Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНачало учебного года начинается со знакомства с обучающимися, как индивидуально, так и с группами в целом. Много времени уделяется процессу адаптации. Так как процесс адаптации сложен для обучающихся. Потому что, начинается этап самостоятельной жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека. Среди обучающихся имеются дети из разных семей и дети-сироты, которые пришли из учреждений интернатного типа. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Вчерашним выпускникам средних школ и детских домов необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и любые подростки, они стараются разобраться в себе, определить свой путь. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются не всегда готовыми.Вхождение их в самостоятельную жизнь сопровождается сложностями и не всегда может проходить успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием обучающихся тех требований, которые предъявляет социум. В связи с этим мы ставим перед собой следующие цели и задачи.
Цель: создать условия для успешной социализации и адаптации обучающихся для успешного процесса обучения и приобретения профессии.
Задачи: учет индивидуальных личностных особенностей обучающихся, повышение сплоченности группы, создание благоприятной атмосферы в формировании коллектива,
сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися группы, между преподавателями и обучающимися, стимуляция общения.
Данные задачи реализуем через такие формы работы с обучающимися и преподавателями как: психодиагностику, индивидуальные занятия, индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, групповые занятия и тренинги.
По результатам первого семестра 2015-2016 учебногогода можно представить следующие результаты:
Рис. Адаптация обучающихся из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По рисунку видно, что по результатам первой диагностики адаптация обучающихся проходит успешно у 81% обучающихся, но имеются обучающиеся, которым труден процесс адаптации в учебном заведении и им нужен индивидуальный подход и они составляют 19%.
После диагностики анкеты №1 были даны рекомендации классным руководителям групп, преподавателям для организации работы с данными обучающимися: обучающимся с трудностями в адаптации требуется индивидуальный подход, щадящая обстановка, использование педагогических приемов создания ситуаций успеха и вовлечение в общую деятельность, и жизнь группы, проведение внеклассных мероприятий для сплочения коллектива. Проводилась индивидуальная психологическая работа с обучающимися через такие формы работы, как: индивидуальные беседы и сопровождение, консультации и занятия, направленные на ускорение процесса адаптации, снятия эмоционального напряжения (арттерапия и релаксация); групповая работа на сплочение группы проводилась через такие формы работы, как: тренинги на ускорение процесса адаптации и сплочение коллектива; индивидуальная работа с обучающимися, проживающими в общежитии через такие формы как: индивидуальные беседы и консультации. Затем проводилась вторая диагностика на выявление динамики процесса адаптации у обучающихся по анкете № 2. По результатам диагностики анкеты № 2видно, что динамика есть. Изменения произошли в лучшую сторону. 89% обучающихся адаптировались к условиям образовательного учреждения, но так же нужно учесть, что все же имеются обучающиеся у которых имеются трудности в адаптации и их 11%. С такими обучающими проводится постоянная индивидуальная работа и контроль, как классного руководителя, так и психолога. Для индивидуального подхода к обучающимся проводилась диагностика личностных особенностей обучающихся по таким методикам, как: «Акцентуаций характера» (Леонгарда, Шмишека), «Общетипологической типологии личности» (Г.Айзенка) и Самооценка по Дембо-Рубинштейну, Тест М.Люшера.
Проводится ознакомление классных руководителей и преподавателей с результатами диагностики, после чего они получают рекомендации для дальнейшей работы с такими детьми. Так как специалисты, работающие с обучающимися, далеко не всегда обладают достаточными знаниями, умениями и навыками в данной сфере работы с такой категорией детей. Поэтому нужна совместная активная работа всего коллектива.
Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий трудности, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу [1, с. 25].
В ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум» весь педагогический коллектив задействован в работе с обучающимися. Следовательно, осуществляется активное взаимодействие обучающихся с педагогическими работниками, а чем активнее ребенок включается в социокультурную среду, тем меньше он «уходит в себя», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а все больше привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на активное участие в общественной жизни, на собственные способности, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и принципиальность.
Социально-культурная адаптация является базой социализации личности обучающихся, их адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации. Решение проблем социокультурной адаптации представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества [3.с.5].
Литература
Оригинал работы: Анализ социализации и адаптация обучающихсяпервого курса техникума
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.