Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаФормирование профессиональной и коммуникативной компетентности студентов является одной из ведущих задач модернизации Российского профессионального образования, которое нашло отражение в концептуальных документах в области долгосрочного социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов [7].
На современном этапе профессиональное образование претерпевает достаточное количество реформ причиной которых послужило вступление России в Болонский процесс, необходимо интегрировать все европейские стандарты качества и создать систему общеевропейского сотрудничества в области обеспечения гарантий качества образования. Каждая профессиональная образовательная организация должна стремиться выстроить процесс подготовки своих выпускников таким способом, чтобы на выходе получить квалифицированного и востребованного профессионала на рынке труда как России так и зарубежья.[3]
Квалификация работника является базовым производственным ресурсом любого ремесленного предприятий. Таким предприятиям нужен работник с особымиличностными характеристиками. Как считают специалисты, это работник «принципиально нового типане только в профессиональном, экономическом, правовом, но и в педагогическом плане, являющийся носителем высокого… уровня профессиональной компетенции» [3]. Мы рассматриваем ремесленника, во-первых, как высококвалифицированного работника, владеющего одной из ремесленных профессий, во-вторых, выполняющего, в силу особой организации производственного процесса, функции специалиста-технолога, в-третьих, ремесленник нередко берет на себя функции организатора бизнеса, становясь предпринимателем, в этом смысле термин «ремесленник» становится равнозначен термину «ремесленник-предприниматель».
Сформулированы положения, отражающие наиболее важные особенности процесса обучения по ремесленным профессиям.
Во-первых, максимальная интеграция образовательных среднего профессионального ремесленного образования через преемственность целей, задач, содержания, методов и организационных форм обучения.
Во-вторых, это органичное соединение европейского и отечественного опыта профессионального обучения.
В-третьих, организация обучения с использованием самого современного технологического инструмента и оборудования.
В-четвертых,дидактическое единство предметов общеобразовательного и профессионального циклов, интеграция теоретического и практического обучения, с преобладанием доли последнего.
В-пятых,качественное практическое обучение на учебных моделях и реальных производственных объектах.
В-шестых, обучение предпринимательской деятельности и предпринимательскому мышлению на базе среднего профессионального образования на основе использования проектной технологии в обучении. [6]
Профессиональную компетентность ремесленника Э.Ф. Зеер подразделяет на три группы:
Основываясь на исследованиях сущности ремесленной деятельности, можно выделить следующие компетенции ремесленника-предпринимателя применительно с целям нашего исследования:
Работа с клиентами заставляет ремесленника-предпринимателя владеть высокой культурой поведения,уметь общаться с людьми,убедительно объяснять им свои действия, профессионально грамотно консультировать заказчика. Поэтому в процессе обучения ремесленника-предпринимателя необходимо предусматривать также повышение ответственности и самосознательности не только при выполнении работы, но и в общении. Своим поведением ремесленник-предпринимательявляется самой эффективной рекламой своего ремесленного предприятия. В условиях рыночной конкуренции именно такие личностные и профессиональные качества ремесленника-предпринимателя определяют признание и успех его предприятия. Корректное, грамотное поведение гарантирует ему стабильность профессиональной деятельности[5].
Формирование коммуникативной компетентности у будущих ремесленников требует проведения таких занятий, которые были бы направленных на развитие, формирование и моделирование навыков делового общения, что в последствии позволит им успешно адаптироваться на рынке труда и реализовать в полном объеме свои профессиональные качества.
Прежде всего для того чтобы научить и сформировать личность и профессионала, преподаватель должен представить себя в роли ремесленника-предпринимателя и осознать какими ключевыми квалификациями он должен обладать. Должен понять, что успешную коммуникацию для квалифицированного ремесленника-предпринимателя будут обеспечивать следующие речевые навыки:
В Тарко-Салинском профессиональном колледже обучение проходит по следующим ремесленным профессиям «Мастер отделочных (строительных) работ», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Автомеханик». Преподавателями и мастерами производственного обучения активно используются различные методы и способы формирования коммуникативных навыков в рамках экспериментальной работы по реализации инновационной модели ремесленного образования.
Мы считаем целесообразнымвести обучение ремесленников-предпринимателейучитывая межличностные связи.При организации такой учебной деятельности:
Образовательные технологии подготовки будущих ремесленников-предпринимателей в нашем колледже выстраиваются на основе компетентностного подхода на следующих принципах: единство образовательного, производственного и предпринимательского процессов за счет частичной включенности обучения в бизнес-среду; увеличение объема самостоятельной работы, обеспечение учебно-методическими материалами нового поколения; активное использование информационно-коммуникационных технологий; учет требований системы менеджмента качества, широкое использование проектной технологии (метода проектов) и др.[8] Такие организационно-педагогические условия подготовки ремесленников-предпринимателей позволяют выстраивать стратегию профессионального образования на основе гибкого реагирования на запросы рынка труда, сохранять социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность выпускников, следовательно, комплексно и качественно решать всю совокупность образовательных целей и задач.
В современном мире будущим ремесленникам-предпринимателям, которые планируют открыть свое дело достаточно сложно организовать этот процесс быстро и безболезненно. Поэтому имея устойчивые навыки профессионального общения, процесс адаптации и организации собственной профессиональной деятельности будет строиться легче.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.