другими дисциплинами, так как это наука, которая объединяет области знания, относящиеся к строению организма человека на всех уровнях от субклеточных структур до анатомо-физиологических систем. Студенту, изучающему «Анатомию», в течение двух семестров нужно освоить несколько тысяч специальных терминов, названий, составить себе целостное представление о системах, организме в эволюционном и функциональном аспекте, установить закономерности структур и использовать полученные знания на практике – в клинике.

В связи с этим студенты получают огромный объем информации, процесс переработки которой зачастую бывает трудным. Серьезной проблемой в изучении анатомии является отсутствие учебника, отвечающего современным требованиям.

Из целей, определяемых для курса «Анатомии», обычно выполняются только две: 1) изучить строение человека, 2) выявить связи строения с выполняемыми функциями. Остальные вопросы не затрагиваются. Поэтому, основываясь на многолетнем опыте преподавания дисциплины, мы изменили и дополнили содержание лекционного курса; он включает многие вопросы, ориентированные на связи с другими дисциплинами - это, в частности,  вопросы патологии и клинические заметки. Например: по теме «Мышечная система» помимо вопросов строения и физиологии мы включаем: слабые места передней брюшной стенки, через которые могут образовываться грыжи; пути распространения гноя по межфасциальным пространствам; области живота; значение сонного треугольника шеи и т.д.

Чтобы содействовать развитию компетенций у студентов, в обучении должны применяться самые разнообразные методики, причем внимание следует уделять межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета.

Под межпредметными связями понимаются связи между отдельными дисциплинами, реализуемые в процессе преподавания, обеспечивающие восприятие студентами учебного материала и позволяющие создать у них комплексное, целостное представление о предметах и явлениях.

В преподавании дисциплин «Анатомия» и «Патологическая анатомия» мы исходим из принципа межпредметной интеграции, которая способствует более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию материала, что усиливает мотивацию к приобретению профессиональных навыков.

Интегративность знаний не может быть достигнута самопроизвольно и стихийно. Ее необходимо целенаправленно формировать. К сожалению, ни в одном пособии не написано, как проводить междисциплинарные связи, тут вся задача ложится на  профессиональные знания и навыки педагога.

Для обеспечения междисциплинарных связей мы применяем:

- решение «сквозных» ситуационных задач.

Наш опыт преподавания показывает, что студенты, даже при достаточно хорошем усвоении материала отдельных разделов и тем,  испытывают трудности при необходимости одновременного использования этих знаний в ходе решения ситуационных задач.

- клинические заметки, введенные нами, как инновация, для СРС, куда мы включили краткое описание наиболее часто встречающейся патологии  и методов исследования.

- одним из основных средств формирования у студентов целостных систем интегративных общепрофессиональных знаний и умений являются проводимые нами ежегодные бинарные уроки-конференции в рамках кружковой работы  (работа в музее с макропрепаратами – сравнение нормы и патологии)

- на учебной практике по дисциплине «Патологическая анатомия» предусмотрено посещение патологоанатомического отделения НЦМ РБ№1, где студенты знакомятся с особенностями его работы.

Рассмотрим на примере, как осуществляется интеграция.

На практических занятиях каждому студенту дается конкретное задание – решение «сквозной» ситуационной задачи, которая основана на использовании межпредметных и внутрипредметных связей. Например: Экскурсия в музей патологической анатомии ГБПОУ РС(Я) «ЯМК», под руководством преподавателя дисциплины «Патологическая анатомия» Алексеевой Е.Г.  

- Изучить патогенез цирроза печени, составить схему системы воротной вены и, основываясь на знаниях основ общей патологии (разделы: повреждение, компенсаторно-приспособительные реакции, воспаление), разобрать механизм развития варикозного расширения вен пищевода, желудка, передней брюшной стенки и механизм возникновения асцита с возможными осложнениями. По таблицам, макропрепаратам, раздаточному материалу изучить основные проявления повреждения: 1.Дистрофия: определение, сущность, механизмы развития; классификация. Паренхиматозные дистрофии: виды, клинико-морфологические признаки, клиническое значение. Мезенхимальные  дистрофии. Смешанные дистрофии: морфология нарушений минерального и пигментного обмена. Общие проявления нарушений обмена веществ. 2.Некроз. Морфология некроза; клиническое значение. Виды некроза. Инфаркт. 3.Атрофия. Причины, признаки, формы и исходы атрофии. Зарисовать схему жировой дистрофии миокарда - «тигровое сердце».

- Изучить виды расстройств кровообращения: Полнокровие. Артериальная гиперемия (полнокровие). Венозная гиперемия (полнокровие). Артериальное малокровие или ишемия. Тромбоз. Эмболия. Изучить нарушения лимфообращения. Лимфостаз. Изучить основные формы иммунопатологических процессов.

- Изучить виды аллергии: 1. Аллергические реакции немедленного типа (гиперчувствительность немедленного типа): анафилаксия, атопия; 2. Аллергические реакции замедленного типа (гиперчувствительность замедленного типа): бактериальная аллергия, контактная аллергия, аутоаллергия. Изучить стадии и виды воспаления,  местные и общие проявления воспаления;  патофизиологию и морфологию воспаления. Разобрать ост­рое экс­су­датив­ное вос­па­ле­ние, специфическое воспаление. Зарисовать микроскопическую картину экссудативного воспаления.  Вопросы  заболеваемости туберкулезом в Республике Саха (Якутия).

- Изучить и рассмотреть  на таблицах, муляжах и планшетах притоки верхней полой вены (плечеголовные, непарную вены), вены головы и шеи (внутреннюю яремную и наружную яремную вену), вены верхней конечности: поверхностные (латеральную и медиальную подкожные вены руки и анастомоз между ними – промежуточную), глубокие вены (венозные ладонные дуги, лучевые, локтевые, плечевые, подмышечную, подключичную вены), вены грудной клетки. Рассмотреть притоки нижней полой вены: вены живота, вены таза (внутреннюю подвздошную вену), нижней конечности – поверхностные (большую и малую подкожные вены ноги) и глубокие (венозные дуги стопы, передние и задние большеберцовые, подколенную, бедренную, наружную подвздошную вены). Обратить особое внимание на систему воротной вены (селезеночную, верхнюю и нижнюю брыжеечные вены) и её роль  в барьерной функции печени.- Рассмотреть общий план строения пищеварительной системы: пищеварительный канал и расположенные  за его пределами крупные пищеварительные железы: печень, поджелудочную, слюнные. Полость рта: преддверие и собственно полость рта, зев, небные миндалины, язык, зубы, их части, глотку, её части, лимфоидное кольцо Н.И. Пирогова, пищевод (три части и три сужения), желудок (его стенки, кривизны, отделы, слои стенки). Изучить строение и топографию тонкого и толстого кишечника, их отделы, слои стенки. Рассмотреть и изучить строение больших слюнных желез (околоушной, поднижнечелюстной, подъязычной). Решение ситуационных задач.Решение предложенной задачи требует активизации  полученных ранее знаний по «Анатомии» и «Основам  общей патологии».

На этом примере видно, как преодолевается фрагментарность знаний и формируется их целостный комплекс. При этом наблюдается еще один положительный эффект: в процессе решения таких задач устраняются пробелы в знаниях и развиваются профессиональные компетенции.

Таким образом, использование междисциплинарных связей в изучении предметов «Анатомия» и «Патологическая анатомия» способствует:

  • Повышению интереса к изучаемым дисциплинам;
  • Повышению качества знаний;
  • Развитию логического и основ клинического мышления;
  • Развитию профессиональных компетенций у студентов. 

Список использованных источников:

1. Березовин Н.А. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза. \ Л.И. Морозова, Н.А. Березовин // Педагогика высшей и среднеспециальной школы. – Минск: Университетское, вып.8, 2012. - C 26-40.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. \ В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192с.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. \ С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 2011. - 448с.

4. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы. \ С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*