Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитательные аспекты урока математики

15.04.2016 3573 5957
Ермолаева Ирина Валентиновна
Ермолаева Ирина Валентиновна, зав. учебной частью, преподаватель

Волжский промышленно-технологический техникум

Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране. Одним из элементов, на котором базируется воспитание, является развивающее обучение, позволяющее обучающемуся выступать автором собственного видения мира. Значительное влияние на человека оказывает социальная среда, в которой он находится, особенности существующего на данный момент типа культуры.

Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний, они неразрывно связаны как две стороны единого целого.

Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать педагог, чтобы диалог на уроке состоялся? Назовём три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:

  • Отбор содержания материала;
  • Совершенствования структуры урока;
  • Организация общения.

Содержание урока, ориентированное только на знание, для обучающихся нейтрально. Задача преподавателя состоит том, чтобы содержание воспринималось обучающимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие. Какие условия для этого необходимы. Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества преподавателя и обучающихся. Сознательное, ответственное отношение формируется в специально создаваемых воспитательных ситуациях, связанных с моральным выбором. Отличительная особенность подобных педагогических ситуаций – наличие полноценного диалога между преподавателем и обучающимся. Передача знаний о мире и становление отношений к этому миру – два самых широких процесса, организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Одна из наиболее актуальных задач – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный процесс, формирующий гармонически развитую личность.

Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражён в суждении “Каждый урок воспитывает”. Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, ибо последнее – непременно целенаправленный процесс, т.е. организованный и построенный в соответствии с осознанной и специально поставленной целью. И потому, следовательно, урок, лишённый такой цели, не воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность.

Другой подход заключается в определении воспитательных возможностей изучаемого материала.

Реализация этого подхода связана с дополнительным включением в урок ситуаций и информации, позволяющих акцентировать внимание обучающихся на этической стороне изучаемого материала.

Этот подход основывается на выявлении и осознании отношений, складывающихся непосредственно на уроке, и организации воспитательного влияния на личность через систему этих отношений.

Конечно, на уроке мы учим, сообщаем определённую научную информацию, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок не просто “форма организации”, а часть жизни обучающегося и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача преподавателя – сделать так, чтобы каждое занятие стало полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием, направленным на формирование нравственных отношений преподавателя и обучающихся и каждого из них друг с другом.

Социальная среда, определяющая развитие личности обучающегося, не исчезла. В ходе познавательной деятельности на уроке он вступает во взаимодействие с товарищами, с преподавателем как представителем науки, государства, мира взрослых, с коллективом в целом, с обучающимися сильными и слабыми, с мальчиками и девочками.

Не важно в этом случае, каким содержанием заполнен урок: математическими формулами, литературными текстами, историческими фактами и событиями. Воспитание личности идёт благодаря устанавливающимся и развивающимся отношениям. Вне воли педагога нет воспитания.

Преподаватель организует не только учебную деятельность обучающихся, но и их отношения на уроке. Если педагог “видит” отношения детей, в которые те включены в ходе урока, и делают всё возможное, чтобы эти отношения соответствовали общественно значимым, т.е. не противоречили воспитательным целям, то урок данного преподавателя приобретает воспитывающий характер. Если же сузил границы своего внимания дидактическими рамками, то его урок лишается воспитательного влияния.

Большое влияние на нравственное воспитание обучающихся оказывает и личность педагога. Обучающийся должен видеть преподавателя увлечённым, влюблённым в своё дело. В этом случае он сможет увлечь и ребят своим примером, включить всех в творческий поиск (имеется ввиду решение задач, упражнений, доказательство теорем разными способами, выделяя наиболее рациональные). На таких уроках главным содержанием работы становится не только усвоение теоретического материала курса, но и выработка коллективной оценки методов решения математических задач. Но самыми сильными воспитательными моментами на уроках, являются те, когда преподаватель мыслит вслух, ведёт мысль обучающихся, ищет правильный ход решения вопроса, что – то отвергает, заменяет по ходу, объясняя почему, задумывается, приглашает как бы посмотреть вперёд, к чему это приведёт. Это захватывает всех обучающихся; они сообща ищут решение того или иного вопроса, занимают активную позицию, создающую настрой коллективного поиска. Радость такого поиска рождается именно здесь.

Научить мыслить может только мысль. Поэтому преподавателю необходимо найти время послушать каждого обучающегося, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ.

Необходимо ребят учить ценить время. Самому преподавателю надо начинать всё вовремя, проводить работу на время; не ждать, пока раскачаются все обучающиеся. Иногда ставить оценку за каждый этап урока; за подготовку к уроку, за фронтальный опрос или устный счёт, за самостоятельную работу, за письменную работу, за участие в изучении нового. Такой приём развивает внимание, собранность, даёт возможность оценить себя в коллективе.

Важнейшим моментом в работе преподавателя математики является обращение внимания обучающихся на соотношение науки и нравственности. Следует брать примеры из истории науки, из окружающей жизни, из газетного, телевизионного материала, которые убеждали бы обучающихся в том, что только полная отдача сил, служение науке дают возможность делать великие открытия, служащие гуманным идеалам человека. В продолжение этой работы во внеурочной деятельности – викторинах, вечерах, математических боях, когда все учащиеся живут темой готовящегося мероприятия, находят нужную литературу, готовят оформление стенда, газеты, сообщения, доклады, игры, головоломки, занимаются моделированием, готовят наглядные пособия.

Пусть многие ребята изберут после окончания школы путь, несвязанный вплотную с математикой, но при встречах все они говорят, что математика учит трудолюбию, настойчивости и организованности, всё в ней так чётко, строго и продуманно, и уже никогда не забудут, что математика “ум в порядок приводит”.

В процессе изучения предмета необходимо побуждать обучающихся к самообразованию, давать им необходимые советы это поможет воспитывать у них интерес к знаниям, повседневное трудолюбие, настойчивость, исполнительность, добросовестность. Кем бы ни стали наши студенты после окончания техникума, им всегда будут нужны знания, сообразительность, наблюдательность, хорошая память, острый глазомер, фантазия, внимательность, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты. Математический стиль мышления необходим человеку в любой профессии.

Обучая математике, мало учить решать задачи математические, необходимо больше уделять внимание решению нравственных задач. Одним из эффективных средств усиления воспитательной функции урока является проблемное обучение. Творческое мышление, самостоятельное решение проблемы – одно из основных условий превращения знаний в убеждение.

Воспитательное значение проблемного обучения раскрывается не столько в том, что ребята самостоятельно подходят к “открытию” новых математических фактов, сколько в привитии им особого стиля мышления, в усилении положительного влияния преподавателя на личность обучающегося.

Правильно подобранные и хорошо организованные на уроке дидактические игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию обучающихся, помогают выработать необходимые в жизни и учебе навыки и качества. Игры могут способствовать развитию у обучающихся памяти, внимания творческого воображения, воспитанию у них наблюдательности, привычке к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Учебный процесс имеет большие возможности для военно – патриотического воспитания обучающихся. Возможными способами решения этой задачи в процессе обучения математике являются:

  • Сообщения исторических данных, показывающих роль учёных – математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны;
  • Тщательный подбор математических задач с учётом поставленной перед уроком задачи военно – патриотического воспитания;
  • Внеаудиторная работа по математике.

Трудовое воспитание школьников в процессе обучения математике проводится в различных направлениях: воспитание умения и потребности учиться; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие способности применять полученные знания к решению практических задач.

В процессе формирования гармонически развитой личности особое место занимает эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех дисциплин. Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Математика имеет много только ей присущих возможностей для решения этой важной проблемы. Дети любят красивое, увлекательное. Всем этим богата математика. Вдумчивые преподаватели показывают, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей. Источниками эмоционального и эстетического воздействия математики на являются непременность её выводов, универсальность применений, совершенство языка, романтичность её историй, занимательные задачи и тд. Эстетическое воздействие в немалой степени зависит от качества преподавания. А именно: от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроки поиск рациональных путей их решения, показать красивые приёмы быстрых вычислений.

Аккуратность играет большую роль в жизни человека. Этому надо учить ребёнка с самого начала его жизни – в быту и на уроках. Нужно добиваться от обучающихся аккуратного выполнения любой работы: ведения тетрадей, вычерчивания графиков и др. Это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение любую работу доводить до совершенства. Педагог должен учить не только видеть прекрасное, но и создавать его.

Формирование личности и характера обучающихся идёт в повседневности учебных будней. И здесь не должно быть мелочей, неважных для преподавателя. Ни один поступок обучающихся не должен остаться не замеченным педагогом, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок – это может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом преподаватель никогда не должен забывать. И постоянно самому учиться искусству воздействия на личность обучающегося, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: 1984.
  2. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976.
  3. Формирование учебной деятельности школьников.// Под ред. В. В.Давыдова - М.: Педагогика, 1982.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*