Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Этапы и способы формирования нравственных ценностей у студентов СПО в курсе изучения истории

06.04.2016 2929 5014
Новикова Наталья Сергеевна
Новикова Наталья Сергеевна, методист, преподаватель

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Духовно-нравственное воспитание  личности – одна из главных задач преподавания истории в системе профессионального образования. Многие исследователи отмечают падение уровня нравственности российского общества, духовный кризис, охвативший всё общество и  отсутствие идеалов и ценностей у подрастающего поколения. На проблему дефицита нравственных качеств подрастающего поколения указал Президент Российской Федерации  Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 года, подчеркивая необходимость преодоления нравственного кризиса охватившего общество. М.А. Дьячкова в статье «Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике» обозначает причины духовно-нравственного кризиса российского общества, указывая на утрату людьми понимания смысла своего существования, духовно-нравственных ориентиров в жизни.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность в системе образования, ориентированная на создание благоприятных условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Формирование нравственных ценностей у студентов – важнейшая задача преподавания истории. В изменившихся социально-экономических и политических условиях актуальность проблемы духовно-нравственного развития приобретает особую значимость. Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала общества, безусловно, является возрождение системы духовно-нравственного воспитания, в основе которого находятся нравственные ценности, являющиеся универсальными формами человеческого общежития и простейшими нравственно-социальными нормами.

В научной литературе существует множество подходов к определению ценности. Так, Москаленко И.В. под нравственными ценностями понимает «императив, отвечающий нравственным требованиям добра, определяющийся разумной альтруистической ориентацией в отношении к другому человеку, проявляющийся на добровольной основе независимо от ситуации и окружения и регулируемый нравственными чувствами стыда, совести и вины». Кувакин В.А. отмечает, что «пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может или должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в благотворности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом, поскольку нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим. Каталог нравственных ценностей слагается из тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п. В него входят качества гуманности, которые составляют позицию личности, естественную основу ее нравственности, а также моральные принципы и нормы поведения, которые определяются и качествами человека» (3). М.А. Дьячкова в статье «Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике» под ценностью понимает «нравственные и эстетические нормы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид усваивает их в процессе своей социализации» (4,С.146). Д.А. Леонтьев считает, что ценность – это «духовный или материальный объект, имеющий определенную жизненную цену и способный удовлетворить интересы и потребности личности и общества». Так, по определению В.И.Плотникова, ценность – это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от сознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти «прошлое» (8). Таким образом, нравственные ценности неразрывно связаны с устоявшимися общественными нормами морали, продиктованные обществом, и сформированные на протяжении существования цивилизации – с одной стороны, с другой – личностное отношение человека к разным ценностям и собственный выбор в пользу той или иной ценности. Нравственные ценности, по мнению М.А. Дьячковой, должны стать ориентиром социальной активности, направленной на достижении общественно значимых гуманистических целей (5).

Преимущества истории как образовательной дисциплины состоит в том, что она обладает возможностями сформировать у студентов нравственные ценности, в который будет вложен личностный смысл и субъективное отношение к событиям и фактам, с которыми они  не знакомы в обычной жизни и не сталкивались  в реальности. История как учебная дисциплина единственное средство, позволяющее студентам представить картину прошлого проецируя ее на реальные события. Значение ценностей необходимо формировать через систему понятий  на уровни отношения, позиции или убеждения. О.Ю.Стрелова под понятием понимает «логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь» (1), делая акцент на том, что осмыслив большое количество исторических понятий в курсе изучения истории, систематизируя их и обобщая, будут сформированы основные мировоззренческие идеи, которые заложены в задачах исторического преподавания. О.Ю.Стрелова убеждена, что понятие включает в себя два компонента – это сам термин и его определение, «где под термином понимается слово или сочетание слов, обозначающее понятие, а под определением – краткое или развернутое перечисление признаков понятия в их иерархической последовательности: родовые, видовые и дополнительные» (1). Исследователь предлагает этапы и способы формирования системы понятий (см. таблицу 1)

Таблица 1

Этапы и способы формирования системы понятий

Этапы формирования системы понятий

Способы формирования системы понятий

- введение частноисторических понятий;

- соотнесение единичных признаков и обобщение их в понятия более высокого уровня;

- абстрагирование особенных признаков;

- создание целостной картины исторического события, явления, процесса;

- выявление существенных признаков исторического факта;

- определение понятия;

- упражнения по его использованию;

- создание учебных ситуаций для оперирования новыми понятиями

 

Согласно рекомендациям О.Ю. Стреловой приведем пример работы с понятием «государство» с целью формирование нравственных ценностей у студентов ГБ ПОУ ЯНАО «Тарко-Салинского  профессионального колледжа» В курсе изучения Истории в СПО преподается целая система ценностей нравственного характера. Важное место среди нравственных ценностей занимает верность и служение государству как честь независимо от социального положения человека, его статуса. Отсюда возникает необходимость введение понятия «государство». Государство - ценностное понятие. В справочнике для школьников и поступающих в вузы понятие государство рассматривается как основной институт политической системы структурированного общества, осуществляющий охрану и функционирование его экономических и социальных структур. Государство обладает исключительным правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, на издание законов и правил, обязательных для всего населения, взимание налогов и сборов. Государство возникло в результате общественного разделения труда, появление частной собственности и формирования общественных слоев, структур (5).

У государства как политической структуры разные функции: охранная, защита правопорядка, сохранение целостности своих территориальных границ, законотворчество. Это понятие в данной трактовке не формирует у студентов личностного понимания значимости государства. В определении отсутствует личностный смысл, который необходимо сформировать у студентов на уровне отношения и убеждения. 90 % студентов ГБ ПОУ ЯНАО «Тарко-Салинского профессионального колледжа» - это будущие защитники Отечества, которые обязаны пройти службу в армии. В связи с этим, необходимо в понятие «государство» вложить личностный смысл, заключающийся в необходимости служить своему Отечеству, и быть способным встать на его защиту в случае военной угрозы. По результатам опроса обучающихся первых курсов 65 % изъявили желание проходить службу в рядах Российской Армии, однако причины они видели в следующем:

  • краткосрочность прохождения службы и страх, что со временем её срок может быть увеличен;
  • уголовное наказание за уклонение от службы.

Таким образом, у обучающихся отсутствует желание стать достойными защитниками своей Родины, внутренний позыв исполнить свой гражданский долг, моральная ответственность перед обществом. С.А. Днепров в статье «Важнейшие нравственные ценности воинской деятельности» отмечает, что «Нравственное требование, распространяющееся на всех людей как моральная норма, принимает форму долга, когда оно превращается в личную задачу индивида применительно к его положению в какой-либо конкретной ситуации» (2). Отсюда возникает необходимость формирования у студентов личной заинтересованности в необходимости исполнить свой гражданский и воинский долг в целях сохранения государства, которое выступает как средство гарантированной защиты граждан в целом и индивида в частности.

Рассмотрим этапы и способы формирования ценностей нравственного характера через понятие «государство» (см. таблицу 2).

Таблица 2

Этапы и способы формирования ценностей нравственного характера

Этапы формирования

Способы формирования

Нравственные ценности, сформированные у студентов

- введение частноисторических понятий: князь, дружина, закон, внутренняя и внешняя политика, военные набеги;

- соотнесение единичных признаков и обобщение их в понятия в более высокого уровня: Древнерусское государство, централизация государства;

- абстрагирование особенных признаков: этапы и особенности становления государства в Древней Руси.

- субъективные, личные знания, представления  студентов о признаках и значении государства;

- аналитическое описание значения понятия на основе разных источников;

- метод персонификации: на примере подвига Александра Невского, Дмитрия Донского;

- выделение существенных признаков – охранная и защитная функция, законотворчество, осуществление внутренней и внешней политики, сохранение правопорядка;

- проблемное обсуждение: возможно ли общество без государства, комфортно ли жить в обществе без государства; служба в армии долг гражданина или обязанность и т.п.

Патриотизм, служение Отечеству, мирное сосуществование всех народов, быть достойным гражданином своей страны, гуманизм

 

Таким образом, работа с понятием в курсе изучения истории позволит осуществить формирование ценностей нравственного характера. Однако каждое понятие нельзя рассматривать только лишь с позитивной стороны, поскольку понятие содержит в себе и негативные стороны. Подобный односторонний подход может создать у студентов не четкую картину реальности, искажение фактов истории и в должной степени показать значимость позитивной ценности, поскольку ценности становятся значимее в сравнении с негативными. Приведем пример негативных ценностей, которые возникают в результате появления государства (см. таблицу 3)

Таблица 3

Понятие «государство»

Положительные ценности

Негативные ценности

Охрана и защита границ, жизнь, мир, свобода

Война, смерть, рабство

Власть

Коррупция, волюнтаризм, авторитаризм, абсолютизм

Социальное обеспечение

Налог

Прогресс

Проблемы экологии, уменьшилось население, возросла смертность, резко снизился уровень жизни

Реформы

Сословия, классы, закрепощение крестьянства

 

С одной стороны государство призвано охранять и защищать свою территориальную целостность, сохранять мир как внутри своих границ, так и с соседними государствами, что будет гарантом материального благополучия населения и процветания страны. С другой стороны, в случаи дестабилизации внутреннего положения и нарушение добрососедских отношений с другими государствами на защиту мира и жизни граждан понадобятся военные силы, материальные затраты. На смену стабильности и миру придет война, в результате которой многочисленные жертвы, смерть близких, родных. Студенты должны понимать, что для сохранения сильного государства нужно быть готовым принести необходимые жертвы. Таким образом, война, смерть – это негативные ценности, которые становятся значимыми в сопоставлении с положительными ценностями – мир, жизнь.

Представленные подходы формирования  нравственных ценностей в курсе изучения Отечественной истории позволят воспитать духовно - нравственную личность, в сознании которой укореняться такие священные понятие как государство, долг, мир. Необходимо создать систему понятий, которые будут нести в себе нравственные ценности, формировать которые необходимо у студентов. На примере понятия «государства», изучаемого в курсе образовательной дисциплины Истории необходимо показать положительные и отрицательные стороны государства как политического института, не обесценивая значимость этого понятия, а напротив, показывая важность государства для стабильности жизни общества и материального благополучия каждого гражданина. 

Список литературы

  1. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современной России: Сборник научных статей / Под общ.  ред. Г.И. Дзида. – М.: Издательство «Спутник+», 2013. – 320 с.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для  студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
  3. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Л.Н.Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.:Дрофа, 2004. – 942, с.
  4. Дьячкова, М.А. Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике/М.А.Дьячкова//Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2004. - №4 – С.141-148.
  5. Москаленко, И.В. К проблеме изучения нравственных ценностей: нравственные национальные ценности: нравственные национальные ценности/ И.В. Москаленко//Проблемы и перспективы развития образования в XXI: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты): материалы международной научно-практической конференции. – Пенза – Ереван – Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – С. 63-69.
  6. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной конструкции /Д.А.Леонтьев//Вопросы философии. – 1996.- №4. – С.16-21
  7. Днепров, С.А. Важнейшие нравственные ценности воинской деятельности/ С.А.Днепров, С.А.Одинцов//Педагогическое образование и наука.-2014. - С.70-77



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*