Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь
(Пословица)
Основной задачей среднего профессионального образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Именно процесс самообразования, а не обучения постепенно выходит на первый план, следовательно, фундаментом нового образовательного процесса является активная самостоятельная студенческая деятельность.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.
Одним из основных путей повышения активизации обучающихся на уроке является хорошо продуманная самостоятельная работа. Именно в процессе самостоятельной деятельности приобретаются прочные знания. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Навыки самостоятельной работы должны прививаться в средней школе, однако, не секрет, что многие вчерашние школьники, а ныне студенты младших курсов не владеют навыками самостоятельной работы. Студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков конспектирования, анализа, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности.
Результаты обучения во многом зависят от познавательной активности обучающихся.
Различают три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.
В зависимости от уровня познавательной активности различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении студент выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который излагается ему преподавателем или другим источником знаний. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении студент становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, в группе.
Задача преподавателя обеспечить активное обучение студентов в процессе выполнения самостоятельной работы. К факторам, стимулирующим активность можно отнести:
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы заключается в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить себя, свои силы. Это возможно в том случае, если преподаватель хорошо понимает уровень развития обучающихся, знает индивидуальные особенности и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы, поэтому при организации самостоятельной работы необходимо соблюдать некоторые требования:
1.Обучающиеся должны знать алгоритм, метод выполнения работы.
Особенности и трудности самостоятельной аудиторной работы заключаются в том, что она ограничена во времени, следовательно, спектр заданий тоже ограничен и должен быть хорошо продуман.
На своих уроках самостоятельную аудиторную работу я планирую в зависимости от сложности изучаемого материала. Конечно, основным видом самостоятельной работы студентов на уроках технической механики в течение всего периода изучения дисциплины является выполнение лабораторных и практических работ, но по мере изучения дисциплины и приобретения новых знаний появляется возможность привлекать студентов к самостоятельному изучению теоретического материала, выполнению творческих заданий. Дисциплина «Техническая механика» весьма сложная, организовать работу по эффективному самостоятельному изучению теоретического материала дело не простое, да и не каждая тема может быть освоена студентом самостоятельно. Такие разделы как «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов» студентам сложно изучать самостоятельно, а вот раздел «Детали машин» позволяет расширить спектр заданий для самостоятельной аудиторной работы.
Как заинтересовать студента, как сделать процесс познания увлекательным? За годы работы в колледже я пришла к выводу, что изучение теории непременно должно сопровождаться практическими действиями, которые позволят студентам усвоить важные понятия, особенности, функции каких-либо механизмов и т.д. Одно из заданий, которое я использую на своих уроках, заключается в том, чтобы студент обязательно изобразил изучаемое понятие, например, при изучении зубчатых передач:
Изобразите межосевое расстояние зубчатой пары.
Изобразите угол наклона зубьев.
Задание может содержать расчеты, для выполнения которых студент не просто воспользуется формулой, но и прочно усвоит суть понятия. Например:
Определите передаточное число зубчатой передачи.
Для выполнения расчетов студенту необходимо «добыть» исходные данные, т.е. посчитать количество зубьев каждого колеса, что позволит не только запомнить формулу, но и усвоить понятие - передаточное отношение.
Конечно, разработка подобных заданий дело трудоемкое. Для обеспечения дифференцированного подхода задания должны быть разного уровня сложности, разного объема, что позволит учитывать индивидуальные способности студентов, но результат себя оправдывает, подобные задания позволяют прочно усвоить приобретенные знания и навыки, которые найдут применение при изучении специальных дисциплин.
Следующая форма задания, которую я применяю в качестве самостоятельной аудиторной работы это составление вопросов к изучаемому материалу. Студенты зачастую такое задание недооценивают, считают его не сложным, однако для его выполнения приходится серьезно работать над материалом. Учитывая индивидуальные способности студентов такое задание можно выполнять в парах, что предполагает диалог и взаимодействие обучающихся друг с другом. Дифференцируя подобные задания, следующим уровнем сложности является составление тестов по изучаемой теме. Результаты работы студентов можно использовать на следующих занятиях, устраивая технические бои, викторины и т.д.
Следует помнить, что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому всегда необходимо приводить примеры из сферы будущей профессиональной деятельности.
В заключение хочется отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, однако основной задачей преподавателя является организация работы таким образом, чтобы студенты не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.