Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дистанционное обучение в преподавании технической механики как форма реализации требований ФГОС

02.02.2016 1407 2281
Коваль Татьяна Борисовна
Коваль Татьяна Борисовна, преподаватель

Коршунова Светлана Николаевна
Коршунова Светлана Николаевна, преподаватель

Волгоградский индустриальный техникум

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на компетентностном подходе, способствует реализации современных технологий и методов обучения, которые формируют динамическую модель успешного специалиста. Дисциплина «Техническая механика» для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта согласно базисному учебному плану, разработанному в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, относится к профессиональным дисциплинам [1].

Эффективность применения информационных технологий при изучении Технической механики подчеркивается их существенными преимуществами:

  • формированием у обучающихся исследовательских способностей, готовности принимать оптимальные решения, применять основные способы работы с информацией;
  • развитием коммуникативных способностей, личностных качеств студентов для продуктивного сотрудничества в условиях информационного общества [2].

Развитие информационных технологий проявляется во многих отраслях человеческой деятельности. Интернет становится едва ли не основным средством обмена информацией и приобретает все большую популярность. Кроме того, развитие IT-технологий обуславливает их использование в самых различных сферах деятельности. Появление дистанционно обучения открыло новые возможности получения образования и повышение квалификации. Основным преимуществом дистанционного обучения является возможность получения образования вне какого-либо учебного заведения. Студенты могут усваивать необходимые знания в удобное для них время, с минимальным отрывом от основной деятельности [3].

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - самостоятельная форма обучения, в которой информационные технологии являются ведущим средством.

Одной из разновидностей дистанционного обучения является модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда - Moodle, которая используется в Волгоградском индустриальном техникуме. Преподаватели размещают информационные ресурсы в среде Moodle, после чего обучающиеся могут изучать информационные материалы, участвовать в семинарах, обсуждениях, проходить тестирование, сдавать экзамены и т.д.

Процесс дистанционного обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов под руководством преподавателя, выполнения контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия, вывод итоговой оценки.

В состав методического обеспечения дистанционного обучения входят:

  • электронные пособия;
  • лекции, лабораторно-практические задания
  • презентации;
  • тесты.

Электронное пособие (ЭП) - обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность.

Электронное пособие предназначено для обучения и контроля знания студентов, так как содержит теоретический блок, практический, а также блок заданий для самостоятельной работы студентов. Для контроля знаний в электронном пособии имеются тесты, контрольные задания, самостоятельные работы.

Презентации - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов, применяемый в педагогической практике преподавателями техникума. Для создания презентаций используется программа PowerPoint, которая позволяет создавать гиперссылки не только на слайды, но и на другие материалы: видео, разработки на основе интерактивной доски, тесты. Для каждой темы занятия разрабатывается презентация, содержащая теоретический материал, графическое представление данных, ссылки на практические задания.

Наглядное представление учебного материала при помощи презентаций приводит к повышению интереса студентов к предмету. Использование презентаций наиболее эффективно сказывается на изучении нового материала и более успешном закреплении пройденного. Обобщение и систематизация знаний, обучающихся приводит к рациональному использованию времени урока. Кроме того, во время занятий обучающиеся развивают информационную культуру и приобретают опыт применения информационных технологий в дальнейшем образовании и трудовой деятельности.

Тестирование - одна из форм измерения знаний обучающихся, основанная на применении тестов.

В современном мире информатизации одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками.

Разработка тестов включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку уровня знаний тестируемых. Содержание теста должно соответствовать содержанию учебного курса. Трудность теста должна определяется суммарной трудностью заданий, его образующих. Таким образом, тест - система заданий возрастающей трудности.

Разнообразные тестовые задания выполняют важные обучающие функции: позволяют преподавателям определить уровень знаний студентов, выявить пробелы в подготовке студентов.

Для контроля успеваемости студентов ГБПОУ ВИТ применяются промежуточные и итоговые тесты. В ходе промежуточного тестирования выявляется уровень освоения студентом пройденной темы, а в ходе итогового – изученного раздела или дисциплины. Для более полного и качественного контроля знаний преподаватели используют возможности программы SunRav TestOfficePro, которая позволяет создавать различные типы вопросов, импортировать несколько тестов в один, охватывая сразу несколько тем.

В первую очередь использование компьютерного тестирования обеспечивает объективный характер оценок, сопоставимость и возможность их перепроверить преподавателями техникума.

Для освоения дисциплины осуществляется комплексный подход к подготовке методического материала, содержащего электронное пособие, лекции, презентации, тесты в дистанционном курсе Техническая механика.

Для дистанционного изучения дисциплины Техническая механика для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта на 2 курсе в третьем учебном семестре разработан курс Техническая механика, содержащий следующие темы:

  1. Пространственная система сил.
  2. Практическая работа №5. Тема Определение центра тяжести геометрических фигур, составленных из стандартных профилей.
  3. КИНЕМАТИКА. Простейшие движения твердого тела. Линейные скорости и ускорение точек вращающегося тела
  4. КИНЕМАТИКА. Сложное движение точки и др.

Каждая тема курса Техническая механика содержит элементы методического обеспечения дисциплины.

Тема Пространственная система сил содержит лекционный материал, контрольные вопросы, примеры решения задач, задачи для самостоятельного решения и тестовое задание (см. рис.1. Тема 1 Тема 1. Пространственная система сил).

Изученный материал оформляется в рабочей тетради по Технической механике, где студенты отвечают на контрольные вопросы, решают задачи.

Тестовое задание содержит пять вопросов. Четвертый и пятый вопрос тестового задания необходимо решить в рабочей тетради. При необходимости, для изучения материала может использоваться презентация.

Рисунок 1. Тема 1. Пространственная система сил

Теоретический материал остальных тем оформляется аналогичным способом.

Практическая работа №5. Тема Определение центра тяжести геометрических фигур, составленных из стандартных профилей (см. рис. 2. Тема 2. Центр тяжести. Определение координат центра тяжести основных сечений) состоит из лекционного материала, вариантов задания для выполнения практической работы и справочного материала.

Рисунок 2. Тема 2. Центр тяжести. Определение координат центра тяжести основных сечений

Дистанционную форму обучения можно использовать и как опережающее домашнее задание.

Изучение темы Основные положения сопротивления материалов, вопросы Основные гипотезы и допущения, классификация нагрузок и элементов конструкции можно вынести на самостоятельное изучение (см. рис.3. Тема 11. Основные положения сопротивления материалов).

Рисунок 3. Тема 11. Основные положения сопротивления материалов

Объемный материал по теме Механические испытания можно также изучать с использованием дистанционного обучения (см. рис.4. Тема 12. Механические испытания)

Рисунок 4. Тема 12. Механические испытания

Разработанный дистанционный курс Техническая механика дает возможность студентам в непринужденной обстановке и в любое удобное время изучать новый материал, выполнять лабораторно-практические задания, проходить тестирование. Что значительно снижает нагрузку обучающихся и преподавателей техникума.

Использование разнообразных информационных технологий в обучении, приводят к следующим результатам:

  • Презентации оптимизируют деятельность преподавателя и студентов, что приводит к рациональному использованию времени урока.
  • Электронные пособия на 50% увеличивают информативность и эффективность проведения лекций и позволяют снизить время, затрачиваемое на чтение соответствующих разделов лекционного курса. Кроме того, студенты, пропустившие занятия, получают возможность самостоятельно осваивать лекционный материал.
  • Применение технологий и средств дистанционного обучения при проведении традиционного очного обучения позволяют выстраивать совершенно новые уникальные модели обучения.

Необходимость применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающегося обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, «исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры». Информационные технологии являются условием для успешной реализации личности в подготовке конкурентоспособного квалифицированного работника, обладающего профессиональными компетенциями, которые он может продемонстрировать на рынке труда. В этой связи важно помочь студентам стать активными участниками процесса обучения, формировать у них потребность в постоянном поиске [4].

Список литературы

  1. http://sociosphera.com/
  2. chrome-extension://
  3. http://www.studmed.ru/
  4. Коваль, Т.Б. Использование электронного пособия для интенсификации учебного процесса/ Т.Б. Коваль // Современное состояние и перспективы общественно-политического развития России и зарубежных стран: сб. статей. – Волгоград, 2014. – с. 17-19.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*