Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКачественное профессиональное образование является приоритетной задачей. Перемены в государственной и социальной жизни, ускорение темпов развития и информатизации, переход к обществу с рыночной экономикой привели к изменению понимания образовательного процесса. Теперь это не просто процесс освоения студентами знаний, умений и навыков, а целостная система развития личности и подготовки профессионалов, компетентных в своей области, готовых к самореализации и привнесению нового на основе приобретенного опыта.
Структура медицинского образования включает в себя совокупность специализированных предметов с компонентами профессиональной направленности. Одним из базовых является «Анатомия и физиология человека». Данная дисциплина неотделимо связана с другими дисциплинами, так как это наука, которая объединяет области знания, относящиеся к строению организма человека на всех уровнях от субклеточных структур до анатомо-физиологических систем. Студенту, изучающему «Анатомию», в течение двух семестров нужно освоить несколько тысяч специальных терминов, названий, составить себе целостное представление о системах, организме в эволюционном и функциональном аспекте, установить закономерности структур и использовать полученные знания на практике – в клинике.
В связи с этим студенты получают огромный объем информации, процесс переработки которой зачастую бывает трудным. Серьезной проблемой в изучении анатомии является отсутствие учебника, отвечающего современным требованиям.
Из целей, определяемых для курса «Анатомии», обычно выполняются только две: 1) изучить строение человека, 2) выявить связи строения с выполняемыми функциями. Остальные вопросы не затрагиваются. Поэтому, основываясь на многолетнем опыте преподавания дисциплины, мы изменили и дополнили содержание лекционного курса; он включает многие вопросы, ориентированные на связи с другими дисциплинами - это, в частности, вопросы патологии и клинические заметки. Например: по теме «Мышечная система» помимо вопросов строения и физиологии мы включаем: слабые места передней брюшной стенки, через которые могут образовываться грыжи; пути распространения гноя по межфасциальным пространствам; области живота; значение сонного треугольника шеи и т.д.
Чтобы содействовать развитию компетенций у студентов, в обучении должны применяться самые разнообразные методики, причем внимание следует уделять межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета.
Под межпредметными связями понимаются связи между отдельными дисциплинами, реализуемые в процессе преподавания, обеспечивающие восприятие студентами учебного материала и позволяющие создать у них комплексное, целостное представление о предметах и явлениях.
В преподавании дисциплин «Анатомия» и «Патологическая анатомия» мы исходим из принципа межпредметной интеграции, которая способствует более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию материала, что усиливает мотивацию к приобретению профессиональных навыков.
Интегративность знаний не может быть достигнута самопроизвольно и стихийно. Ее необходимо целенаправленно формировать. К сожалению, ни в одном пособии не написано, как проводить междисциплинарные связи, тут вся задача ложится на профессиональные знания и навыки педагога.
Для обеспечения междисциплинарных связей мы применяем:
- решение «сквозных» ситуационных задач.
Наш опыт преподавания показывает, что студенты, даже при достаточно хорошем усвоении материала отдельных разделов и тем, испытывают трудности при необходимости одновременного использования этих знаний в ходе решения ситуационных задач.
- клинические заметки, введенные нами, как инновация, для СРС, куда мы включили краткое описание наиболее часто встречающейся патологии и методов исследования.
- одним из основных средств формирования у студентов целостных систем интегративных общепрофессиональных знаний и умений являются проводимые нами ежегодные бинарные уроки-конференции в рамках кружковой работы (работа в музее с макропрепаратами – сравнение нормы и патологии)
- на учебной практике по дисциплине «Патологическая анатомия» предусмотрено посещение патологоанатомического отделения НЦМ РБ№1, где студенты знакомятся с особенностями его работы.
Рассмотрим на примере, как осуществляется интеграция.
На практических занятиях каждому студенту дается конкретное задание – решение «сквозной» ситуационной задачи, которая основана на использовании межпредметных и внутрипредметных связей. Например: Экскурсия в музей патологической анатомии ГБПОУ РС(Я) «ЯМК», под руководством преподавателя дисциплины «Патологическая анатомия» Алексеевой Е.Г.
- Изучить патогенез цирроза печени, составить схему системы воротной вены и, основываясь на знаниях основ общей патологии (разделы: повреждение, компенсаторно-приспособительные реакции, воспаление), разобрать механизм развития варикозного расширения вен пищевода, желудка, передней брюшной стенки и механизм возникновения асцита с возможными осложнениями. По таблицам, макропрепаратам, раздаточному материалу изучить основные проявления повреждения: 1.Дистрофия: определение, сущность, механизмы развития; классификация. Паренхиматозные дистрофии: виды, клинико-морфологические признаки, клиническое значение. Мезенхимальные дистрофии. Смешанные дистрофии: морфология нарушений минерального и пигментного обмена. Общие проявления нарушений обмена веществ. 2.Некроз. Морфология некроза; клиническое значение. Виды некроза. Инфаркт. 3.Атрофия. Причины, признаки, формы и исходы атрофии. Зарисовать схему жировой дистрофии миокарда - «тигровое сердце».
- Изучить виды расстройств кровообращения: Полнокровие. Артериальная гиперемия (полнокровие). Венозная гиперемия (полнокровие). Артериальное малокровие или ишемия. Тромбоз. Эмболия. Изучить нарушения лимфообращения. Лимфостаз. Изучить основные формы иммунопатологических процессов.
- Изучить виды аллергии: 1. Аллергические реакции немедленного типа (гиперчувствительность немедленного типа): анафилаксия, атопия; 2. Аллергические реакции замедленного типа (гиперчувствительность замедленного типа): бактериальная аллергия, контактная аллергия, аутоаллергия. Изучить стадии и виды воспаления, местные и общие проявления воспаления; патофизиологию и морфологию воспаления. Разобрать острое экссудативное воспаление, специфическое воспаление. Зарисовать микроскопическую картину экссудативного воспаления. Вопросы заболеваемости туберкулезом в Республике Саха (Якутия).
- Изучить и рассмотреть на таблицах, муляжах и планшетах притоки верхней полой вены (плечеголовные, непарную вены), вены головы и шеи (внутреннюю яремную и наружную яремную вену), вены верхней конечности: поверхностные (латеральную и медиальную подкожные вены руки и анастомоз между ними – промежуточную), глубокие вены (венозные ладонные дуги, лучевые, локтевые, плечевые, подмышечную, подключичную вены), вены грудной клетки. Рассмотреть притоки нижней полой вены: вены живота, вены таза (внутреннюю подвздошную вену), нижней конечности – поверхностные (большую и малую подкожные вены ноги) и глубокие (венозные дуги стопы, передние и задние большеберцовые, подколенную, бедренную, наружную подвздошную вены). Обратить особое внимание на систему воротной вены (селезеночную, верхнюю и нижнюю брыжеечные вены) и её роль в барьерной функции печени.- Рассмотреть общий план строения пищеварительной системы: пищеварительный канал и расположенные за его пределами крупные пищеварительные железы: печень, поджелудочную, слюнные. Полость рта: преддверие и собственно полость рта, зев, небные миндалины, язык, зубы, их части, глотку, её части, лимфоидное кольцо Н.И. Пирогова, пищевод (три части и три сужения), желудок (его стенки, кривизны, отделы, слои стенки). Изучить строение и топографию тонкого и толстого кишечника, их отделы, слои стенки. Рассмотреть и изучить строение больших слюнных желез (околоушной, поднижнечелюстной, подъязычной). Решение ситуационных задач.Решение предложенной задачи требует активизации полученных ранее знаний по «Анатомии» и «Основам общей патологии».
На этом примере видно, как преодолевается фрагментарность знаний и формируется их целостный комплекс. При этом наблюдается еще один положительный эффект: в процессе решения таких задач устраняются пробелы в знаниях и развиваются профессиональные компетенции.
Таким образом, использование междисциплинарных связей в изучении предметов «Анатомия» и «Патологическая анатомия» способствует:
Список использованных источников:
1. Березовин Н.А. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза. \ Л.И. Морозова, Н.А. Березовин // Педагогика высшей и среднеспециальной школы. – Минск: Университетское, вып.8, 2012. - C 26-40.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. \ В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192с.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. \ С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 2011. - 448с.
4. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы. \ С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.