Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Значение спектаклей классического балетного наследия в формировании будущего артиста балета Якутского хореографического колледжа им. А. и Н. Посельских

29.01.2016 2571 5060
Гаврильева Мария Анатольевна
Гаврильева Мария Анатольевна, преподаватель

Якутская балетная школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских

Классическое балетное наследие представляет собой огромный пласт ценнейшего материала для изучения и возрождения в хореографическом искусстве. Искусство балета живет на сценах театров мира не одно столетие, за время своего существования претерпело множество видоизменений, реформ и исследований.

Проблема сохранения классического наследия в контексте со временем всегда животрепещуща и неоднозначна. На протяжении многих лет идет спор об его возрождении и сохранении. Спектакли балетного классического наследия всегда остаются школой большого мастерства, и включены в репертуар производственной практики Якутского хореографического колледжа.  

Производственная практикаиграет немаловажную роль в формировании будущего артиста балета, позволяя учащимся приобщиться к профессии. Уже во время обучения в хореографическом колледже с детских лет учащиеся знакомятся с классическим наследием в хореографии многих именитых балетмейстеров: начиная со знаменитых «Суворовцев», заканчивая большими серьезными полотнами. И особое место здесь занимает наследие величайшего хореографаМариуса Ивановича Петипа.

Балетмейстером Петипа сочинено множество балетов, начиная от хореографических сцен в одном действии заканчивая огромными полотнами. Не говоря о том, сколько танцев им было сочинено для опер. Очень много утеряно безвозвратно, но вместе с тем сохранились представляющие огромную ценность материалы, записи старинных балетов. Осенью 1969 года Театральная коллекция Гарварда с помощью фондов F. E. Chase и Kilgour, а также использовав средства от продажи дубликатов уже имеющихся экспонатов, приобрела обширную коллекцию документов, посвященных русскому балету конца XIX- начала XX века. Коллекция состоит из более чем 270 экспонатов, которые собирались в течение 40 лет в различных частях Европы. В нее входят рукописные и печатные ноты, либретто и синопсисы, фотографии танцоров, эскизы декораций и костюмов, а также, что особенно важно, хореограммы, которые представляют собой первые в истории балета записи репертуара крупной балетной труппы.

Коллекция носит имя Николая Григорьевича Сергеева – режиссера, который вывез ее из России и использовал в 1921-1951 гг., для того, чтобы привить русские балетные традиции в европейских труппах. Николай Сергеев — сначала артист балета, потом режиссер балетной труппы. Он следил за репертуаром, за правильностью исполнения мизансцен, танцевального рисунка. Для балета очень важно, какой, например, арабеск, какой аттитюд в «тексте», то есть важны рисунок, хореография, придуманные автором. Каждое движение оригинала имеет ценность. А в истории балета первоисточник постепенно обрастал слоями. Оригинал фактически исчезал. Восстановление его — проблема интересная и непростая. Когда в балетном театре существует классическое наследие, очень важно, какой «текст» исполняется. Так называемая аутентичность сегодня уже признана, а кто-то даже расценивает ее как модное увлечение. Но это не так. Ведь речь идет о реставрации отечественных шедевров, первоисточников и пиетет по отношению к великим страницам прошлого должен быть всегда.

Аутентичность была абсолютно изъята из нашей балетной культуры почти на весь прошлый век. В итоге ХХ век русского балета — это попытки усовершенствовать классику, сделать ее лучше. Но оказалось, что чем дальше отрывались от шедевра-первоисточника, тем более спорными становились версии.

Мариус Петипа поставил около пятидесяти оригинальных балетов. И лишь о самых известных мы знаем почти все. Балеты П.И. Чайковского, А.К. Глазунова действительно изучены хорошо, отдельные балеты Ц. Пуни, Л. Минкуса и некоторые другие, как правило, упоминаются как недостойные более или менее подробного анализа. Однако есть такие постановки, которые исследователями относятся к разряду балетов, скрывающихся в лучшем случае в списке простого перечисления, а в худшем – в сокращении «и пр.». В последнее время интерес к наследию сильно возрос, особенно к тем балетам, которые не видели свет рамп очень давно. Как говорится, без прошлого нет будущего. Тем ценнее и значительнее роль знакомства обучающихся с великим классическим наследием на стадии формирования будущего артиста балета.

С наследием Петипа дети начинают знакомиться уже с младших классов. В качестве танцевального материала в этом возрасте обычно используют не сложные массовые номера, такие как вальс из первого акта балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, мазурка из балета «Пахита» Л. Минкуса и т.д. Начиная со средних классов обучения, наследие Мариуса Петипа входит в программы обучения хореографического училища более широко. Помимо массовых номеров, начинается работа над не очень сложными по технике вариациями второго или корифейского плана. Это могут быть вариации фей из пролога балета «Спящая красавица», вариация главного Амура из балета «Дон-Кихот» Л. Минкуса, вариации из вставного па-де-де первого акта балета «Жизель» А. Адана и другие. Выбор материала всецело зависит от профессиональной одаренности и подготовленности ученика.

В старших классах по мере укрепления физических данных и освоения более технически сложных программных элементов классического и дуэтного танцев, овладения актерскими навыками начинается работа над ведущими сольными вариациями, па-де-де, па-де-труа и т.д. Здесь наследие Мариуса Петипа предоставляет большое многообразие выбора. Наиболее сложными по технике исполнения считаются па-де-де из балетов: «Спящая красавица», «Пахита», «Лебединое озеро».

Участие обучающихся в спектаклях колледжа является прекрасным стимулом для более вдумчивого и серьезного отношения к своей будущей профессии. Здесь учащимся предоставляется отличная возможность в полной мере раскрыть свои хореографические и артистические навыки, уже полученные на ежедневных занятиях у станка. Выходя на сцену, учащиеся не только получают незаменимый сценический опыт, но и приобщаются к необходимой культуре поведения на сцене, обучаются гласным и негласным законам сцены, что является важным и обязательным моментом в воспитании любого артиста балета.

Основная задача хореографического колледжа – воспитать в учениках отношение к балету как к высокому искусству, развить чувство стиля, научить академической грамотности и технике классического танца, являющегося основой любого направления танцевального искусства. Воспитать уважение к традициям русского балета, к его основателям и мастерам. Этому во многом и помогает наследие Петипа, являющееся для нас основным критерием профессионального мастерства балетного танцовщика, нашим достоянием, которое необходимо сохранять, оберегать и широко вводить в учебные программы и школьные спектакли. 

Успешная сценическая практика характерна лишь в том случае, если учащиеся получают полный объем знаний по учебной программе. Непосредственно классическое наследие встречается на таких предметах как историко-бытовой танец, народно-сценический, а в теории – на уроках истории хореографического искусства.

Знание историко-бытового и народно-сценического танцев, передача стиля танца, соответствующей той или иной эпохе, служит большим подспорьем в творчестве каждого артиста балета. Практика оперно-балетного театра настойчиво требует от молодых артистов знакомства со стилем бытовых и народных танцев разных эпох. Разрыв между школьными уроками и требованиями сцены необходимо ликвидировать: эту задачу и стараются выполнять в программе обучения будущего артиста балета. По всем предметам учащиеся приобретают необходимые знания и навыки в исполнении тех хореографических эпизодов, с которыми им неизбежно придется встретиться в своей будущей профессии.

Для более успешного усвоения материала в якутском хореографическом колледже был введен предмет – сценический репертуар. Дисциплина «Сценический репертуар» является необходимой частью учебного процесса. Она способствует развитию индивидуальных качеств учащегося. Изучаемые фрагменты из классического наследия гармонично сочетают музыкальное содержание с хореографическим текстом, воспитывают эстетический вкус к лучшим исполнительским традициям балетного театра.

Этот предмет помогает учащимся научиться танцевать в массовых, ансамблевых и сольных номерах, знакомит с лучшими примерами классического репертуара, расширяет кругозор, воспитывает профессиональные навыки, необходимые будущему артисту балета.С первых занятий ученикамрассказывают об истории возникновения данного номера или фрагмента, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях. Наглядно демонстрируют качественный показ того или иного движения, используя ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. Также, в развитии творческого воображения играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов, интернет ресурсов.

На этом предмете преподавательв занятиях с учеником стремится к достижению им поставленнойцели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнениятанцевального движения, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию  профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при  исполнении  хореографического произведения. Помимо этого,для заинтересованности учеников к своей будущей профессии преподаватели знакомят учащихся с историей балета, с творцами и деятелями этого прекрасного вида искусства, ведь именно во время обучения формируется сознание творческой личности, его мышление как артиста, его культура и отношение к профессии.

У якутской балетной школы богатый сценический репертуар – это и сцены из таких спектаклей классического наследия, как «Пахита», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Шопениана», «Корсар», «Раймонда», «Привал Кавалерии», «Дон-Кихот» и др. И обширная концертная программа, которая включает в себя народно-сценический и современные направления. Хорошая сценическая практика – залог будущего успешного развития артиста балета: такого принципа придерживаются в якутском колледже. В этом смысле воспитанникам повезло, на данный момент без их участия не обходится не один спектакль Государственного театра оперы и балета им. Суоруна-Омоллона, где учащиеся нередко исполняют партии взрослых артистов. 

Литература:

  1. Колтунов М. С. Хореография Петипа в системе хореографического образования. – 2005
  2. Гаевский В. М. «Дом Петипа». М.: Артист. Режиссер. Театр. - 2000
  3. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI – XIX веков. Янтарный сказ. – 2004
  4. Груцынова А. Публикация «Приказ короля – балет, скрытый покровом времени». Журнал «Балет», №3 2006



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*