Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНаправления развития исторического образования в России в основном обусловлено современными потребностями в образовании со стороны государства. Согласно требования ФГОС государство задаёт к системам среднего профессионального образования конкретные цели – это «воспитание и обучение специалиста, обладающего компетентностным подходом в решении профессиональных задач, а также разбирающегося в глобальных процессах современного мира» [5,c.4]. Естественно, профессиональное образование – это не статичная система, она продиктована современными реалиями общества, и тем динамична.
Приоритет современного педагогического сообщества — это способность гибко реагировать на запросы личности, потребности государства и мира в целом. В последнее время популярно говорить о педагогическом менеджменте, таким образом мы подразумеваем предоставление услуг, которые исходят от заказчика и которые отражаются в соответствии с продуктивностью работы педагога на его заработной плате. По мнению Л. Н. Вавиловой, заведующей лабораторией андрагогики ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»: «ФГОС предполагает изменение роли обучающихся с позиции обучаемых преподавателем на позицию субъекта своей образовательной деятельности» [6,c.7]. В связи с данными рычагами воздействия педагог должен создать такую педагогическую методику, которая бы соответствовала заявленным выше критериями.
Преподаватель гуманитарных дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях, особенно технического профиля, сталкивается с ситуацией незаинтересованности студентов в предметах общеобразовательного цикла, основанием чего можно считаться неудовлетворительное обучение в школе по данным предметам. Поскольку образовательный процесс в системе СПО отличается от школьного, здесь обучающийся за учебный год обязан усвоить программу, приравненную к двум старшим ступеням среднего образования, объем учебного материала на него возлагается в два раза больше. В связи с большим объемом материала одной из популярных методик обучения является лекционная работа.
Лекция – это метод сообщения новых знаний, её отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу [1,c.52]. Великий русский историк В.О. Ключевский однажды сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь» [2,c.36]. Чем ярче педагог представит материал, в зависимости от его ораторских способностей, насколько содержателен будет его рассказ, зависит интерес со стороны аудитории.
Однако, стоит иметь ввиду, что лекция в среднем профессиональном учебном заведении на первых курсах отличается от пообных занятий уровня высшего профессионального образования, где лекция, по мнению В.А. Сластенина, «представляется экономичным способом передачи информации от преподавателя к аудитории» [3,c.205]. Прежде всего лекции по истории сугубо в традиционной форме не должны проводиться на первом курсе, это объясняется возрастными характеристиками обучающихся, не способных в течении академического часа усваивать новый материал, к тому же, научный подход при изучении какого-либо исторического события, также не возможен к применению учениками, у которых, зачастую, отсутствуют навыки системного мышления, выявления причинно-следственных связей, а также базы исторических знаний. Поэтому при работе с аудиторией педагог должен включать в лекцию: элементы беседы, контроль за ведением конспекта студентами, устную и письменную проверку освоенного материала в конце лекции. В связи с этим преподаватель в среднем профессиональном учебном заведении сталкивается с проблемой выбора наиболее качественной и продуктивной формы лекционной работы.
Одной из популярных технологий в современной дидактике является технология критического мышления через чтение и письмо. Данная технология предлагает аналог лекционной работе – Эффективную лекцию. В педагогической литературе США эта стратегия носит название «продвинутая лекция», её авторы – Р. Джонсон, Д. Джонсон и Дж. Смит. Согласно этому приему учебная лекция делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержание – рефлексия. На стадии вызова осуществляется подготовительный этап к новому материалу (технология предлагает различные методы: список известной информации, ответы на вопросы учителя, ключевые слова и т.д.), на стадии осмысления содержания идет работа с новым учебным материалом и рефлексия – это подведение итогов [4,c.65-67]. Технология предлагает различные приёмы, характерные для каждой из стадий.
Изучение истории обучающимися, которые не воспринимали может быть раньше этот предмет всерьез, должно строится из эмоционально-нравственных основаниях, история должна возбуждать душу подрастающего человека, должна воспитывать в нем чувство прекрасного, радость за прошлое и настоящее своей страны, призывать к почтению традиций своей Родины. Именно нравственность и интерес к прошлому побуждают человека к саморазвитию, плоды которого приведут человека к самореализации не только профессиональной, но и личностной.
Благодаря тому, что дала отечественная история и культура, и насколько педагог способен представить это обучающимся зависит уровень воспитанности и гражданственности современного поколения.
Педагог в построении эффективной лекции на уроках истории должен побуждать к изучению истории также и по средствам наглядности. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает созданию образа определенной исторической эпохи, способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию учебного материала. При изучении определенной темы необходимо, по возможности, показывать связи истории и культуры, истории и обычного человека, истории и технологии и т.д.
Подобный подход к построению лекционной работы мы представляем по теме: «Человек как носитель культуры своего народа». Урок, предназначенный для II курса СПО.
Цель – рассмотреть основания современной культуры и её исторические причины.
Задачи:
а) познакомиться с содержанием понятий: «массовая культура», «вестернизация», «постмодернизм», «перформанс»;
б) определить достижения и проблемы культуры России в конце XX – начале XXI вв.
а) способствовать формированию аналитических навыков работы с учебным материалом;
б) продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи (историческая действительность – развитие культуры).
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: «эффективная лекция».
На стадии «вызова»:
На стадии «содержание материала»:
На стадии «рефлексии»:
Деление лекционного материала на три блока: стадию вызова, усвоения материала и рефлексию, дало возможность активизировать внимание учащихся при работе с большим теоретическим материалом. Учащиеся с интересом принимали участие в обсуждении учебного материала, а применение наглядного материала (видеоролики, слайды, фотографии) побудили обучающихся к созданию образа определенной исторической эпохи.
При изучении учениками данной темы я постаралась показать связи истории и культуры, истории и обычного человека, истории и технологии, по средством лекции и видео хроники.
Домашнее задание носило творческий характер: 1. Написать эссе «Социальный и культурный портрет советского и современного молодого человека». 2. Подбор и сравнительная характеристика фотоматериалов советского периода и периода 2000-х годов, с целью показать, как менялся менталитет русского человека.
Резюмируя, проведенный урок, хотелось бы сказать следующее: с точки зрения организационной части урок был успешен, потому что удалось реализовать планируемые задачи. По ходу лекционного занятия наблюдалась высокая степень активности обучающихся, студенты с интересом принимали участие в обсуждении проблемных вопросов, в анализе современных элементов культуры (живопись, кино, музыка). Деление урока на три стадии видится уместным в образовательном процессе, поскольку каждой стадии сопутствует определенный прием обучения, позволяющий активизировать работу студентов с образовательным материалом.
Недостатки в том, что учащиеся не обладали иногда достаточным знанием для сопоставления новой темы с ранее изученным материалом. Следует отметить также слабую базу знаний у обучающихся о культурных памятниках, стилях изобразительного искусства, направлениях современной культуры.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.