Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Техническая механика» в рамках реализации требований ФГОС в ГАПОУ «ВПТК»

01.02.2016 2527 5876
Ананьева Анастасия Николаевна
Ананьева Анастасия Николаевна, преподаватель

Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина

Экономическая ситуация в Российской Федерации предъявляет новые требования к системе среднего профессионального образования (СПО), среди которых обеспечение качества образования становится ключевым. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрела создание современной системы оценки качества образования. Вместе с тем, целый ряд исследований последних лет показывает, что добиться существенного роста качества образования в рамках традиционных подходов в системе СПО к организации учебного процесса практически невозможно.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) изменило требования к качеству образования, темпам модернизации образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника. Обеспечение качества профессионального образования в сложившихся условиях возможно при изменении подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является внедрение образовательных технологий. Их важность была осознана в России еще в 80-х годах ХХ века в поисках эффективных систем обучения, а реальная технологизация отечественного среднего профессионального образования активизировалась с введением ФГОС.

На современном этапе развития образования повышаются требования к теоретическому обоснованию педагогических технологий, определяющих эффективность процесса обучения, а также требования к работникам профессионального образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности, в новых условиях существенно меняется роль преподавателя, он становится модератором образовательного процесса, при котором новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий на основе компетентностного подхода.

К современным педагогическим технологиям относят:

-технологии личностно — ориентированного образования;

-технология знаково-контекстного обучения;

-игровые технологии;

-информационные технологии;

-модульная технология;

-технология опережающего обучения с использованием опорных схем;

-технология развивающего обучения и многие другие.

Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием, требованиями ФГОС СПО. Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у обучающихся требует перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. В современном обществе, когда речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план выходят потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Для решения этой проблемы, необходимо вовлекать каждого студента в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя современные педагогические технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности, развития коммуникативной компетенции студентов, технологии, основанные на сотрудничестве, сотворчестве, где преподаватель выступает в роли партнера, координатора, консультанта. Наиболее перспективными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной и исследовательской деятельности, а так же нестандартными формами проведения занятий.

Использование метода проектов в процессе преподавания дисциплины «Техническая механика» может осуществляться по следующим вариантам:

Вариант 1:

1) преподаватель дает краткую формулировку задачи;

 2) студенты выдвигают первоначальные идеи;

 3) проводят исследование, чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;

 4) разрабатывают лучшую идею;

 5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия;

 6) планируют изготовление согласно лучшей идее;

 7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;

 8) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:

 1) студенты анализируют большое количество подобных изделий;

 2) обсуждают их достоинства и недостатки;

 3) записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;

 4) исследуют потребности в этом изделии;

 5) разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;

 6) делают упражнения для развития умений и навыков и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;

 7) планируют изготовление изделия;

 8) создают изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;

 9) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 3:

1) преподаватель выдает ученикам какой-либо материал и предлагает выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделия;

 2) студенты проводят исследование, определяют потребности в изделии и его потенциальных потребителей;

 3) пишут краткую формулировку задачи;

 4) проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;

 5) разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;

 6) разрабатывают лучшую идею;

 7) составляют план изготовления изделий с учетом имеющихся материалов и оборудования;

 8) изготовляют изделие, внося изменения по необходимости;

 9) испытывают и оценивают изделие.

Поскольку способности обучающихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим, вся группа выполняет один проект. Способные обучающиеся могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные - острее нуждаются в помощи преподавателя во время выполнения проекта.

Итак, благодаря использованию метода проектов в дисциплине «Техническая механика» повышается вероятность творческого развития обучающихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность студентов, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, обучающиеся на занятиях испытывают истинную радость.

В процессе проектной деятельности, формируются следующие умения и навыки:

Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

 - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

 - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

 - умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);

 - умение находить несколько вариантов решения проблемы;

 - умение выдвигать гипотезы;

 - умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки оценочной самостоятельности.

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- умение коллективного планирования;

 - умение взаимодействовать с любым партнером;

 - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

 - навыки делового партнерского общения;

 - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

 - умение вести дискуссию;

 - умение отстаивать свою точку зрения;

 - умение находить компромисс;

 - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

 - умение уверенно держать себя во время выступления;

 - артистические умения;

 - умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

 - умение отвечать на незапланированные вопросы.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения преподавателя  – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для обучающихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия студента с преподавателем  и обучающихся между собой, а результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Метод творческих проектов, наряду с другими активными методами,  эффективно применяется   в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Исследовательская деятельность в процессе преподавания дисциплины «Техническая механика».

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала студентов через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований студентов;

- развитие творческой исследовательской активности студентов;

- стимулирование интереса к изучаемой дисциплине - ознакомление с научной картиной мира.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли преподавателя. Главное для преподавателя – увлечь и “заразить” студентов, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.    

Исследовательская деятельность заставляет и приучает студентов работать со справочной и учебной литературой, периодическими изданиями, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, обучающиеся в лучшем случае читают только интернет-статьи.

Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать иллюстративный материал. Готовый материал оформляется, и студент готовится выступать на конференции или  на одном из занятий. Естественно темы таких работ должны быть заранее продуманы преподавателем, а обучающиеся должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата исследовательской работы преподавателю необходимо дать позитивный настрой и стимулировать студентов. Преподаватель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью  обучающихся.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

- Подумать самостоятельно:

  • Что я об этом знаю?
  • Какие мысли я могу высказать про это?
  • Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

- Просмотреть справочную и учебную литературу,  издания периодической печати по теме.

- Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

- Провести анкетирование при необходимости.

- Просмотреть телематериалы.

- Записать то необычное, что узнано из фильмов.

- Использовать интернет.

- Записать то новое, что узнано с помощью компьютера.

- Понаблюдать.

- Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. При необходимости сделать фотографии.

- Провести эксперимент.

- Записать план и результаты эксперимента.

- Оформить исследование.

- Защитить работу.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3.Выявить обозначить все замеченные парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5.Предложить сравнения и метафоры.

6.Сделать выводы и умозаключения.

7.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8.Подготовить текст доклада.

9.Подготовить средства наглядного представления доклада.

Интерактивные методы в процессе преподавания дисциплины «Техническая механика».

Преимущества интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области технических дисциплин определяются следующими приоритетами: 

- студенты осваивают новый материал в качестве активных участников процесса обучения; 

- будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации; 

- вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать справочные данные, технические и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения; 

- оперативность и актуальность получаемой информации: студенты решают сложные практические ситуации, которые имеют место в профессиональной деятельности; 
- доступность и гибкость. Студенты используют в процессе обучения информационные нормативные базы;

- интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возможность постоянных контактов студентов с преподавателем. Они делают более профессиональным образовательный процесс. 

Интерактивные формы проведения занятий мною используются при проведении лекций, практических и других видов учебных занятий; применяются на всех уровнях подготовки. 

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании дисциплины «Техническая механика» чрезвычайно плодотворно. Применяя ИКТ, студенты успешно используют полученные навыки в их профессиональной деятельности. Это осуществляется путем внедрения в систему профессионального образования модульно-компетентностного подхода. Цель применения этого подхода – подготовка конкурентоспособного, мобильного, компетентного выпускника. 
Компетентностный подход – ориентация всех компонентов учебного процесса на приобретение выпускником компетентности и компетенций, необходимых для осуществления его профессиональной деятельности. 

Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Лекция с ошибками используется для закрепления изученного материала. Содержание лекций отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать их, обсудить текст лекции. Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении теоретического материала. 

Лекция-консультация формирует у студентов задавать вопросы. Она предпочтительна при изучении тем с выраженной практической направленностью. Акцентирую внимание на ряде ситуаций практического применения, остальное время отвечаю на вопросы студентов.  Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Данный вид лекции позволяет управлять коллективным мнением аудитории.

Активизация умственной деятельности студентов находит наиболее полное выражение в проблемном преподавании. Обучающиеся не только воспринимают, фиксируют и запоминают знаки в готовом виде, но и совместно с преподавателем или самостоятельно в условиях проблемной ситуации разрешают систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, умений и навыков. В ходе проблемного обучения преподаватель побуждает студентов к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов. 
Деловая игра занимает значительную нишу в интерактивных методиках преподавания. В частности, обучающие игры выполняют три основные функции: 

- инструментальную: формирование конкретных учебных и профессиональных навыков и умений; 

- гностическую: формирование знаний и развитие мышления студентов; 

- социально-психологическую: развитие коммуникативных умений и навыков. 

Одним из методов моделирования профессиональной деятельности является кейс-метод. Кейс-метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий, дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и аргументировать свою позицию.  Использование кейс-метода при изучении дисциплины «Техническая механика» позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение. 

Таким образом, интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию. Интерактивные технологии и методы обучения помогают студентам закреплять полученные знания, применять их на практике, приближать ситуацию к реальным условиям будущей работы, овладевать общими и профессиональными компетенциями. Важно и то, что используя их в обучении техническим дисциплинам, преподаватели повышают свой творческий потенциал, актуализируют научно-методическую работу, развивают образовательно-воспитательную среду. 

Список литературы

  1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжения Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 163-р). URL:http://garant.ru
    2. Криворучко Н.А Формы учебных занятий, развивающие у студентов профессионально-познавательную активность// Среднее профессиональное образование. 2012. № 10.
    3. Ситник А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной практике: учеб. пособие. М., 2010. 
  2. http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
  3. http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*