Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрофессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Можно утверждать, что профессиональная ориентация будущих выпускников, должна стать приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений, превратив знания, приобретённые в процессе обучения, из теоретических в действенные. В профессиональной школе, когда выбор профессии казалось бы уже осуществлён, задачи профессиональной ориентации становятся несколько иными, хотя цель - обеспечение возможности социальной адаптации выпускника - остаётся той же, что и в школе. Если в общеобразовательной школе профориентационная работа направлена на выбор вида деятельности и профессиональные пробы для подтверждения правильности этого выбора, то в профессиональной школе - это самоутверждение и самосовершенствование в области выбранной профессии, поиск места приложения полученных профессиональных знаний и умений [1; 4].
В настоящее время актуальность проблемы профориентации также связана со свободой выбора.
Затруднения в профессиональном самоопределении влияет на выбор жизненного пути, что в целом отражается на формировании рынка труда России.
Вопросы формирования профессионального потенциала в современной мировой науке и практике относятся к новой комплексной сфере социальной политики - управление человеческими ресурсами. Основная практическая задача управления человеческими ресурсами в современной России состоит в эффективном сохранении и воспроизводстве, направленном формировании и рациональном использовании профессионально подготовленного, отвечающего потребностям национальной экономики персонала предприятий и организаций. Решение этой задачи означает осознанное формирование контингента экономически активного населения страны - его объёма, структуры и качества [1; 3].
Но сложившаяся на сегодняшний день политика в сфере человеческого (профессионального) ресурса оказалась не достаточно эффективной:
- существенно ослаблена профессиональная школа;
- отсутствует система развития персонала предприятий;
- разрушены прежние связи между профессиональным образованием и профессиональным трудом.
Неблагоприятная ситуация в большинстве отраслей экономики отрицательно сказывается на профессиональном уровне работников. Рынок профессий и рынок образовательных услуг в России практически не связаны.
Таким образом, в настоящее время реально возникла потребность восстановления такой формы деятельности образовательных учреждений как профориентация. Но выясняется, что те методы, которые применялись 10-15 лет назад не подходят к новым условиям [2; 4].
В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике изменяются задачи профориентационной работы, и это, прежде всего, задача социально-трудовой, педагогической, психологической адаптации выпускников, решение которой предполагает направленность деятельности учебных заведений на профессиональное самоопределение каждой конкретной личности.
Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности требует модернизации, как самого учебного процесса, так и системы отношений участников.
Уже на школьной скамье на всех этапах образования необходима организация специальной научно-практической деятельности для оказания психолого-педагогической помощи в сопровождении будущего профессионала к жизненному и профессиональному самоопределению. При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо изменяются до неузнаваемости.
Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Следует учитывать и стремление человека - чаще вынужденное - поменять профессию или повысить квалификацию. Для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения, не хватит на всё время трудовой жизни. Развитие способности к самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию, самореализации и рефлексии является необходимым условием образования и подготовки молодёжи к профессиональному самоопределению [3;8].
Организация обучения также должна быть направлена на формирование качеств будущего участника профессиональных отношений. Сейчас учебными заведениями ведётся поиск наиболее эффективных путей профориентационной работы, в том числе - это модернизация образовательного процесса с учётом профориентационной деятельности учебного заведения. Для достижения целей профессионального самоопределения обучающихся при организации учебного процесса учитывают необходимость:
- индивидуально-личностного подхода к студентам;
- создание творческого высокопрофессионального педагогического коллектива, способного решать поставленные задачи;
- создание современной материально-технической базы и поиск способов её финансовой поддержки;
- соответствие содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучаемых, формирование нового экономического мышления, нового отношения к труду;
- соблюдение преемственности в обучении с учётом тенденций непрерывного образования;
- ориентированность программ обучения на социальную защиту подростков, развитие индивидуальных качеств для вхождения в социум;
- повышение качества обучения, внедрение активных форм и методов, использование технологий проблемного обучения, развития творческих способностей обучающихся [4; 6; 8].
Позитивным моментом, проявившимся в последнее время в профориентационной деятельности можно назвать развитие внешних связей профессиональных учреждений с предприятиями районов и города Саранска. Расширение поля взаимодействия позволяет не только предоставлять большую информацию о способах труда, но и осуществлять профессиональные пробы, что возможно в условиях функционирования «Ресурсного центра» при ГБПОУ РМ «СГПЭК». Выполнение профессиональных проб по специальным сферам профессиональной деятельности позволяет студенту в процессе подготовки и проведения проб примерить на себя и оценить собственные возможности освоения той или иной профессии. Одновременно проба предусматривает диагностические и обучающие возможности. Кроме того, она, моделируя профессиональную деятельность, стимулирует формирование адекватной самооценки уровня готовности к избранной профессии и способствует реализации принципа свободного профессионального выбора.
Установление связей между учебным заведением и предприятиями должно быть организовано на новых условиях, которые можно назвать социальным партнёрством. Социальное партнёрство - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Установление связей с социальными партнёрами позволит ГБПОУ РМ «СГПЭК»:
- иметь полную информацию о рынке труда (сколько и какие специалисты требуются);
- обеспечивать учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (квалификационные характеристики);
- корректировать старые и разрабатывать новые учебные программы и материалы, отвечающие требованиям индустрии;
- иметь более широкие возможности для организации практики студентов, стажировки преподавателей;
- расширять возможности трудоустройства выпускников;
- обеспечивать возможность разработки совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательного обучения.[5; 9]
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие направления организации профориентационной деятельности в ГБПОУ РМ «СГПЭК»:
Для управления профориентационной деятельностью в ГБПОУ РМ «СГПЭК» должна быть разработана единая стратегия управления на уровне города с учётом современных тенденция развития рынка труда. Если мы говорим о системе непрерывного образования, то почему нельзя сказать о системе непрерывного процесса профориентации? Объединение в единую систему школы, профессиональных учебных заведений, службы занятости, социальных партнёров позволит говорить об эффективном использовании имеющихся ресурсов общества.
Управление с одной стороны должно обеспечить функционирование каждой составляющей профориентационной системы. С другой стороны, обеспечить согласованность действий всех систем и их связь с внешними партнёрами [4; 9].
Подводя итоги, можно сказать, что профессиональная ориентация молодёжи, как и во многих цивилизованных странах, должна быть приоритетной в системе российского образования. Необходимо с учётом экономических условий и опыта профориентационной деятельности развивать новые направления в соответствии с социальным заказом. Необходимо также осуществлять серьёзную подготовку будущих педагогов к решению задач профориентации, вести переподготовку инженерно-педагогических работников, обеспечить разработку психологического сопровождения для успешной реализации профессиональной карьеры. Только в этом случае будет выполнен социальный заказ общества: подготовка человека полипрофессиональной ориентации, высокого уровня профессиональной мобильности, с развитой способностью к созиданию и самосозиданию.
В настоящее время существуют некоторые теоретические и нормативно-правовые основы профориентации, предпринимаются некоторые практические шаги [8; 9].
В связи с чем, нами была разработана модель системы профориентационной работы в ГБПОУ РМ «СГПЭК» на основе совершенствования имеющихся организационных форм и методов. Модель включает в себя три направления воздействия: абитуриент, выпускник, Работодатель и четыре составляющие: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), профессиональную консультацию и обратные связи.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.