Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа протяжении многих веков ремесленничество играло важную роль в формировании молодого поколения, в его профессиональном и социальном становлении. Возникнув на рубеже Древнего мира и раннего Средневековья, ремесленная мастерская, выступив по сути прообразом современной профессиональной школы, стала первой организационной формой обучения и воспитания молодежи, в которой опытный мастер-ремесленник выполнял функции не только рачительного хозяина и работного человека, но и педагога профессионального обучения[1, с. 15].
Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» сегодня широко используются в национальных законодательствах многих стран. Кроме того, это единая терминология ООН, ЕС и ВТО. Сегодня значительная часть работающего населения планеты трудится на ниве ремесленной деятельности, например, в странах ЕС на ремесленные предприятия приходится в среднем каждое пятое-шестое рабочее место несельскохозяйственного сектора экономики.
Ремесленными предприятиями называют малые бизнес-структуры (в том числе индивидуальных предпринимателей), которые обеспечивают население товарами или услугами, необходимыми для обустройства их жизни и быта, предназначение которых: от изменения внешнего облика человека до благоустройства его дома. Ремесленные предприятия характеризуются небольшими размерами, территориальной близостью к потребителю, единичным или мелкосерийным производством продукции или услуги, отсутствием пооперационного и технологического разделения труда, большой долей ручных операций, высоким качеством выполняемой работы и некоторыми другими признаками. Такие предприятия занимают существенное место в различных отраслях экономики: строительстве, металлообработке, деревообработке, пищевом, кожгалантерейном, текстильном производстве, бытовом обслуживании, народных промыслах и т.д. Ремесленник – это каменщик, столяр, ювелир, автослесарь, электрик, стеклодув, парикмахер, кондитер и т.д. Главное, чтобы он работал не в цехе крупного производства, а на малом ремесленном предприятии в непосредственном контакте с потребителями.
Современное ремесленничество постоянно обогащается новыми технологическими знаниями, материалами и оборудованием, использует современные коммуникации, производственную кооперацию и специализацию. Потребность в труде работников ремесленных предприятий в последнее время возрастает и в России, что позволяет, в известной мере, говорить о грядущем ренессансе ремесленных форм хозяйствования. Некоторые специалисты уже высказывают мнение о том, что в ближайшие десятилетия возросшее значение ремесла может породить феномен «новой ремесленной экономики». Это утверждение базируется на представлении о том, что новое поколение ремесленных производств будет более совершенно, чем их предшественники. Они будут оснащаться современными технологиями, будут иметь доступ к местным и глобальным рынкам, и, в силу этого, смогут конкурировать с крупными и средними хозяйствующими субъектами. Эти структуры будут динамичными, гибкими, зачастую для достижения поставленных целей будут сотрудничать с крупными компаниями.
Ввиду весьма существенных особенностей профессиональной деятельности ремесленникам требуется и особое образование, отличающееся по структуре, содержанию и методам обучения от существующего профессионального образования рабочих. Для их подготовки необходимы новые образовательные программы, дополненные блоками дисциплин, ориентированных на формирование всех вышеназванных профессионально важных качеств ремесленника, необходима особая научно-методологическая и организационно-методическая основа, по-существу, для этого требуется создать новый вид образования – профессиональное ремесленное образование.
Однако в России существенное увеличение количества малых ремесленных предприятий не сопровождалось созданием системы подготовки кадров для них. Сложилась парадоксальная ситуация – кадры продолжают готовить на основе образовательной модели, которая была создана в период, когда ремесленничество целенаправленно вытеснялось из экономической системы страны. За годы рыночных преобразований произошли колоссальные перемены во всех сферах жизни общества, сменились государственная политика, идеология, социально-экономическая формация, производственные отношения. В изменившихся условиях общественной жизни уже «выросло» и сформировалось новое поколение. Существенно изменились за эти годы и требования, предъявляемые к качеству подготовки специалистов – выпускников профессиональных учебных заведений. Казалось бы, на эти «вызовы» времени система профессионального образования должна была отреагировать глубокой переоценкой основополагающих целей, установок, принципов, задач, содержания, требований к качеству подготовки выпускников и т.д., и т.п.
Ремесленные профессии относятся к рабочим профессиям. Однако, в виду существенных отличий в содержании труда и трудовой квалификации они образуют особую группу. В отличие от рабочего индустриального типа, имеющего ограниченный операционный функционал, ремесленник должен в совершенстве владеть всеми трудовыми операциями технологического процесса. При этом он еще должен уметь работать с клиентами, знать экономическую сторону выполняемой работы, осуществлять контроль за качеством изготовления и нести за него ответственность. Кроме того, часть ремесленников работают индивидуально или руководят небольшими предприятиями, выполняя, таким образом, еще организационные и управленческие функции. Столь разноплановая по своим характеристикам деятельность ремесленника позволяет утверждать, что для российского рынка труда он является работником нового типа.
В настоящее время становление ремесленного образования, как нового вида профессионального образования для нашей страны является перспективной научной проблемой и важной системно-прикладной задачей [2, с. 62-64]. Под профессиональным ремесленным образованием понимается самостоятельная ветвь профессионального образования, которая обеспечивает подготовленность выпускников к профессиональной деятельности по ремесленным профессиям или специальностям [3, с. 49].
Деятельность ремесленника-предпринимателя предполагает более высокие требования к знаниям, умениям и навыкам, чем к ремесленникам-мастерам. Для успешной профессиональной деятельности будущему ремесленнику-предпринимателю необходимо сформировать базовые предпринимательские качества, развивать способности к самоорганизации, саморазвитию. Все это может начинаться и с общеобразовательной школы (факультативы, тренинги, семинары), и, продолжится в рамках программ подготовки квалифицированных рабочих кадров или программ подготовки технологов и специалистов-управленцев.
Формирование профессиональной компетентности студентов является одной из ведущих задач модернизации Российского профессионального образования, которое нашло отражение в концептуальных документах в области долгосрочного социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов [4].
C 2012 г. в Тарко-Салинском профессиональном колледже Ямало-Ненецкого автономного округа внедряются элементы ремесленного образования, направленные на повышение качества подготовки выпускников, а также на изменение структуры и содержания подготовки рабочих.Уникальность реализуемой практики заключается в том, что в результате подготовки формируется профессионально компетентный, квалифицированный рабочий в сфере малого бизнеса, способный не только работать, но и самостоятельно организовать свою деятельность.Реализуя эту задачу, работниками колледжа были изучены существующие в других регионах теоретические и практические наработки по проблеме подготовки работников для малых ремесленных предприятий. В частности, мы знакомились с опытом обучения ремесленным профессиям, полученным в Уральском колледже технологии и предпринимательства г. Екатеринбурга, особенностями немецкой модели дуального обучения, научно-методической базой в области ремесленного образования, нарабатываемую специалистами Российского государственного профессионально-педагогического университета.
В итоге была разработана образовательная модель обучения по некоторым ремесленным профессиям в условиях северного региона, таких как «Мастер отделочных строительных работ», «Автомеханик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Инновационными компонентами такого обучения стали учебные дисциплины отраслевой специализации «Основы предпринимательства», «Экономика организации», «Основы деловой культуры». Они были введены в учебную программу за счет вариативной ее части, и ориентированы на специфику предпринимательства в сфере ремесленничества.
С целью диссеминации нарабатываемого опыта нами былразработан ряд образовательных продуктов: 1. Учебно-методический комплекс по внедрению элементов ремесленного образования в программы подготовки квалифицированных рабочих. 2. Учебно-методическое пособие «Использование стендового оборудования как эффективный способ повышения качества обучения», рекомендованное к использованию региональным институтом развитияобразования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для развития деятельностной компетенции, будущие ремесленники проходят стажировки на малых предприятиях, изучая организацию предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, получая по его завершению сертификат, выдаваемый колледжем совместно с частными предприятиями. Также темы по ведению малого бизнеса и правилам делового этикета были включены в рабочие программы производственной практики.
Продолжают укрепляться международные связи колледжа с немецкими партнерами по обмену опытом в области ремесленного образования. Проводятся психологические тренинги для повышения мотивации обучающихся.Осуществляется развитие социального партнерства между профессиональным колледжем, руководством Пуровского района и г. Тарко‑Сале и малыми предприятиями города и района.
C 2012 г. на базе колледжа начала работать стажировочная площадка по реализации компетентностного подхода в экспериментальных программах по ремесленным профессиям. Целью деятельности стажировочной площадки является трансферт научно-педагогических знаний и обучающих технологий в области ремесленного образования, через организацию системы повышения квалификации, в т.ч. в форме стажировки, руководящих и педагогических работников учреждений профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих образовательные программы по подготовке специалистов ремесленного профиля. Задачи:
Основной идеей деятельности стажировочной площадки является положение о том, что существующая модель ремесленного образования является живым учебно-воспитательным процессом, в результате которого формируется профессионально компетентная и социально ответственная личность, обладающая высокой конкурентоспособностью и профессиональной мобильностью на современном рынке труда.
Научно-методическое руководство деятельности стажировочной площадки осуществляет научно-образовательный центр развития ремесленничества при Российском государственном профессионально-педагогическом университете. На базе стажировочной площадки уже прошли краткосрочную стажировку и получили документ о повышении квалификации около семидесяти работников системы профессионального образования автономного округа.
Разработанные технологии, модели и системы обучения, являются универсальными и могут использоваться при подготовке кадров по другим ремесленным профессиям и в других регионах страны. Что позволит выпускникам быстро адаптироваться на рынке труда, сохранить социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность, комплексно и качественно решать образовательные задачи.
Список источников:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.