Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Компетентностный подход в образовании

01.02.2016 16933 35650
Осипова Галина Владимировна
Осипова Галина Владимировна, преподаватель

Мегионский политехнический колледж

 

Складывающаяся в настоящее время в России образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях.

Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования. Многие средние профессиональные заведения России открывают пользующиеся спросом специальности, совершенствуют учебные планы и программы, углубляют уровень подготовки по существующим специальностям, изучают и адаптируют отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров и т.д. Однако эти мероприятия при всей их очевидной целесообразности и необходимости часто бессистемны и имеют, к сожалению, разобщенный характер. Например, обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса, как правило, осуществляется на основе экстенсивного подхода к проектированию и разработке учебно-методических материалов.

Научно-педагогические исследования, практика образовательной деятельности средних профессиональных заведений показывает, что особую актуальность сегодня приобретает проблема учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно-компетентностный.

Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом - в конструировании содержания образования и систем контроля его качества - на систему компетентностей.

Компетентностный подход призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике профессионального образования технологий до сих пор остаются нерешенными. Задача образования - актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования. Компетентностный подход имеет такие возможности.

В отечественной науке поиски в рамках компетентностного похода направлены главным образом на связи компетентности и содержания образования. По мнению отечественных ученых (Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.), компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенными знаниями, умениями, навыками, но и способен реализовать и постоянно реализует их в работе.

В основе компетентностного подхода в профессиональном образовании лежит культура самоопределения (способность и готовность самоопределяться, самореализоваться, саморазвиваться). Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии, пусть даже в малых масштабах (новый прием, метод и т.д.). Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных оснований.

В рамках компетентностного подхода широко используются понятия «компетенция/компетентность». Их широкое применение вполне оправданно, особенно в связи с необходимостью модернизации (обновления) содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «...основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах»

В соответствии с докладом заместителя директора Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы Mr Стобарта выделяют пять ключевых компетенций, которые характеризуют следующие направления:

  1. Политическое и социальное: способность принимать ответственость, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.
  2. Жизнедеятельность в многокультурном обществе. Контроль проявлений расизма, ксенофобии, климата нетолерантности. Для того чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование призвано развить у учащихся такие межкультурные компетенции, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий.
  3. Владение устной и письменной коммуникацией. Владение более чем одним языком. Данные компетенции важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К данной группе компетенций в современных условиях относится владение несколькими языками, приобретающее все более возрастающее значение.
  4. Информационная грамотность. Владение информационными технологиями, понимание сущности их применения, сильных и слабых сторон использования информационных технологий, способность критического отношении к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
  5. Способность учиться на протяжении всей активной жизни как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

При таком подходе компетенции определены как общая способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, которая дает возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы.

 «Компетенция - это способность человека менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, которое включает целостное мировоззрение и систему ценностей».

Компетенция - это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир.

Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знаний. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом существования в обществе, основанном на знаниях, в котором нам предстоит жить.

Сравнивая данные понятия с существующими в образовательной системе понятиями «требования к образованию», «критерии и уровни образования», можно провести некую параллель. Стандарт, содержащий требования к готовности выпускника, соответствует в определенной мере понятию «компетенция»,  а реальный уровень образования, достигнутый студетом, - понятию «компетентность».

В целом, резюмируя вышесказанное, мы согласны с выводом А.К Чекина, который отмечает, что при всем многообразии подходов к определению компетенции и компетентности авторы не выходят за устоявшиеся определения. Компетентность понимается как владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющими судить о чем-либо, делать или решать что-либо. Различия наблюдаются в понимании:

  • компетентности как актуальных качеств личности или скрытых психологических новообразований;
  • предметной наполненности компетенций как системных новообразований, качества личности. Когда речь идет о компетентности как следствии овладения знаниями, навыками, опытом, акцент делается на том, какими должны быть эти знания, навыки, опыт. Когда мы рассматриваем компетенции как личностью новообразования, на первый план выдвигаются вопросы их структуры, составляющих компонентов и связей между  ними. Kогда же мы  говорим о компетенциях, которые должны быть сформированы в образовании, то и здесь выделяется их вполне определенное число. Жак Делор, например, указывает четыре компетенции: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.

Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, дать ему профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы обеспечить специалисту возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. При этом компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но не должна и отождествляться с ней.

Обращение к оценке качества образования через компетенции означает, что образование тесно связывается с трудоустройством. Компетенции жестко не связаны с конкретной профессией, они могут быть использованы в ряде профессий. Компетенции, подобно способностям, определяют успех во многих областях деятельности. Включение этой категории в модель специалиста - сложная задача. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства обученных. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. С позиций цивилизационного подхода, компетентности являются тем самым деятельностно-активным вектором, способствующим не только пониманию культуры техногенной цивилизации, но и познанию своего жизненного поля.

Для реализации компетентностного подхода в российской системе образования, как следует из действующих нормативно-правовых документов, необходимо в ближайшее время провести:

во-первых, анализ отечественного и мирового опыта в реализации компетентностного подхода;

во-вторых, разработку списка ключевых компетенций и рекомендации по их освоению на разных ступенях школы и разном предметном материале;

в-третьих, интерпретацию существующего содержания общего образования, в основном, в деятельностной форме, в системе координат, задаваемых предлагаемыми ключевыми компетентностями;

в-четвертых, разработку методов и содержания оценки учебных достижений в деятельностной ориентации с учетом ключевых компетентностей.

Выступления ученого А.Н. Хуторского отражают новый взгляд на конструирование стандарта образования. По его словам, принципиальное отличие разрабатываемой концепции стандарта от имеющейся ранее предметоориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность. Данная концепция выстроена на основе образовательных компетенций. Причем образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социальнозначимой продуктивной деятельности.

В обсуждаемой концепции предлагается трехуровневая иерархия компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

  • Ценностно-смысловая компетенция.
  • Общекультурная компетенция.
  • Учебно-познавательная компетенция.
  • Информационная компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.
  • Социально-трудовая компетенция.

Компетенция личностного самосовершенствования. использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция, по словам А. Хуторского, предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

В ключевых образовательных компетенциях получают концентрированное взаимосвязанное воплощение следующие компоненты общепредметного (метапредметного) содержания образования:

  • реальные объекты изучаемой действительности;
  • общекультурные знания об изучаемой действительности;
  • общеучебные умения, навыки, способы деятельности;
  • ключевые образовательные компетенции.

Для удобства представления и реализации образовательных стандартов общеучебные умения, навыки и способы деятельности группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:

1) когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные  (творческие) качества  -  вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений;  прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;

3) оргдеятельностные    (методологические)    качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность  к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

  • коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать   современные   телекоммуникационные   технологии (электронная почта, Интернет) и др.;
  • мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве,   национальные   и   общечеловеческие   устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п..

Перечень данных групп качеств опирается на целостное представление ученика как человека, имеющего физическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющую, а также ценностную, духовно-нравственную основу жизнедеятельности.

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции

О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др. в учебном пособии, созданном в рамках проекта Делфи 2, различают три основных типа компетенций, предполагающих автономное обучение, основанное на решении проблем в реальной ситуации трудовой деятельности (или в ситуациях, приближенных к реальной трудовой ситуации или имитирующих ее) и требующих использования при обучении интерактивных методов:

  1. Технические / профессиональные компетенции, относящиеся к сфере профессиональной деятельности;
  2. Сквозные / «мобильные» компетенции, относящиеся к социальным, коммуникативным, методическим и иным компетенциям, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий и сфер деятельности. В настоящее время выделяют ряд основных групп сквозных умений, среди которых — умение организовывать рабочее место и принимать участие в совершенствовании организации предприятия; умение поддерживать эффективное общение с коллегами, руководством и клиентами; умение обеспечивать безопасность жизнедеятельности и, наконец, умения в области охраны окружающей среды.
  3. Новые базовые (ключевые) компетенции, которые дополняют традиционные ключевые умения и необходимы для:

- получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям;

- адаптации к изменяющейся ситуации собственного профессионального и карьерного роста и повышения собственной трудовой и экономической мобильности посредством обучения в течение всей жизни.

Новые базовые умения, отмечают эти авторы, необходимы для эффективного участия граждан в социально-экономической деятельности и определяют основу обучения в течения всей жизни. Они начинают формироваться на самых ранних этапах жизни человека и постепенно содержательно усложняются, углубляются или расширяются. При этом новые базовые компетенции охватывают несколько основных категорий:

  • традиционные базовые умения, дополненные свободным владением иностранными языками и умениями в области ИКТ (информационно-коммуникационных технологий);
  • интеллектуальные (аналитические, способность к инновационной деятельности, умение учиться);
  • социальные и межличностные (необходимые для общения, принятия решений,  работы  в команде, адаптивности, принятия ответственности);
  • предпринимательские (творчество, инновационность, умение  идти  на обоснованный  риск,  умения  в  области организации самозанятости).

Авторский коллектив О.Н. Олейниковой, подчеркивая открытость списка, к новым ключевым компетенциям относит следующие:                                                

  • грамота и счет;
  • использование теоретических знаний в практических целях;
  • умение учиться;
  • умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;
  • умение сотрудничать и работать в команде;
  • умение решать проблемы;
  • ответственность за собственное обучение;
  • коммуникативные умения, включая умение активно слушать, умение общаться на иностранном языке;
  • ответственность за качество труда и обучения;
  • предпринимательские умения, в том числе инициативность, творчество и т.д.;
  • умения в области ИКТ.

Ранее нами было отмечено, что российская система профессионального образования в отличие от западной модели, ориентированной на академические нормы оценки, всегда была компетентностной, т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. В этом и состоит одна из причин большей актуальности компетентностной модели образования на Западе. Однако следует заметить, что задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции. Для новых динамических социально-экономических и производственных условий прежний опыт подготовки специалистов часто не дает требуемых работодателями результатов.

Сегодня ситуация становится иной: меняются технологии, производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях. Именно этим вызвана необходимость обращения к компетентностному подходу, охватывающему наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способности, готовность к познанию, социальные навыки и др. В настоящее время, подчеркивают А.Л. Реан и Я.Л. Коломенский, «когда уже не применяется уравнение «степень - работа», ...ожидается подготовка выпускников, которые могут не только заниматься поисками работы, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя рабочих мест».

Н.Х. Валеева считает существенным введением понятия «учебно-профессиональные компетенции» в связи с тем, что для сохранения своей востребованности и высокой квалификации выпускник профессионального учебного заведения должен постоянно сочетать производственную деятельность с учебной («обучение через всю жизнь»). При этом под учебно-профессиональными компетенциями, автор понимает способность студента реализовать полученный комплекс знаний, навыков, умений, опыта в конкретной практической и учебно-профессиональной деятельности.

Европейские компетентностные модели специалистов выделяют, в основном, четыре вида компетенций:

- инструментальные, которые включают в себя с основном начальные способности, базовые общие знания и общие знания по профессии;

- межличностные, которые описывают готовность к социальному взаимодействию, умение работать в группе, способность к самокритике, приверженность этическим ценностям, толерантность;

- системные, которые отражают способность системно применять полученные знания на практике, осуществлять исследования, генерировать новые идеи, адаптироваться к новым ситуациям и др.;

- специальные, характеризующие владение предметной областью на определенном уровне.

И все же вплоть до настоящего времени в европейском образовательном сообществе нет единого, четкого и однозначно понимаемого определения понятия «компетентность» применительно к его использованию для описания желательного образа (профессионально-квалификационной модели) выпускника того или иного уровня образования.

Проанализировав многочисленные публикации в России и за рубежом, характеризующие подходы в определении и использовании понятий компетенция / компетентность, выделим следующее:

Компетенция - это группа взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной

(профессиональной) задачи.

Компетентность - это способность осуществлять (профессиональную)  деятельность в рамках освоенной компетенции, «со знанием дела», принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации. Характеризует меру соответствия имеющимся знаниям и умениям реальному уровню сложности выполняемых задач.

Компетентностный подход характеризуется личностным и деятельным аспектами, т.е. он имеет и практическую, прагматическую, и гуманистическую направленность. Практическая направленность компетентностного подхода была задана материалами симпозиума Совета Европы, где подчеркивается, что для результатов образования важно знать не только ЧТО, но и КАК делать. В этом прагматическом смысле он не может быть противопоставлен знаниям умениям и навыкам, т.к. он только специально подчеркивает роль опыта, умений практически реализовывать знания, решать задачи на этой основе. Но он и не тождественен ЗУНовскому подходу, т.к. фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям, делая акцент на практической стороне вопроса.

В настоящее время одной из задач обновления содержания профессионального образования является проблема определения номенклатуры компетенций. Для выделения компетенций и их компонентов необходимо учитывать разные точки зрения: видение академического персонала; взгляд работодателей; точка зрения «потребителей образования», т.к. сегодня еще нет однозначных подходов к классификации компетенций.

В области профессионального образования можно выделить: ключевые (учебные компетенции; информационные компетенции; компетенции межличностного взаимодействия; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования) и профессиональные компетенции.

Определение ключевых компетенций может происходить только в рамках региональной, государственной и международной дискуссии при участии всех или по возможности большего количества общественно значимых групп и должно учитывать всю совокупность сфер жизнедеятельности (органы государственной власти, педагогическая общественность и работодатели).

В компетентностной модели специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Таким образом, результат образования будет представлять собой совокупность привычных результатов образования с добавлением результатов по становлению и развитию ключевых компетенций. Развитие компетенций - это дополнение к привычным целям образования. Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития учащихся посредством предмета.

Компетентностный подход в обучении предполагает создание общепринятой методики формирования ключевых компетентностей и определение адекватных средств их реализации. Данный подход требует изменения учебного процесса, т.к. формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль деятельности обучаемого в этой модельной среде.

Организацию процесса подготовки специалиста на основе компетентностной концепции обобщенно можно представить в виде блок-схемы (рис. 1).

Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение keys-study, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список образовательных технологий: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технология проектного обучения; технология педагогического сопровождения.

Для реализации компетентностного подхода необходима определенная подготовка кадров. К определенному моменту педагогические кадры должны быть способны решать определенный круг задач. «Компетентностный подход - это разумный прагматический подход к программе изменений в образовании. Он связан с подготовкой к будущим изменениям, таким как: переход на новые стандарты, переход на единый экзамен, переход на профильное обучение, реструктуризация школы. Что изменится в этой ситуации в деятельности учителя? Что он может, а чего - не сможет? Чему его надо научить?».

Краткий обзор взглядов педагогов и психологов свидетельствует о том, что компетентностный подход еще только набирает силу: накапливает информацию, определяет приоритеты и акценты в основных компонентах и их характеристиках.

Литература

  1. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.:Буки-Веди, 
  2. Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-методическое пособие / под. ред. А.Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2012. — 72 с.
  3. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: метод. пособие / М.В. Привезенцев, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др. — М.: Альфа-М, 2007. — 150 с.
  4. Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования: Материалы республиканской научно-практической конференции. - Казань. РПЦ «Школа», 2009
  5. Интернет-журнал «Эйдос». Эвристическое обучение. http://www.eidos.ru/journal/1998/0707.htm
  6. Компетентностный подход в образовании http://festival.1september.ru 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*