Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения

04.02.2016 2022 3452
Говорова Ирина Евгеньевна
Говорова Ирина Евгеньевна, методист-преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Современное состояние российского среднего и начального профессионального образования оценивается как кризисное. Эти ступени профессионального образования, призванные обеспечить массовый выпуск высококвалифицированных специалистов-практиков во всех областях народного хозяйства, характеризуются сегодня низким уровнем методических разработок и катастрофической необеспеченностью учебно- методической базы.

Качественное изменение социально-экономических и технико-технологических условий современного производства предъявляет новые требования к организации содержания образовательного процесса. Современная профессиональная школа должна выполнять не только информационную, но и образовательно-культурологическую функцию. Применение современных педагогических, производственных и информационных технологий в процессе обучения, расширение профессионального поля служит гарантией трудоустройства выпускника, определяет способность личности успешно адаптироваться к изменяющейся производственной среде. Профессия - это не только вид деятельности, она трансформирует социально-профессиональное становление, социально-психологическое самоопределение, культурное развитие, эмоциональное состояние, потребностно-оценочную востребованность.

В современных условиях экономической нестабильности нашего общества гарантом востребованности молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки. Стране нужны квалифицированные рабочие и специалисты, обладающие новым типом мышления, способные к новаторству, предприимчивости на своем рабочем месте и адаптации в быстро меняющихся условиях, а также умением принимать активное участие в совершенствовании технологического процесса. Рыночная экономика, в отличие от директивной, не только требует новых подходов в сфере развития производства, но и предъявляет жесткие требования к качеству профессионального образования. Не сформировав качественно новую образовательную среду, нельзя удовлетворить социальные ожидания общества и личности в области профессионального образования.

Основным направлением инновационной деятельности государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования является повышение качества профессионального образования на основе обновления содержания и структуры профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственного стандарта. С целью совершенствования организации образовательного процесса должна вестись разработка учебно-программного комплекса, направленного на расширение профессионального поля выпускников (разработка экспериментальных учебных планов и рабочих учебных программ на основе модульных технологий; включение в рабочие учебные программы тем, связанных с применением современных производственных технологий в соответствии с требованиями работодателей).

Образовательный процесс должен строится на основе нормативной документации: учебных планов, разработанных в соответствии со стандартами РФ на отдельные профессии и специальности, моделью учебного плана, приказов и инструктивно-методических рекомендаций вышестоящих органов управления.

Учебные планы по профессиям и специальностям, по которым ведется подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, должны разрабатываться с учетом образовательных потребностей региона и пройти экспертизу в учебно-методическом центре профессионального образования.

Содержание профессионального образования подлежит обновлению не только в связи с реалиями экономики, но и в связи с необходимостью повысить имидж образовательного учреждения, решить проблему комплектования на фоне ухудшения демографической ситуации. Для этого реализуются следующие направления инновационной деятельности:

  1. Разработка интегрированныx рабочих учебных планов и пpогpaмм (на основе стандартов НПО) по профессиями и специальностям: «Автомеханик», "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», «Сварщик» (газосварочные и электросварочные работы)» «Сварочное производство». В соответствии с ними разработать комплекс методического обеспечения, в который входят:

- адаптированные и авторские рабочие программы по предметам;

- перспективно-тематические планы;

- тестовые задания по темам;

- дидактический и раздаточный материал;

- методические рекомендации к курсовым работам и проектам;

- материалы для промежуточной и итоговойаттестации.

  1. Разработка экспериментальных учебных планов.

Перечень профессий и специальностей, по которым проводится обучение в образовательном учреждении, соответствует потребностям предприятий и имеющейся материально-технической базе- училища. Училищем проводится анализ рынка труда, заключаются договоры с           предприятиями на подготовку необходимого количества кадров по профессиям и специальностям. Начальное профессиональное образование обеспечивает получение обучающимися профессии и квалификации, способствует расширению возможностей в профессиональном самоопределении.

Образовательные программы среднего (полного) общего образования реализуются в рамках профессиональных программ начального профессионального образования. Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику. Организация образовательного процесса регламентируется рабочими учебными планами и программами.

В каждом учебном плане указываются сроки реализации учебной программы по предметам (по курсам) и итоговой аттестации. Перечень предметов, по которым проводится итоговая аттестация в виде экзаменов, приведен в каждом учебном плане.

При разработке рабочих учебных программ в них вводится такой показатель, как уровень усвоения учебного материала предмета, а при составлении перспективно-тематических планов - способы изложения информации, учитываются профессиональные и психологические характеристики выпускников, создаются тестовые задания для контроля и оценки уровня и качества усвоения знаний. По экспериментальным учебным планам и отдельным предметам ведется переструктурирование программ по блочно-модульному принципу (физика с основами электротехники, информатика и автоматизация производства).

Особое внимание уделяется профилированию общеобразовательных предметов, углублению знаний по спецпредметам.

Опыт разработки учебно-программной документации на современном этапе показывает, что от преподавателя требуется владение методикой применения информационных технологий, отбора содержания обучения, диагностики качества обучения. В этом направлении ведется работа в рамках проведения обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, творческих мастер-­классов,  курсов интернет-технологий.

Для обеспечения обучающихся источниками учебной информации по всем дисциплинам учебных планов в библиотеке  имеется учебно-методическая литература в соответствии с методическими рекомендациями стандартов  по профессиям и учебным дисциплинам.

Устаревшие учебники по общеобразовательным предметам заменены на современные, соответствующие новым учебным программам. Большая работа ведется по приобретению и использованию в образовательном процессе программно-информационного обеспечения и видеоматериалов. В библиотеке создан каталог учебно-методических материалов для технических средств обучения.

Сегодня созданы КМО по всем спёциальностям начального профессионального образования. На практике в состав КМО обычно включают учебник, пособие для преподавателя, практикум или учебную хрестоматию. Однако такой набор часто не представляет собой учебно-методического комплекса. Но состояние и уровень разработанности  характеризуются:

- неполнотой учебно-методического обеспечения (как правило, имеются лишь отдельные компоненты комплекса по учебным дисциплинам);

- разрозненностью создания и использования компонентов, образующих учебно-методическое обеспечение дисциплин;

нецелостностью.

В настоящее время разработка учебно-программного комплекса преподавателями направлена, прежде всего, на научно-методическое обеспечение ФГОС. С этой целью должны издаваться собственные учебно-методические материалы:

  1. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по предметам.
  2. Методические рекомендации по внедрению информационных технологий в процесс профессиональной подготовки.

Аппарат контроля качества обучения является ключевым для реализации ФГОС. При его разработке учитываются следующие показатели:

- уровень усвоения знаний;

- уровень усвоения практических навыков;

- уровень развития познавательных способностей, профессионального мышления.

Проблема разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса учреждения, особенно работающего в режиме развития, а значит, в режиме постоянного обновления структуры и содержания образования, остается актуальной и требует особого внимания как со стороны самого образовательного учреждения, так и со стороны методических служб органов управления образования.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*