Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение тестовых технологий в рамках реализации требований ФГОС

02.02.2016 2560 5203
Говорова Ирина Евгеньевна
Говорова Ирина Евгеньевна, методист-преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Актуальность исследования. Одной из главных задач, определенных в

Концепции модернизации российского образования, является повышение его качества на всех уровнях системы образования. Решение этой задачи требует внедрения новых эффективных методов управления педагогическим процессом. Педагогическое тестирование на сегодняшний момент - один из эффективных инструментов контроля уровня знаний обучаемых.

Выход за рамки знаниевой парадигмы, расширение содержания образования в качественном отношении отразились в разработке новых образовательных стандартов и новых обучающих технологий, способствующих повышению качества подготовленности обучающихся; перехода на методы личностно ориентированного и развивающего обучения; расширения использования компьютерной техники и информационных технологий. Принимая концепцию качества образования и его обеспечения, педагогическая наука вступает в новую фазу своего развития. Знаниевая парадигма образования все более вытесняется парадигмой компетентностного, информационного и профессионально ориентированного образования. Центральной задачей становятся проектирование образовательных систем и учебного процесса, управление ими и оценка их качественного уровня, ориентация образовательного процесса на развитие личностной сферы обучающихся. Речь идет о новых, более эффективных педагогических технологиях, новых поколениях учебной литературы и других средств обучения, рассчитанных на повышение эффективности обучения в массовой аудитории.

В компетентностном подходе (Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.) отражен такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. При этом предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет базовую и ориентировочную роль.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность выпускника, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению, при необходимости разрешать собственные проблемы и  находить способы разрешения конфликтов [4].

Новизна опыта

Процедура тестирования довольно давно используется в процессе

преподавания, однако предлагаемый опыт оригинален. Дело в том, что в образовательной  практике тестирование используется только как вид контроля: входного, текущего, тематического, рубежного, итогового.

Наряду с неоспоримыми преимуществами тестовая технология имеет в свете требований ФГОС и ряд недостатков:

-данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов;

- тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания;

- в тестировании присутствует элемент случайности. Например, обучающийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе;

- контрольное тестирование недостаточно влияет и на сам  процесс обучения.

А поэтому и основная задача контроля знаний  обучающихся - выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных обучающимися знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне их самостоятельности и активности в учебном процессе, не может являться в полной мере объективной.  

В контексте моего педагогического опыта лежит более широкое использование обучающего потенциала тестовых заданий для организации учебного процесса.

В своей педагогической практике  наряду с классическим применением тестовых заданий для контроля знаний и умений я использую метод тестовых заданий с целью изучения нового материала путем самостоятельного  составления их самими студентами. Создание системы применения такого метода является одним из главных вопросов в определении эффективности методов, форм и способов моей педагогической практики.

Применяемый мною метод тестовых заданий способствует:

- развитию у обучающихся познавательного интереса к изучаемым дисциплинам,

- более эффективному и качественному проведению занятий,

- глубокому и интегрированному изучению дисциплин до уровня сознанного восприятия,

- формированию структурированных теоре­тиче­ских и фактических  знаний,

- развитию навы­ков учеб­ного труда,

- развитию образ­ного и логического мыш­ления,

- развитию самостоятельного мыш­ления,

- развитию памяти и речи,

- развитию воли и эмоций,

а в рамках требований ФГОС формированию и развитию таких общих компетенций как

«…ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности».

Цель моего опыта: использование обучающего потенциала тестовых заданий при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Выделить особенности отбора содержания учебного материала для самостоятельного составлении тестов обучающимися.

2.Показать роль составления тестовых заданий  в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

3.Способствовать достижению обучающимися высокого качества знаний, умений, навыков по дисциплинам «Техническая механика» и «Материаловедение».

4. Способствовать формированию и развитию общих и профессиональных компетенций при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Технология опыта

Переход всего человечества к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему - увеличение количества и повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация. Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является инновационный метод в применении тестовой технологии.

В своей педагогической деятельности для проведения занятий по «Технической механике» и «Материаловедению» я использую разнообразные виды, типы и формы проведения занятий с применением метода составления тестов на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Выдавая задания студентам для самостоятельного составления тестового задания по изученному материалу, необходимо сразу оговорить предъявляемые требования к их форме и содержанию, демонстрируя на примере тестовых заданий для контроля знаний. На этом этапе трудностей не возникает, так как обучающиеся уже адаптированы к тестовому контролю.

Выполнение первых таких заданий необходимо проводить на аудиторных занятиях, так как даже у «сильных» студентов возникают трудности в подборе слов, составлении фраз, формулировке ответов. Можно ограничиться составлением одного-двух заданий с вариантами ответов по конкретной смысловой дидактической единице в рамках одного занятия. По мере прохождения новых тем можно увеличивать количество заданий, более глубоко и разносторонне рассматривать одну дидактическую единицу или охватить тему лекции. Важно отметить, что выполнение первых заданий вызывает у обучающихся много вопросов и бурные обсуждения. В этот момент необходимо оказать психологическую поддержку и помочь им в составлении теста, при этом внимательно выслушав и поняв мысль, которую хочет выразить студент, своевременно скорректировав и указав на неточности. Для облегчения выполнения заданий можно разбить обучающихся на малые группы.

Дальнейшее планомерное и систематическое выполнение заданий по составлению тестов у студентов трудностей не вызывает: формулировки заданий приобретают лаконичную форму, варианты ответов представляются кратко и однозначно, что говорит о развитии способности грамотно и четко выражать свои мысли, внимательности, о глубоком и структурированном усвоении материала.  Этому способствует сосредоточенность и внимание при восприятии нового материала, развитие возможности выражения словами своей мысли, применяя специальную терминологию, желание самостоятельного, а не группового составления теста, внесение в задание и ответы самостоятельно полученной дополнительной информации (в рамках изучаемой дисциплины) межпредметных и профессионально направленных связей, индивидуального видения новой информации, возможность самовыражения.

Данный метод позволяет организовать индивидуальный оптимальный уровень трудности выдаваемых контрольных заданий, формируя индивидуальные стратегии контроля по отдельной теме, разделу или курсу в целом.

Инновационный подход в применении тестовой технологии способствует

- обеспечению оптимальных условий для самостоятельной работы;

- повышению вариативности и доступности образовательного процесса для обучающихся путем индивидуализации и дифференциации;

- развитию:

самостоятельности, актуализирующей внутренние возможности, желания, интересы и переводящей их в сферу интеллектуальной, поведенческой и предметной деятельности;

любознательности как свойство личности интересоваться окружающим миром;

восприимчивости к новому знанию, поиску новых смыслов и представлений обретенной информации;

целеустремленности и настойчивости при выполнении поставленных задач;

критического мышления, ориентированного на обоснование и доказательность тех или иных утверждений;

вербального мышления (речь), связанного с возможностью выразить словами мысль;

памяти как средство хранить информацию длительное время;

воображения как способа воспроизведения образов объектов в сознании;

выносливости – продуктивно трудиться длительное время;

внимательности как сосредоточенности на выделенном объекте;

способности приводить разрозненные объекты в систему;

ответственности как способность принимать решения, делать выбор, отвечать за свои поступки и действия.

Стало очевидным фактом то, что тесты, самостоятельно составленные обучающимися позволяют получить достаточно объективные оценки уровня знаний, умений, практического опыта, предъявляемых ФГОС, так как направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.

Основные критерии оценки результативности:

- качество знаний по дисциплинам за три года

- результаты промежуточной аттестации по профессиональным модулям

Методы оценки:

анкетирование на выявление у обучающихся оптимального и объективного вида проверки и оценки знаний;

анализ показателей успеваемости;

наблюдение за результатами обучающихся по итогам разного вида контроля (входной, текущий, промежуточный);

конкурсы, викторины.

Наличие подобных характеристик у обучающихся позволяет им эффективно усваивать содержание учебных дисциплин, качественно выполнять задания педагога и самостоятельно продвигаться по пути самосовершенствования и саморазвития. Использование знаниевых компонентов в процессе применения инновационного метода тестовой технологии обучения способствует реализации требований ФГОС по формированию общих и профессиональных компетенций при изучении дисциплин общепрофессионального блока.

Данный опыт может быть использован учителями общеобразовательных предметов и педагогами, работающих по профессиональным стандартам, при различных формах обучения.  Универсальность применяемого мною метода делает опыт технологичным и востребованным, а возможность реализации требований ФГОС – актуальным.

 Список литературы

  1. Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений //Педагогические Измерения, т.1, №1, 2004. С.15-21.
  2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1990. Т. 1—2.
  3. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вопросы образования. – 2004. – № 3.
  4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. – М.: Педагогика, 2003. № 10.
  5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов–на–Дону: Изд–во РГПУ, 2000.-194с.
  6. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003.- 187с.
  7. Ефремова Н.Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. – 2004. – № 9.
  8. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/testovye-tekhnologii-kontrolya-kachestva-znanii-kursantov-voennogo-vuza-na-primere-spetsialn#ixzz38px6VDfw
  9. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.http://www.pligin.ru/articles/ PliginPoznProcess. htm
  10. Шухардина В.А. Адаптивные тесты как средство индивидуализации педагогического контроля знаний учащихся // Развитие системы тестирования в России: Тез. докл. Всерос. конф. – М., 2000. – Ч. 3.
  11. ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта : введ. 28 апреля 2010 г. –М. : Минобрнауки РФ 2010. - 43с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*