Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТребования жизни к профессии медицинская сестра предъявляются,с точки зрения, практического применения, полученных в колледже, знаний. Нацеленность на результат – основное требование современности. ПМ 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» предполагает получение студентом практических навыков, которые могут оказаться полезными в любой момент жизни.
Особенность профессиональной деятельности медицинского работника заключается в многообразии и вне зависимости от складывающейся экстремальной ситуации, специалист должен уметь использовать весь свой багаж знаний таким образом, чтобы сохранить свою жизнь и спасти чужие.
Медсестра должна вырабатывать у себя способность быстро ориентироваться в обстановке, планировать свои действия и уметь правильно проводить необходимые элементарные реанимационные мероприятия с использованием подручных средств, уметь работать в бригаде, безукоризненно выполнять назначения старшего в бригаде, будь то, врач, фельдшер или старшая медсестра, уметь контролировать собственное психоэмоциональное состояние.
Предметный модуль объединяет и систематизирует знания о закономерностях возникновения и развития разнообразных форм патологии, практические навыки и умения защиты от вредных и поражающих факторов, оказания медицинской помощи пострадавшим по принципу само- и взаимопомощи, лечения и ухода за пострадавшими, владениями технологиями профилактической медицины.
Таким образом, особое значение приобретает подготовка профессионально-компетентностного медицинского специалиста среднего звена. Что это значит? Это значит, что медицинскому персоналу, оказывающему помощь пострадавшим в катастрофах, требуются не только профессиональная квалификация и владение принципами медицинской сортировки, но и высокая функциональная готовность, ответственность, знание правовых норм, организаторские способности, умение работать в команде, а порой и незаурядное мужество. Для минимизации санитарных потерь во время ЧС необходимо приобретение уверенных базовых знаний (подчеркну – уверенных) и улучшение уровня подготовки среднего медицинского персонала на всех этапах образовательного процесса.
За последние годы в мире отчетливо наметилась тенденция к увеличению количества ЧС различного характера и к утяжелению их последствий;и наша задача научить студентов не теряться в сложных жизненных ситуациях, а уметь вовремя вспомнить и применить полученные им когда-то практические навыки, т.е. использовать свои профессиональные компетенции. Под профессиональными компетенциями понимается интегративный социально-личностно-поведенческий феномен, содержащий в себе различные компоненты. Озвучим ПК ПМ 03:
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при ЧС.
ПК.3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях ЧС.
Все мы знаем, что для формирования навыка необходимо упражнение повторить 21 раз как минимум. К сожалению, у нас такой временной возможности нет. Количество часов, отведенных на изучение дисциплины «Медицина катастроф» отводится все меньше и меньше, а темы остаются все те же, а чрезвычайные ситуации в жизни происходят все чаще и чаще.
«Медицина катастроф» имеет множество точек пересечения с другими предметами, какие-то темы могут дублироваться, как например, кровотечения, комбинированные травмы, ожоги и отморожения, какие-то чисто специфические и не встречаются нигде, кроме как в данной дисциплине, примером тому являются темы: радиационные поражения, медицинская сортировка, лечебно-эвакуационное обеспечение и т.д. И тогда возникает вопрос: как оптимизировать учебное время на практических доклинических занятиях таким образом, чтобы отвести большую часть на отработку манипуляций и обучение навыкам логического мышления в нестандартных ситуациях, когда нет единого алгоритма выполнения, а есть необходимость выделить ведущий синдром и в соответствии с этим выполнить ряд неотложных мероприятий и спасти жизнь пострадавшему?
Чтобы найти возможность на практике отработать навыки реанимационного пособия, чтобы детально изучить особенности медицинского сопровождения и роль среднего медперсонала в ликвидации последствий ЧС необходимо использовать комплексный подход к образовательному процессу, с применением, как инновационных, так и уже давно известных и широко применяемых, традиционных педагогических методик образования.
Наша задача сделать так, чтобы студент захотел учиться, и чтобы ему стало интересно учиться, думать самому, а не спрашивать у Яндекса или Гугла, что делать в том или ином случае.Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведений.
К сожалению, часто в педагогической деятельности мы сталкиваемся с тем, что сложно соединить теорию и практику в единое целое. Теоретические знания редко вписываются в реальность нашей жизни. Сложность преподавания «Медицины катастроф» заключается в том, что к счастью, мы не сталкиваемся с ЧС на каждом шагу, и поэтому знания могут даже не закрепляться в голове студента, как что-то «чего в моей жизни никогда не произойдет», и это, в принципе, нормальная, психологами объясненная реакция защиты от негативной информации.
Как же тогда закрепить знания и научить студентов правильно действовать в экстремальных ситуациях, когда так необходимо быстро реагировать и уметь оказать адекватную первую медицинскую помощь в минимально короткие сроки?
В этом случае на помощь приходят интерактивные формы обучения, позволяющие:
- пробудить у обучающихся интерес;
- поощрить активное участие каждого в учебном процессе;
- обратиться к чувствам каждого обучающегося;
- эффективно усвоить студентом учебный материал;
- осуществить обратную связь;
- сформировать у обучающихся мнения и отношения к дисциплине;
- сформировать жизненные навыки;
- изменить поведение.
В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Именно в этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
При организации интерактивного обучения мы стараемся соблюдать следующие правила:
В нашем колледже на практических занятиях мы используем различные интерактивные формы обучения: и просмотр и обсуждение видеофильмов, и имитации повреждений, и решение ситуационных задач, осваиваем метод проектов, дистанционное обучение. Во внеаудиторное время активно работаем в формате КИЗ «ПМП», задачей которого является подготовка команды колледжа для участия в Х Чемпионате Красного Креста.
Использование имитационных игр мотивирует студентов, обеспечивает простую, непосредственную и быструю обратную связь относительно последствий их действий. Если хорошо организовать и провести подобную игру, то о ней будут вспоминать даже тогда, когда все остальное уже будет забыто. Большим подспорьем в этих играх является то, что студенты уже обладают определенным уровнем знаний по целому ряду клинических дисциплин. Все-таки это выпускной курс JТакая игра способствует формированию логического мышления, навыка адекватного реагирования в условиях неопределенности, которыми сопровождаются любые ЧС, формирует навыки командной работы. Студенты ориентированы на принятие быстрого и правильного решения, от которого зависит жизнь и здоровье пострадавших. Вырабатывается целостность восприятия масштабов ЧС, рациональное распределение сил и средств на оказание ПМП пораженным различной степени тяжести. Здесь как бы стирается граница между обучением и реальностью.
Следующая педагогическая технология – метод проектов. Этот метод заслуживает отдельного внимания, т.к. позволяет пробудить у студентов интерес к «Медицине катастроф», как к интегрированной дисциплине, связующей: психологию, реанимацию, хирургию, начальную военную подготовку и т.д. Благодаря работе над проектом у студентов появилась возможность увидеть значимость изучаемой дисциплины, их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни, в профессиональной деятельности.
Для этого были предложены ситуации, взятые из реальной жизни, знакомые студентам по сообщениям СМИ в разные годы произошедшие в мире. Для решения проблем, им необходимо было приложить полученные ранее знания, приобрести самостоятельно новые знания из разных областей, применить их, и самостоятельно в совместных усилиях решить проблему, при этом необходимо было получить реальный и ощутимый результат.
По факту работы в проектной деятельности была выявлена необходимость использования данного метода в рамках предмета с целью:
- формирования масштабного видения ситуации,
- развития у студентов клинического мышления,
- развития эмпатии к пострадавшим и их родственникам,
- выработки видения в пострадавшем человека, а не безликое создание,
- формирования навыка анализировать и синтезировать, получаемую информацию и умения практически её применять,
- формирования навыка командной работы,
- сохранения своей индивидуальности и умения находить компромиссы при работе с равноправными членами команды,
- достижения эффективности проводимых реанимационных мероприятий и т.д.
Планируется использовать данный метод и в будущем более масштабно с целью создания таких проектов, которые стали бы более «осязаемыми» и имели бы конкретный результат, готовый к использованию и в колледже, и в школах, и может быть даже в ЛПУ.
Таким образом, это значит, что изучение «Медицины катастроф» с использованием интерактивных форм обучения не только расширяет кругозор студента, но и научает его анализировать причинно-следственные связи, оценивать и сопоставлять большой комплекс условий и факторов, способных повлиять на жизнедеятельность отдельно взятого человека и населения в целом в условиях ЧС.
ПМ 03 даёт широкий простор в плане используемых педагогических подходов и для познавательной активности студентов, поскольку интегрирует достижения целого ряда других гуманитарных, естественнонаучных и клинических дисциплин.
Получение высокого качества подготовки специалиста, ориентированного на достижение результата, конкурентоспособного, стремящегося к саморазвитию, адаптирующегося в изменяющейся ситуации возможно при использовании различных подходов в организации педагогического процесса.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Статья интересная, особенно впечатляет аргументация – полная и убедительная. К китайской притче могу добавить азербайджанскую пословицу, которая часто приводится педагогами училища в описанной ситуации: «Сколько не говори «халва» во рту сладко не становится».
Хочется поделиться своими соображениями относительно методов активного и интерактивного обучения, используемых Вами на занятиях. Метод проектов, являющийся чуть ли не основным методом активного обучения в общем образовании (см.стандарты общего образования), как показывает практика обучения студентов в училище, им уже несколько «приелся» и особого интереса не вызывает. А вот перспективными, на мой взгляд, являются дискуссия, «круглый стол», «мозговой штурм», метод анализа конкретных ситуаций (МКС) и т.п. При использовании названных методов у студентов не только формируются установки на действия в конкретных экстремальных ситуациях, закрепляемые в дальнейшем в ролевых (имитационных) играх, но и развивается креативность, т.е. способность находить нестандартные, принципиально новые решения. Помимо прочего именно креативность мышления членов общества обеспечивает его развитие.
С уважением
Исакова Майя Исматовна
ГБПОУ "Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва"