Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность исследования. Одной из главных задач, определенных в
Концепции модернизации российского образования, является повышение его качества на всех уровнях системы образования. Решение этой задачи требует внедрения новых эффективных методов управления педагогическим процессом. Педагогическое тестирование на сегодняшний момент - один из эффективных инструментов контроля уровня знаний обучаемых.
Выход за рамки знаниевой парадигмы, расширение содержания образования в качественном отношении отразились в разработке новых образовательных стандартов и новых обучающих технологий, способствующих повышению качества подготовленности обучающихся; перехода на методы личностно ориентированного и развивающего обучения; расширения использования компьютерной техники и информационных технологий. Принимая концепцию качества образования и его обеспечения, педагогическая наука вступает в новую фазу своего развития. Знаниевая парадигма образования все более вытесняется парадигмой компетентностного, информационного и профессионально ориентированного образования. Центральной задачей становятся проектирование образовательных систем и учебного процесса, управление ими и оценка их качественного уровня, ориентация образовательного процесса на развитие личностной сферы обучающихся. Речь идет о новых, более эффективных педагогических технологиях, новых поколениях учебной литературы и других средств обучения, рассчитанных на повышение эффективности обучения в массовой аудитории.
В компетентностном подходе (Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.) отражен такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. При этом предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет базовую и ориентировочную роль.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность выпускника, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению, при необходимости разрешать собственные проблемы и находить способы разрешения конфликтов [4].
Новизна опыта
Процедура тестирования довольно давно используется в процессе
преподавания, однако предлагаемый опыт оригинален. Дело в том, что в образовательной практике тестирование используется только как вид контроля: входного, текущего, тематического, рубежного, итогового.
Наряду с неоспоримыми преимуществами тестовая технология имеет в свете требований ФГОС и ряд недостатков:
-данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов;
- тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания;
- в тестировании присутствует элемент случайности. Например, обучающийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе;
- контрольное тестирование недостаточно влияет и на сам процесс обучения.
А поэтому и основная задача контроля знаний обучающихся - выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных обучающимися знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне их самостоятельности и активности в учебном процессе, не может являться в полной мере объективной.
В контексте моего педагогического опыта лежит более широкое использование обучающего потенциала тестовых заданий для организации учебного процесса.
В своей педагогической практике наряду с классическим применением тестовых заданий для контроля знаний и умений я использую метод тестовых заданий с целью изучения нового материала путем самостоятельного составления их самими студентами. Создание системы применения такого метода является одним из главных вопросов в определении эффективности методов, форм и способов моей педагогической практики.
Применяемый мною метод тестовых заданий способствует:
- развитию у обучающихся познавательного интереса к изучаемым дисциплинам,
- более эффективному и качественному проведению занятий,
- глубокому и интегрированному изучению дисциплин до уровня сознанного восприятия,
- формированию структурированных теоретических и фактических знаний,
- развитию навыков учебного труда,
- развитию образного и логического мышления,
- развитию самостоятельного мышления,
- развитию памяти и речи,
- развитию воли и эмоций,
а в рамках требований ФГОС формированию и развитию таких общих компетенций как
«…ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности».
Цель моего опыта: использование обучающего потенциала тестовых заданий при изучении общепрофессиональных дисциплин.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Выделить особенности отбора содержания учебного материала для самостоятельного составлении тестов обучающимися.
2.Показать роль составления тестовых заданий в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
3.Способствовать достижению обучающимися высокого качества знаний, умений, навыков по дисциплинам «Техническая механика» и «Материаловедение».
4. Способствовать формированию и развитию общих и профессиональных компетенций при изучении общепрофессиональных дисциплин.
Технология опыта
Переход всего человечества к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему - увеличение количества и повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация. Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является инновационный метод в применении тестовой технологии.
В своей педагогической деятельности для проведения занятий по «Технической механике» и «Материаловедению» я использую разнообразные виды, типы и формы проведения занятий с применением метода составления тестов на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Выдавая задания студентам для самостоятельного составления тестового задания по изученному материалу, необходимо сразу оговорить предъявляемые требования к их форме и содержанию, демонстрируя на примере тестовых заданий для контроля знаний. На этом этапе трудностей не возникает, так как обучающиеся уже адаптированы к тестовому контролю.
Выполнение первых таких заданий необходимо проводить на аудиторных занятиях, так как даже у «сильных» студентов возникают трудности в подборе слов, составлении фраз, формулировке ответов. Можно ограничиться составлением одного-двух заданий с вариантами ответов по конкретной смысловой дидактической единице в рамках одного занятия. По мере прохождения новых тем можно увеличивать количество заданий, более глубоко и разносторонне рассматривать одну дидактическую единицу или охватить тему лекции. Важно отметить, что выполнение первых заданий вызывает у обучающихся много вопросов и бурные обсуждения. В этот момент необходимо оказать психологическую поддержку и помочь им в составлении теста, при этом внимательно выслушав и поняв мысль, которую хочет выразить студент, своевременно скорректировав и указав на неточности. Для облегчения выполнения заданий можно разбить обучающихся на малые группы.
Дальнейшее планомерное и систематическое выполнение заданий по составлению тестов у студентов трудностей не вызывает: формулировки заданий приобретают лаконичную форму, варианты ответов представляются кратко и однозначно, что говорит о развитии способности грамотно и четко выражать свои мысли, внимательности, о глубоком и структурированном усвоении материала. Этому способствует сосредоточенность и внимание при восприятии нового материала, развитие возможности выражения словами своей мысли, применяя специальную терминологию, желание самостоятельного, а не группового составления теста, внесение в задание и ответы самостоятельно полученной дополнительной информации (в рамках изучаемой дисциплины) межпредметных и профессионально направленных связей, индивидуального видения новой информации, возможность самовыражения.
Данный метод позволяет организовать индивидуальный оптимальный уровень трудности выдаваемых контрольных заданий, формируя индивидуальные стратегии контроля по отдельной теме, разделу или курсу в целом.
Инновационный подход в применении тестовой технологии способствует
- обеспечению оптимальных условий для самостоятельной работы;
- повышению вариативности и доступности образовательного процесса для обучающихся путем индивидуализации и дифференциации;
- развитию:
самостоятельности, актуализирующей внутренние возможности, желания, интересы и переводящей их в сферу интеллектуальной, поведенческой и предметной деятельности;
любознательности как свойство личности интересоваться окружающим миром;
восприимчивости к новому знанию, поиску новых смыслов и представлений обретенной информации;
целеустремленности и настойчивости при выполнении поставленных задач;
критического мышления, ориентированного на обоснование и доказательность тех или иных утверждений;
вербального мышления (речь), связанного с возможностью выразить словами мысль;
памяти как средство хранить информацию длительное время;
воображения как способа воспроизведения образов объектов в сознании;
выносливости – продуктивно трудиться длительное время;
внимательности как сосредоточенности на выделенном объекте;
способности приводить разрозненные объекты в систему;
ответственности как способность принимать решения, делать выбор, отвечать за свои поступки и действия.
Стало очевидным фактом то, что тесты, самостоятельно составленные обучающимися позволяют получить достаточно объективные оценки уровня знаний, умений, практического опыта, предъявляемых ФГОС, так как направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.
Основные критерии оценки результативности:
- качество знаний по дисциплинам за три года
- результаты промежуточной аттестации по профессиональным модулям
Методы оценки:
анкетирование на выявление у обучающихся оптимального и объективного вида проверки и оценки знаний;
анализ показателей успеваемости;
наблюдение за результатами обучающихся по итогам разного вида контроля (входной, текущий, промежуточный);
конкурсы, викторины.
Наличие подобных характеристик у обучающихся позволяет им эффективно усваивать содержание учебных дисциплин, качественно выполнять задания педагога и самостоятельно продвигаться по пути самосовершенствования и саморазвития. Использование знаниевых компонентов в процессе применения инновационного метода тестовой технологии обучения способствует реализации требований ФГОС по формированию общих и профессиональных компетенций при изучении дисциплин общепрофессионального блока.
Данный опыт может быть использован учителями общеобразовательных предметов и педагогами, работающих по профессиональным стандартам, при различных формах обучения. Универсальность применяемого мною метода делает опыт технологичным и востребованным, а возможность реализации требований ФГОС – актуальным.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.