Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Восприятие - путь к успеху в обучении

21.04.2016 4246 7023
Баранчиков Сергей Тихонович
Баранчиков Сергей Тихонович, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Усвоение любого учебного материала начи­нается с его восприятия. Качество вос­приятия если не залог, то обязательное условие качественного усвоения. Вос­принять — это значит разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявле­ния, свойства, способы применения и т. д. Иными словами, осознать и понять. Если обучающиеся не поняли воспринимае­мый материал, то восприятия факти­чески нет. Результатом восприятия явля­ются, как правило, представления, на базе которых формируются понятия, инструмент мышления и практических действий.

Вос­приятие нового — процесс непрерывный и происходит на всех этапах работы. Важнейшим условием успешного вос­приятия является внутренняя установка обучающихся на усвоение нового учебного материала. Учение с внутренней уста­новкой «для ответа» сохраняет знания лишь до очередного опроса; установка на усвоение «до экзамена» — до выхода из кабинета, где он проводится. Словом, учение с установкой на приблизительное усвоение дает приблизительные знания и умения. Отсюда задача преподавате­лей и мастеров давать и постоянно под­держивать на уроке внешние установки, максимально способствующие формиро­ванию у обучающихся внутреннего настроя на глубокое, прочное и осознанное ус­воение знаний и умений.

Успешность восприятия в значитель­ной степени зависит от наличия у обучаю­щихся ориентировочной основы деятель­ности, т. е. четкого представления, что, как, для чего надо запомнить и усвоить, какие при этом следует применить средства.

Одним из важнейших факторов ус­пешного восприятия, как и усвоения в целом, является интерес обучающихся к учебному материалу, к процессу учения в целом. В этой связи рекомендации по возбуждению, поддержанию и развитию интереса к учению следует рассматри­вать и как рекомендации по созданию условий успешного восприятия учебного материала.

Для восприятия как компонента целост­ного процесса усвоения свойственны все признаки познавательной деятельности, прежде всего ее активный характер. Вос­приятие - это не пассивное слушание пре­подавателя, наблюдение демонстрируемых опытов или чтение учебника. В процессе восприятияобучающиеся активно работают: припоминают, анализируют, сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Объекты восприятия имеют различные свойства и проявления, по-разному воздействуют на органы чувств. Поэтому чем активнее работают слух, зрение, чем разнообразнее мето­ды объяснения учебного материала (сло­весные, наглядные, практические), чем раз­нообразнее формы организации (коллектив­ные, бригадные, индивидуальные), тем вос­приятие более четкое, осознанное, прочное. Качество восприятия в значительной сте­пени зависит от общего настроя обучающихся на серьезную плодотворную, успешную учебную работу, от психологического клима­та на уроке. Здесь всегда должен царить дух пытливой мысли, стремления узнать больше и глубже, выполнить задание лучше и качественней.

Одним из основных источников восприятия учебного материала для обучаю­щихся является устное изложение пре­подавателя, мастера. Однако устное из­ложение не сводится только к передаче информации. Если бы это было так, то его более успешно могли бы заменить различные технические средства обуче­ния. На самом деле все гораздо сложнее. Слушать — это еще не означает слы­шать. Слушание — сложный процесс. Оно требует высокого уровня сосредо­точенности, устойчивого внимания. Для того чтобы восприятие устного изложе­ния было продуктивным, обучающиеся дол­жны не только слушать, но вслушивать­ся,    вдумываться    в    то,    что    слышат.Это во многом зависит от педагоги­ческого мастерства преподавателя, ма­стера, от их умения заставить себя слушать, от умелого владения способами управления восприятием обучающихся.

Успешное восприятие учебного ма­териала во многом зависит от доступ­ности изложения. Излагать его целесо­образнее частями — порциями, которые в комплексе охватывают всю тему урока. Таких порций, отражающих ведущие узловые вопросы, должно быть не более 4—5, так как в противном случае внима­ние обучающихся рассеивается и они не мо­гут усвоить материал в целом.

В процессе изложения необходимо логично переходить от одной мысли к другой, от одной части материала к сле­дующей, чаще напоминать обучающимся об основной цели урока. Очень важно, что­бы логика изложения была понятна не только педагогу но и обучающимся. Если материал труден для восприятия и боль­шой по объему, то целесообразно пред­ставить его логику в виде структурной схемы, начертив ее на доске и указав на ней связи  между отдельными блоками.

Особое значение для успешного вос­приятия и понимания материала имеет последовательность изложения, развер­тывание каждой его части по схеме: положение - аргументы - вывод, по­строение от общего к частному, а затем опять к общему, что соответствует за­кономерностям познания.

Доступность и доходчивость изложе­ния во многом повышаются, если пре­подаватель прибегает к сравнению, со­поставлениям, аналогиям, иллюстраци­ям неизвестного на основе уже извест­ного.

В целях поддержания внимания и повы­шения степени активности следует чаще менять характер деятельности обучающихся на уроке, сочетая рассказ с демонстрацией на­глядных пособий, опытов, трудовых при­емов. Очень важно постоянно повышать объяснительную функцию изложения, стро­ить ее по принципу рассуждения.

Большое значение имеет синхронность изложения и восприятия. Если такой синхронности нет, обучающиеся перестают следить за ходом мысли преподавателя и выклю­чаются из процесса слушания. Одним из методических приемов контроля и поддер­жания синхронности изложения и восприя­тия являются вопросы к учащимся по ходу изложения.Следует побуждатьобучающихся, задавать вопросы преподавателю, что также способствует успешному восприятию учебного ма­териала, повышает активность их мысли­тельной деятельности. Искусство педагога состоит в том, чтобы обучающиеся уже на уроке достаточно четко поняли основную суть изучаемого материала. Поэтому, если у обучаю­щихся нет вопросов, преподаватель должен организовать беседу по пройденному мате­риалу, убедиться в качестве восприятия, уточнить и дополнить изложенное, и только после этого он может считать цель урока выполненной.

Обратная связь — это не только вопросы преподавателя к обучающимся и обучающихся к преподавателю. При вос­приятии материала обучающиеся испытыва­ют те или иные затруднения, проявляют эмоциональное отношение к этому ма­териалу, что выражается в мимике, реп­ликах, общении с соседями. Все это яв­ляется своеобразными сигналами обрат­ной связи, заставляющими преподавате­ля корректировать свое изложение и поведение: изменять темп изложения, добавлять информацию или, наоборот, лишний раз повторить пройденный ма­териал.

Снижение внимания и активностиобучающихся нередко является результатом их усталости, что всегда необходимо учитывать. Один из способов предупреж­дения утомления обучающихся — разнооб­разие форм их работы на уроке, ис­пользование наиболее продуктивной ча­сти урока для эффективного восприятия изучаемого. Как правило, изложение сложного для восприятия учебного мате­риала следует производить в первой по­ловине урока, а повторение, опрос, за­крепление — во второй. Необходимо применятьво время урока так на­зываемые психологические разрядки на­пряженности внимания.

Достигается это обычно использованием примеров из жизни, практики, переходом к изложению более легкого для восприятия материала. В этих целях уместны и шутка,и поговорка, и рассказ об интересном слу­чае и т. п. Однако таким методическим при­емом следует пользоваться осторожно и умело, не рискуя снизить серьезный рабочий настрой обучающихся.

Для успешного изложения учебного ма­териала преподаватель должен хорошо вла­деть речью. Искусство речи в большинстве случаев — это не природный дар, а резуль­тат упорной работы над собой.

Важным показателем хорошей техники речи является ее эмоциональность. Психо­логия считает положительные эмоции мо­гучим стимулом человеческой деятель­ности, в том числе и учения. Естественно, возможности эмоциональной окраски изло­жения во многом зависят от содержания предмета. У преподавателей гуманитарных предметов таких возможностей гораздо больше, чем, например, у преподавателей технических дисциплин. Однако даже «су­хой» предмет можно и должно преподносить в живой, интересной, увлекательной форме.

Качество речи и тембр голоса у каждого педагога различны. Однако при соответствующей тренировке и постоянном внима­нии можно достичь приятного звучания го­лоса. Необходимо преодолеть индивидуаль­ные недостатки речи, такие, как произноше­ние в нос, шепелявость, «заглатывание» окончаний, очищать речь от слов-паразитов (так сказать, значит, вот, вот так и т. п.).

Очень полезно поставить голос, т. е. оп­ределить высоту тона, на которой препода­ватель, мастер может говорить наиболее свободно. Переключение тональности будет оживлять речь. Важное значение имеет громкость речи. Считается нормальным, ког­да голос наполняет аудиторию и препода­вателя слышно в последнем ряду. Однако чересчур громкая речь утомляет обучающихся.

Большое значение для выразительности речи имеют мимика и жестикуляция, что помогает усилить смысловую окраску изла­гаемого материала, выразить свое отноше­ние к нему. Однако чрезмерное увлечение жестом и мимикой может вызвать нежелаемый эффект.

Технику речи также характеризует ее быстрота. Слишком быстрая речь (свыше 150слов в минуту) трудна для понимания, слишком медленная (меньше 80 слов) раз­дражает обучающихся и приводит к ослаблению внимания. Скорость и громкость речи, а так­же интонацию следует менять в зависимости от трудности и важности учебного материа­ла. Главные положения, формулировки, за­коны, выводы, определения следует изла­гать громче и медленнее, чем материал более простой или второстепенный. Нужно стараться всегда говорить четко и ясно. Особенно ясно нужно произносить новые термины.

В процессе изложения необходимо вы­держивать паузы между отдельными предложениями и после каждой важной мысли или определения. Это повышает внимание обучающихся и дает время на обдумывание и осмысление излагаемого материала.

Наряду с устным изложением одним из важных источников информации для восприятия является самостоятельная работа обучающихся с книгой.Сущность работы обучающихся с кни­гой не столько в чтении, сколько в об­думывании, анализе текста, усвоении главного, системы понятий, извлечении информации,   содержавшейся в рисунках, схемах, чертежах, формулах, спра­вочных таблицах. Поэтому самостоя­тельная работа обучающихся с книгой всег­да проводится под руководством преподавателя. Преподаватель выбирает и рекомендует обучающимся материал для самостоятельного изучения, подготавли­вает их к работе, ставит вопросы и вы­дает задания, которые обучающиеся должны выполнить на основе изучение текста книги. В процессе самостоятельной ра­боты с книгой преподаватель наблюдает за обучающимися, отвечает на их вопросы, разъясняет непонятные термины, прово­дит текущий контроль за пониманием и осмыслением прочитанного, оказывает помощь  в  выполнении   заданий  и  т.  д.

Важнейшим из органов чувств, с по­мощью которого человек воспринимает окружающую действительность, являет­ся зрение. Учеными установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до 90 процентов информации от окружающего мира. До 80 процентов всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Предлагая использование на уроке наглядных пособий, преподаватель, ма­стер должны прежде всего четко пред­ставлять себе, какую функцию эти сред­ства будут выполнять в учебном процес­се, какую роль они могут сыграть в решении поставленных  учебных задач.

В одних случаях наглядные пособия являются иллюстрацией к рассказу или объяснению преподавателя, в других — средством для создания у обучающихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые обучающиеся не наблю­дали. Наглядные пособия могут высту­пать и как самостоятельное средство получения новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа обучающихся с ними.

Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их изготов­лении, выборе и подготовке к использованию нужно соблюдать определенные требования. Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий необходимо специально подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смо­тровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т. д. При изго­товлении изобразительных наглядных посо­бий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в кабинете; наиболее важные изображе­ния и их детали следует выделять специальным окрашиванием в мягкие тона. Нагляд­ные пособия не следует перегружать боль­шим   количеством   изображений   и  текста.

Используя средства наглядности на уро­ке,  нужно всегда  помнить,  что их демонстрация не цель, а средство достижения це­ли. Нужно помочь обучающимся выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сделать вы­вод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ. При возможности необходимо дать обучающимся са­мостоятельно поработать с пособием: вклю­чить, выключить, разобрать, собрать, отре­гулировать, снять показания и т. п.Качество восприятия в любом случае обеспечит успешное осуществление по­следующих этапов усвоения знаний, умений и навыков.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*