Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСодержание
Введение
1.Профессионально-ориентированная технология обучения
2.Технология уровневой дифференциации
3.Проблемное обучение
4.Исследовательские методы в обучении
5.Игровые технологии
6.Тестовые технологии
7.Зачетная система
8.Групповая технология
9.Информационно-коммуникационные технологии
10.Здоровьесберегающие технологии
Заключение
Список литературы
Введение
Дальнейшая реализация экономических реформ, освоение новых управленческих технологий, подъем народного хозяйства в России в огромной степени зависят от уровня профессионализма и деловой квалификации кадров. Для решения этой проблемы требуется активизация поиска новых моделей, подходов в преподавании различных дисциплин, а так же в частности предметов экономического цикла.
Сегодня время диктует, чтобы выпускники среднего профессионального учебного заведения были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Работая в училище преподавателем экономических дисциплин на протяжении ряда лет, постоянно ставила и ставлю перед собой задачу, как вызвать у обучающихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
Обучающиеся, поступающие в учебное образовательное заведение, как правило, имеют слабую подготовку, а зачастую и полное отсутствие интереса к предмету. И для того что бы добиться прочных знаний по экономическим предметам применяю различные инновационные технологии.
Какие же знания, умения и навыки должен приобрести обучающийся изучив предметы экономического цикла? Предметы: «Экономика», «Менеджмент», «Статистика», «Маркетинг» и др. должны и обязаны вооружить студента методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.
Как преподаватель, я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Включаю в изучение предмета теоретические вопросы, которые обучающиеся используют при прохождении практики на предприятиях, в дальнейшей трудовой деятельности и повседневной жизни.
1. Профессионально-ориентированная технология обучения
В связи с тем, что наш технологический техникум даёт следующие профессии: «Повар, кондитер». «Автомеханик», «Мастер молочной продукции», специальности: «Технология продукции общественного питания», «Механизация сельского хозяйства», « Социальная работа», то и программы по предметам экономического цикла, разработанные мною на основании ФГОС-профильные имеют актуальность, так как разработаны с учётом и специфики каждой профессии и специальности.
Целью программ предметов экономического цикла является то, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать развитию интереса у обучающихся к выбранной профессии.
В процессе изучения экономических предметов теоретические вопросы закрепляются при помощи лабораторных работ, которые обучающиеся используют в дальнейшей хозяйственной деятельности при прохождении практики на предприятиях Кузоватовского района.
2.Технология уровневой дифференциации.
С первых занятий выявляю индивидуальные способности обучающихся для того чтобы в дальнейшем дифференцированно подойти к каждому из них.
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно уровневые задания облегчают организацию урока. Студенты постоянно заняты посильным трудом. У меня как у преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
При изучении и проверке изученного материала использую, разработанные с учётом индивидуальных способностей обучающихся, карточки-задания разного уровня сложности, а так же лабораторные работы, контрольные работы, тестовые проверочные работы.
3. Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.
У обучающихся сразу же появляется желание проявить свои способности в решении данной проблемы, где естественно появляется несколько вариантов. Каждый из вариантов предложенных обучающимися, коллективно рассматривается. Моя роль как преподавателя в этом случае сводится к тому, чтобы в процессе разрешения проблемной ситуации направить студентов на правильное решение вопроса, объяснить, если была предложена неверная версия решения - почему она не верна.
Создание проблемных ситуаций на уроке способствует активной деятельности обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей которые им пригодятся в дальнейшей трудовой жизни.
4. Исследовательские методы в обучении
При изучении предметов экономического цикла важную роль играет и исследовательский метод, который позволяет обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. Обучающиеся используя уже приобретённые знания и навыки, методы расчёта различных показателей, занимаются созданием бизнес - проектов малого предприятия, разрабатывают так, что бы их можно было осуществить. В своей преподавательской деятельности практикую такой вид исследовательского метода как написание реферата, а для того чтобы обучающийся не просто нашёл необходимый текст ответа на поставленный мною вопрос привязываю его к конкретному реальному объекту.
5. Игровые технологии
Учебная игра по предметам экономического цикла - это способ достижения всех задач обучения и, следовательно, для нее характерны определенные требования:
-наличие четко поставленной цели и соответствующего педагогического результата;
-установка на необходимость мыслительного усилия;
-строгая дозировка игровых моментов;
-возможность выбора конкретных действий каждым обучающимся, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме деятельности.
Используя игровые формы, методы и приемы на уроках экономического цикла, решаются следующие задачи:
а) повышается интереса обучающихся к изучению предмета;
б) создается положительная мотивация в обучении;
в) активизируется мыслительная деятельность;
г) развиваются высшие психические функции;
д) повышается коммуникативная направленность уроков и вовлечение обучающихся в активную деятельность;
е) предоставляется возможность для самореализации каждому обучающемуся;
ж) создаются условия для развития обучающихся и их самосовершенствования.
У молодых людей наблюдается стремление к взрослости. Обучающимся техникума интересно на экономических уроках то, что требует самостоятельного обдумывания,
Игры обучающего характера по экономическим предметам способствует созданию психологической готовности обучающихся общению, тренировке в выборе нужного материала. Игры помогают сделать однообразную деятельность более интересной. Обучающие игры предоставляют возможность студентам проявить реакцию в общении, самостоятельность в решении задач, мобилизуют внутренние резервы, тренируют обучающихся в творческом использовании речевых навыков.
Пробуждение устойчивого интереса ведет к повышению познавательной активности, мыслительной деятельности, а это в свою очередь влияет на процессы самовыражения и самореализации личности обучающегося, способствуя созданию положительной концепции.
6.Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания предметов экономического цикла. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Тестовые задания составляю с учетом специфики изучаемого материала, профессии, познавательных возможностей, уровня готовности обучающихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков обучающихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний обучающихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у студентов логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения с учетом их уровня познавательных способностей.
7. Зачетная система
Одна из форм подведения итогов по каждой теме это контрольные работы, которые проводятся с целью проверки усвоения обучающимися изученной темы.
8. Групповая технология
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом обучающийся может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Если это взаимопроверка, то практикуется такой способ как обмен работами, в основном это тестовые работы, где обучающиеся при помощи правильного варианта ответа, выведенного на экран преподавателем, проводят проверку задания у товарищей.
Этот способ позволяет преподавателю за короткое время оценить выполненные работы всех обучающихся, а самим обучающимся это даёт возможность ещё раз повторить изученный материал. У обучающихся при этом развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, исправить, что создает комфортную обстановку.
9. Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место на уроках экономического цикла. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам.
Использование ИКТ на уроках экономического цикла мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу.
10. Здоровье сберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда.
Заключение
Использование новых инновационных технологий и методов на уроках экономического цикла включающих в себя элементы такие как; специфика разработки программ, дифференцированный подход, проблемные ситуации на уроке, исследовательская, применение игры, тесты, зачётная система даёт положительные результаты, так как позволяет подготовить разносторонних, эрудированных, выпускников , владеющих умениями и навыками а так же являющихся конкурентоспособными на рынке труда специалистами , которые могут в реальной жизни использовать знания полученные на экономических уроках. Выпускники технологического техникума в будущем находят своё признание, создавая свои малые предприятия, занимаются любимой работой по выбранной профессии, специальности. Я считаю, что изучение предметов экономического цикла в образовательных учреждениях , с использованием инновационных технологий и методов, имеет большое значение для экономической и социальной сферы Ульяновской области.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.