Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Управление качеством подготовки рабочих кадров через интеграцию профессионального образования и бизнеса

06.04.2016 873 1455
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель

Карпачева Марина Игоревна
Карпачева Марина Игоревна, заведующий отделением, преподаватель

Алымова Марина Анатольевна
Алымова Марина Анатольевна, и.о.заместителя директора по УПР

Тарко-Салинский профессиональный колледж

В основе управления любой системой, в том числе системой воспроизводства трудовых ресурсов, лежит категория эффективности, основная концептуальная формула которой представляется как достижение производственной цели с минимальной затратой средств. Исходя из этой формулы, под эффективностью деятельности колледжа по воспроизводству трудовых ресурсов понимается степень удовлетворения текущих или перспективных потребностей работодателей, предприятий и организаций, отраслей экономики в подготовке специалистов необходимого уровня квалификации и профиля в заданной номенклатуре профессий, посредством имеющегося и постоянно развиваемого научно-технического, учебно-педагогического и инженерно-производственного потенциала при рациональном использовании педагогических, материальных и финансовых ресурсов.

С введением стандартов третьего поколения подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей профессии невозможна без внедрения инновационных технологий, которые в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения. Задачи обеспечения инновационного развития экономики и формирования общества, основанного на знаниях, требуют изучения взаимодействия между различными институтами в сферах образования и производства. Одним решением этих задач будет совместное использование потенциала образовательных и производственных организаций во взаимных интересах, то есть, интеграция образования и бизнеса.

В настоящее время интеграцию образования и бизнеса необходимо рассматривать как один из важнейших приоритетов, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих потребностям рынка труда в условиях инновационной экономики.

При этом эффективное взаимодействие организаций профессионального образования с отдельными работодателями и рынком труда в целом требует развития комплексногостратегического партнерства сторон, целью которого является объединение финансовых, кадровых, материально-технических и иных ресурсов для взаимовыгодного сотрудничества.

В связи с этим коллектив Тарко-Салинского профессионального колледжа на протяжениинескольких лет работает в направлении совершенствования качества образования и содержания образовательных услуг с учетом потребностей рынка труда и работодателей.

Целью работы является мониторинг качества образовательной деятельности, который включает в себя такие объекты контроля, как содержание профессионального образования, условия образовательного процесса, качествообучения, рынок труда, мониторинг воспитательной среды и социальной адаптации выпускников.

Управленческая деятельность в колледже осуществляется в три этапа:

  • мотивационно-организационный, на котором реализуются функции мотивации, планирования и организации;
  • координационно-деятельностный, основанный на выполнении функций организаций и координаций;
  • контрольно-аналитический, предполагающий осуществление контроля оценки и анализа выполненных действий и принятия решений по результатам анализа.

При организации образовательного процесса в нашем колледжеприменяются различные технологии.

Так, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов по  направлению Техника и технология наземного транспорта применяются инновационные технологии, которые являются личностно ориентированными, что способствует развитию креативных способностей обучающихся.Суть обучения состоит в организации учебной  деятельности, при которой  все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания.

Сегодня в колледже признание получила концепция обучения при подготовке по направлению Электро- и теплотехника, которая проходит в три этапа: теоретический, экспериментальный, практический и мотивирует студентов к активной самостоятельной учебно-познавательно-развивающей деятельности.

Методика подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по направлению Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия выстраивается по принципу дуального обучения, представляющая собой целостную модельс комплексом взаимосвязанных мер. Реализация элементов дуальной системы обучения в колледже осуществляется в тесном взаимодействии с ведущей компанией ООО «Нова Энергетические Услуги» в таких совместных мероприятиях, как организация профориентационной работы; обучение новым видам производственной профессиональной деятельности; подготовка студентов к конкурсу профессионального мастерства и т.д.

В последние годы наблюдается тенденция стремления колледжа установить взаимодействие с социальными партнерами и работодателями.

На сегодняшний день Тарко-Салинский профессиональный колледж имеет ряд соглашений и договоров о сотрудничестве:

  • с предприятиями топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Пуровского района;
  • с центром занятости населения;
  • с ВУЗами;
  • со школами г. Тарко-Сале и Пуровского района;
  • сектором малого и среднего предпринимательства города, района и округа.

Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является их привлечение к разработке учебно-программной документации по образовательным программам подготовки:

  • основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, рабочие программы профессиональных модулей и практик, программы государственной итоговой аттестации, фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются колледжем после предварительного положительного заключения работодателей;
  • работодатели, являющиеся потребителями кадров по отношению к колледжу, и их ведущие специалисты участвуют в осуществлении контроля качества подготовки выпускников путем участия в работе государственных экзаменационных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации выпускников, олимпиад профессионального мастерства, а также в процессе рецензирования выпускных квалификационныхпрактических работ и дипломных работ.

Для материальной поддержки студентов, достигших высоких результатов в учебной, общественной, исследовательской, творческой деятельности, успевающих в изучении дисциплин на «хорошо» и «отлично» учреждены именные стипендии: ООО «Проектно-строительное бюро», Филиал «Газпромбанк» (Открытое акционерного общества) в г. Новый Уренгой, Тюменская область.

 C 2005 года в Тарко-Салинском профессиональном колледже стали внедряться элементы ремесленного образования, направленного на повышение качества подготовки выпускников, а также изменение структуры и содержания подготовки рабочих. В ходе реализации проекта по подготовке профессионалов, способных адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, быть компетентными, конкурентоспособными и мобильными, изучены теоретические и практические наработки по проблеме подготовки работников для малых и средних ремесленных предприятий, что особенно важно для развивающегося северного города Тарко-Сале и Пуровского района.

Уникальность реализуемой практики заключается в том, что в результате подготовки формируется профессионально компетентный, квалифицированный рабочий в сфере малого бизнеса, способный не только работать, но и самостоятельно организовать свою деятельность.

Практика получила свое развитие, трансформируясь в стажировочную площадку регионального уровня по реализации компетентностного подхода в ремесленном образовании.

Для формирования предпринимательской компетенции студентов включены инновационные компоненты «Основы предпринимательства», «Экономика организации», «Основы деловой культуры» в учебную программу за счет вариативной ее части, и ориентированы на специфику предпринимательства в сфере ремесленничества.

Студенты проходят стажировки на малых предприятиях, изучая организацию предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, получая по его завершению сертификат, выдаваемый колледжем совместно с частными предприятиями. Также темы по ведению малого бизнеса и правилам делового этикета были включены в рабочие программы производственной практики.

С целью формирования рабочей молодежи практиконаправленного типа  колледж идет по пути расширения сферы присутствия инструментов реализации инновационной модели  движения WorldSkillsRussiaв профессиональном образовании. Идя в ногу со временем, одним из первых в округе, Тарко-Салинский профессиональный колледж сразу же  влился в это движение  и в ноябре 2012 года представил команду колледжа на I Открытом чемпионате Москвы по рабочим профессиям в рамках движения  WSR. Несмотря на то, что результаты участия непризовые, педагогический коллектив счел своей задачей вести подготовку обучающихся к конкурсным мероприятиям, в частности в рабочих программах по учебной и производственной практике ввести дополнительные модули.

В апреле 2014 года колледж представил участника на Открытом чемпионате WorldSkillsRussiaTyumen — 2014 и в 2015 году III Региональный чемпионат Свердловской области Worldskillsи региональный чемпионат рабочих профессий по стандартам WorldSkillsRussia в г. Ноябрьск.

Представленные подходы управления качеством подготовки рабочих кадровзначительно способствовали росту ключевых показателей деятельности колледжа.

Выпуск в 2014 году составил 53 обучающихся, 2015 г. – 90 обучающихся, 2016 г. – 89 обучающихся.

Доля обучающихся прошедших практику в условиях предприятия 2014г. –83%, 2015г.- 97,5 %, в 2016 году планируется до 100%.

 Доля выпускников, трудоустроившихся после завершения обучения, составляет за 2014-2016 г.г. - 100%.

Доля выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии в течение одного года после выпуска,  в 2014 г. составила 63%, 2015 г. – 70%, прогноз 2016 г. – 74%.

Доля мастеров производственного обучения и преподавателей профессионального цикла, прошедших стажировку на предприятиях и организаций 2011-2015г.г. составила 100%.

Удельный вес педагогических работников, имеющих первую и высшую категории к общей численности педагогических работников, в 2015 году  составил 65,5%.

Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в колледже, успешно прошли процедуру аккредитации в 2016 г.

В современных условиях создание системы подготовки кадров для инновационных предприятий в колледже должно осуществляться в двух направлениях.

Первое направление – колледж осуществляет образовательную деятельность в тесном сотрудничестве с предприятиями. При этом работодатель принимает активное участие в формировании профессиональных компетенций студентов, совместно с предприятиями разрабатываются инновационные образовательные траектории развития студентов, системы профессиональной адаптации и наставничества выпускников. Специфика данной траектории заключается в практическом наполнении учебного процесса, то есть организация учебного процесса на базе работодателя, внедрение элементов дуальной системы по всем направлениям подготовки, организация практик студентам, стажировок как студентам так и мастерам производственного обучения и преподавателям, выполнение выпускных квалификационных практических работ по заказу работодателя и т.д. Это позволит выпускнику получить не только фундаментальное образование, но и сформировать дополнительные профессиональные и общекультурные компетенции, адаптивность к инновациям, способность к творчеству, навыкам проектной работы.

Второе направление заключается в подготовке специалистов не только для конкретных предприятий, но и способных самостоятельно организовать предприятие. Это – создание «новых работодателей».

Таким образом, главным результатом деятельности колледжа в области подготовки кадров является креативная личность, способная к саморазвитию, к творческому, исследовательскому подходу ко всем процессам и явлениям современности. Интегрированное сочетание знаний, умений и компетенций должны позволить выпускнику выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в условиях инновационной экономики.

 Литература:

  1. Рожнова Е.Н. Сопряжение образовательного процесса и управленческой деятельности. Журнал «Профессиональное образование» № 6, 2015г. стр.16-19.
  1. ГайнеевЭ.Р. Дуальное обучение ориентируется на личность. Журнал «Профессиональное образование» № 11, 2015г. стр.20-22.
  1. Темченко Е.П. Повышение качества образования через интеграцию профессионального образования и бизнес. Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции 1-2 октября 2014 года г. Чебоксары стр. 268-270.
  1. Алымова М.А. Модель дуального обучения в ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж» Сборник статей «Материалы VIII международной научно-практической конференции 27 апреля 2015г.» стр. 31-33.
  1. Алымова М.А., Пасько Л.В. Практика «Методическое сопровождение внедрения ФГОС в ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж» www.tspc89.ru
  1. Миронченко Г.И. Организация управления профессиональным колледжем в новых условиях хозяйствования www.dissercat.com
  1. Ефанов А.В., Шульга М.И. Становление системы подготовки ремесленников-предпринимателей в Тарко-Салинском профессиональном колледже// Актуальные проблемы развития профессионального образования: Материалы Всероссийской студенческой науч.- практ. конф., Нижний Новгород, 2015.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*