Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование и оценка профессиональной компетентности выпускников техникума с учетом требований работодателя

24.02.2016 2082 4268
Гаврилов Сергей Николаевич
Гаврилов Сергей Николаевич, директор, к.п.н.

Чукотский полярный техникум посёлка Эгвекинот

В современных условиях развития общества рынок труда все больше нацелен на получение высококвалифицированных специалистов различных профилей. Инновационная деятельность предприятий, связанная с усовершенствованием технологий производства, обновлением оборудования, требует качественно нового подхода к подготовке кадров, который координирует взаимодействие учебного заведения и работодателя.

Большое внимание проблеме компетентностного подхода в подготовке специалиста было уделено отечественными учеными, и в частности В. А. Болотовым, В. В. Сериковым, А. Г. Шмелевым. Однако если теоретические основы формирования компетенций студентов разработаны достаточно полно, то вопрос оценки сформированности компетентности до сих пор остается недостаточно изученным. С учетом небольших сроков обучения в условиях учреждений среднего профессионального образования и меньшего по сравнению с вузами объема содержания обучения поиск решения данной проблемы и его апробация именно на этом образовательном уровне позволили бы определить общие пути и средства мониторинга сформированности профессиональной компетентности выпускников техникумов.

В настоящее время интенсивная деятельность образовательного сообщества по проблеме компетентностного подхода обусловлена, главным образом, стремлением подготовить выпускника, способного сразу же после окончания учебного заведения приступить к исполнению своих профессиональных обязанностей с достаточно высокой эффективностью.

Кроме того, представители работодателей подчеркивают, что скорее заинтересованы в базисной готовности к работе в целом, чем в специальной подготовке к конкретным операциям и стали в этой связи предлагать свои формулировки и проекты. В целом же, в результате дискуссий между представителями образовательного сообщества и работодателей стала проясняться необходимость описания нового типа образовательного результата, несводимого к простой комбинации сведений и навыков, ориентированных на решение актуальных задач. Этот тип образовательных результатов и стал называться компетентностями.

Реализация компетентности происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач на основе полученных в техникуме знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений, а также технологий решения профессиональных задач. Однако важнейший компонент компетентности - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач - является и самым узким местом в современном образовательном процессе среднего профессионального образования.

По существу компетентность, как умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем, позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества подготовки выпускника.

Компетентностно-модульный подход, применяемый в подготовке специалистов в нашем учебном заведении - это подход деятельностный. Важным аспектом деятельностного подхода обучения является поэлементное формирование у студентов умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

Осуществляя деятельностный подход, мы организуем учебную работу так, чтобы студенты, являлись субъектами собственной деятельности, осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяя полученные знания на практике.

Анализ особенностей содержания преподаваемых предметов специальных дисциплин, требований работодателей, возможностей студентов и уровня их развития, позволил выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования и профессиональная. При этом ключевыми компетенциями выпускника техникума, на наш взгляд, являются:

- развитые интеллектуальные способности, позволяющие эффективно находить информацию для решения профессиональных задач с учетом социально-экономических факторов;

- сформированная культура мышления;

- умение действовать рационально, использовать компьютерную технику, владеть современными технологиями и отвечать за результаты труда;

- владение навыками сотрудничества и коммуникации, умениями управлять коллективом;

- принятие этических, правовых норм, регулирующих отношение к человеку, обществу, природе в соответствии с гражданско-патриотическими ценностями личности;

- поддержание здорового образа жизни;

- предпринимательская и социальная направленность мышления.

Отбор содержания материала, формирующего профессиональные компетентности глубоко индивидуален. Он основан на эффективных подходах и способах деятельности специалиста, применимых к конкретным ситуациям по определенному направлению.

Особенность педагогических целей по развитию компетентностей в данном случае, состоит в том, что они достигаются не столько в результате действий преподавателя, сколько в результате осознанной собственной деятельности обучаемого, т.е. его целенаправленного развития в процессе усвоения определенного опыта.

В техникуме налажены контакты с предприятиями Чукотского автономного округа в области проведения всех видов практик, подготовки специалистов и трудоустройства выпускников. Координация работы осуществляется через руководителей практик заместителем директора по учебно-производственной работе. Для получения данных по оценке подготовки выпускников и координации учебных планов проводятся различные виды мониторинга:

  • Взаимодействие по вопросам практики студентов и трудоустройства выпускников. Данный вид мониторинга направлен на изучение динамики трудоустройства выпускников по предприятиям; исследование профессий, наиболее востребованных на рынке труда; выявление специальностей, выпускники которых затрудняются с поиском работы.
  • Самооценка выпускников направлена на выявление предпочтений молодых специалистов в плане своей будущей работы и заработной платы, определение уровня мобильности и личностных характеристик.
  • Компетентностная оценка выпускников (оценка качества образования) представляет собой оценку удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов с целью внесения коррективов в учебные планы и организацию учебного процесса.
  • Адаптация молодых специалистов на рабочих местах - отслеживание и сопровождение карьерного роста выпускников.

Анализ проводимой работы позволяет сделать следующий вывод: выпускник будет готов решать большинство профессиональных задач, если поймет структуру соответствующих компетентностей и функции, научится выстраивать логику решения возникающих задач и, конечно же, получит достаточный объем практики в их решении.

Оценка выпускника должна осуществляться с позиции системы функций, в ходе исполнения которых может проявиться сущность его практической подготовленности. При этом полезен так называемый ситуационный подход, раскрывающий те свойства в характере производственной деятельности работников, которые определяются конкретной ситуацией. 

Библиографический список

  1. Болотов, В. А. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста/ В. А. Болотов, А. Г. Шмелев // Высш. образование сегодня. - 2005.- № 4. - С. 16-21.
  2. Н. В. Голяева Компетентностный подход в реализации оценки качества выпускников учреждений среднего профессионального образования /Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-realizatsii-otsenki-kachestva-podgotovki-vypusknikov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya#ixzz3o2UHUodK
  3. В.А. Малышева Предложения по проекту системы оценки квалификаций выпускников начального и среднего профессионального образования с учетом компетентностного подхода и требований работодателя/ Профессиональное образование. Столица - 2008 - №5 -С.46-47.
  4. Т.П. Павлова Компетентностный подход как условие повышения качества подготовки выпускников учебных заведений СПО / http://nsportal.ru/vuz/tekhnicheskie-nauki/library/2011/09/09/statya-kompetentnostnyy-podkhod-kak-uslovie-povysheniya



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*